Становление русской государственности.
План:
1. Расселение восточных славян в Европе.
2. Особенности социально - экономического строя восточных славян. Предпосылки возникновения государственности.
3. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве. Внешняя и внутренняя политика первых киевских князей.
Научная литература
Ключевский, В.О. Русская история, т. 1 / В.О.Ключевский. – М., 1988 г.
Откуда есть пошла Русская земля… в 2 т., под ред. Кузьмина А.Г., М., 1988.
Лебедев, Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси / Г.С.Лебедев. – М., 2005
Славяне и скандинавы. М. 1996.
Соловьёв, С.М. Сочин., т. 2 / С.М.Соловьёв. – М., 1988.
Публицистическая и историко-художественная литература
Каргалов, В.В. Полководцы X-XVI вв. / В.В.Каргалов. – М., 1988.
Рыбаков, Б.А. Начальные века русской истории / Б.А.Рыбаков. – М., 1987.
Рассказы русских летописей. М., 1973.
Исторические термины и понятия:
Полюдье - в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения ("людей") для сбора дани; затем - сама дань неопределенного размера. В 945 г. княгиня Ольга установила время сбора полюдья (уроки) и места сбора дани (погосты). В Новгородской и Смоленской землях в XII в. название фиксированной денежной повинности.
Раннефеодальное государство - государство переходного периода от первобытнообщинного строя к феодализму у восточных славян, миновавших в своём развитии эпоху рабовладельческого общества. В сложившихся княжествах VIII-ХI вв. происходил процесс формирования феодальных отношений при больших остатках первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, родовые обычаи и так далее). Основные черты: слабость государственного аппарата; отсутствие центральных органов управления; принцип династического старшинства при наследовании великокняжеской власти и при распределении уделов между князьями.
Вече (общеславянское; от старославянского «вет» — совет) — народное собрание в Древней Руси для обсуждения общих дел. Функции веча сближают его со скандинавским тингом. Вече возникло из племенных собраний славян. В летописях вече впервые упоминается в Белгороде под 997 г., в Новгороде — под 1016, Киеве — под 1068 г. С образованием Древнерусского государства знать использовала вече для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности. Вече не было подлинным народовластием, фактически все решали князь и его «мужи» — бояре, от имени которых и составлялись все дошедшие до нас княжеские акты, не считая нескольких совместным с вечем ранних новгородских актов.
Вервь (от "вервь" - верёвка) - название соседской общины в Древней Руси, совокупности участков земли, размеченных по верёвке. Переход от родовой общины и патриархального родак соседской общине и малой семье произошёл у славян в процессе их расселения в VI-VII вв. В отличие от кровнородственной общиныеё единство поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями. Могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Согласно "Русской правде", члены верви сообща владели лесными, водными угодьями, сенокосом, а пашня делилась между отдельными семьями. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершённые на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники(кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. В дальнейшем под влиянием различных социально-экономических условий произошла эволюция верви.
Персоналии:
Князь Владимир I Святой (?-1015 гг.) -Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича. Получил от отца в 970 г. в управление Новгород. После смерти Святослава в 972 г. одержал победу в междоусобной борьбе за власть, с 980 г. – Великий князь Киевский. В начале своего правления принял меры к укреплению языческого культа. Около 988 г. крестился по православному обряду, осуществил крещение Руси. В 981 г. Владимир воевал с польским королем Мешко I за приграничную Червенскую Русь. Занял города Червень и Перемышль. В 981—982 гг. Владимир совершил походы на вятичей, в 983 г. покорил литовское племя ятвягов, в 984 г. совершил поход на радимичей, повторно завершив объединение Руси. Владимир вёл активную внешнюю политику, за время своего правления им было подписано множество мирных, торговых, дипломатических договоров с правителями разных стран. Вел постоянные войны с печенегами. Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси, а также сплошная стена на земляной насыпи (т.н. Змиевы валы). В княжение Владимира был составлен первый свод церковного права на Руси. Умер в 1015 г.
Св. митрополит Илларион -В историю церкви он вошел как первый из митрополитов, поставленных на митрополию Собором русских епископов (1051 г.). Прославился среди русского духовенства высотой духовной жизни и талантом к проповеди. Незадолго до своего избрания он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором дал богословское осмысление места Руси в истории. Среди других творений святителя Иллариона особо важное место занимает его архиерейское исповедание, которое стало образцом епископской присяги в Киевской Руси. Его деятельность проходила в период утверждения и укрепления христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Илларион придавал большое значение развитию грамотности. С именем Иллариона связано составление церковного устава (Номоканона) князя Ярослава, относящееся к последним годам его княжения. Умер около 1054-55 гг., причислен к лику святых.
Владимир II Всеволодович Мономах (1053-1125 гг.) -Сын князя Всеволода Ярославича (прозван Мономахом по имени матери — дочери византийского императора Константина IX Мономаха). В юности был князем Ростова (1066—1073 гг.), в 1073—1078 гг. правил в Смоленске. В 1078 его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. С 1093 г. вёл войну с вступившими в союз половцами и Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов и обосноваться в Переяславском княжестве. Последовательно добивался прекращения княжеских междоусобиц и организации отпора половцам. Эту мысль Владимир Мономах настойчиво высказывал на княжеских съездах (Любечский съезд (1097 г.), съезды 1100, 1103 гг.). После Долобского съезда (1103 г.) стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111 гг.), в результате которых половецкий союз был наголову разгромлен и не мог больше представлять угрозу русским землям. После смерти в 1113 г. киевского князя Святополка Изяславича и народного восстания в Киеве стал Великим князем Киевским (1113-1125 гг.). При нем был составлен «Устав Владимира Мономаха», который вошел в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав упорядочил прибыли ростовщиков и определял условия закабаления, с целью облегчить положение должников и закупов. В 1116—1117 гг. по поручению Владимира Мономаха создана была вторая редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом киевского Михайловского Выдубицкого монастыря. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней. «Поучение» князя своим сыновьям является подлинным шедевром древнерусской литературы.
Методические указания.
Материал данной темы достаточно прост в усвоении, его можно изучать, пользуясь любым учебником по отечественной истории. Целесообразно работать с учебником, изданным после 1991 г. Студент, претендующий на максимальный балл, наряду с учебником должен ознакомиться с дополнительной литературой и источниками, указанными в программе курса. Занятие по данной теме является первым, на котором студент может на практике использовать основные теоретические положения исторической науки – построение причинно-следственных связей, определение объекта и предмета исследования, объективных и субъективных предпосылок того или иного процесса или явления. В рамках лекционного занятия необходимо обозначить основные даты и термины, связанные с темой и в дальнейшем использовать их в виде дополнительного задания на семинарском занятии. Составление хронологической или генеалогической таблицы, работа с терминами и понятиями – в устной или письменно форме позволяет на семинарском занятии охватить наибольшее количество учащихся и добиться наилучших результатов в их подготовке. Необходимо учитывать, что представление об исторической географии Российского государства на различных этапах его истории по результатам школьного обучения у нынешних студентов самое поверхностное. Поэтому целесообразно, начиная с первой лекции по отечественной истории использовать учебную карту в качестве наглядного пособия и в дальнейшем лекционные и семинарские занятия непременно должны включать в себя работу с картой. Поскольку первая же тема включает ряд дискуссионных моментов – вопрос об этногенезе славян, полемика норманистов и антинорманистов по вопросу о происхождении Древнерусского государства, вопрос о языческих верованиях славян – важным моментом представляется формирование у студента собственного мнения в отношении ключевых событий отечественной истории и умения обоснованно отстаивать собственную точку зрения. Этого можно добиться как за счет дополнительных вопросов на семинарском занятии, так проведения дополнительных мероприятий –дискуссии, ролевой игры, интервью и т.д.
Работа с документами:
Документ 1:
Прокопий Кесарийский о славянских племенах, VI в.:
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что Спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни хитонов, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.
Вопросы:
1. Какие сведения об образе жизни славян можно почерпнуть из отрывка?
2. Что в верованиях славян кажется Прокопию заслуживающим внимания? Почему?
3. Каким образом управлялись славянские племена в VI в. н.э.
Документ 2.