Октября 1698 года. Расправа Петра I с восставшими стрельцами.
Поскольку петровские реформы ломали вековые нормы и обычаи русского народа, им было оказано довольно сильное сопротивление, особенно в низших слоях общества, на которые упала основная тяжесть проводимых реформ. Неприятие петровских нововведений проявлялось в массовом движении раскольников, в стрелецких и казацких выступлениях, в дворцовых заговорах. В борьбе с противниками реформ Петр I не стеснял себя ввыборе средств, «устраняя варварство варварскими методами». Были усилены исполнительные органы власти, применялись массовые казни и другие средства устрашения. В результате почти полностью было уничтожено целое сословие стрельцов, к которому Петр I питал особую ненависть, памятуя о пережитом им страхе во время стрелецкого восстания в 1682 году. Повод для расправы представился, когда стрельцы подняли в 1698 восстание, не желая мириться с нововведениями Петра I и с утратой своих привилегий, дарованных им ещё Иваном Грозным. Несмотря на то, что к моменту возвращения царя из-за границы восстание было подавлено, он настоял на дополнительном расследовании и подверг стрельцов жестокой расправе. Этот факт русской истории нашёл своё отражение в знаменитой картине Алексея Сурикова «Утро стрелецкой казни», а также в народных песнях, одна из которых приведена ниже.
«На святой Руси, в кременной Москве,
Было то на площади,
Собралися там стрельцы-бойцы
Во единый круг.
Как увидел их с высока терема
Атаманушка,
Он подходит к ним,
Низко кланяется:
«Да и здравствуйте, вы ребятушки,
Вы стрельцы-бойцы!
Да и что это у вас, у стрельцов-бойцов,
Да за круг собрат?»
«Собрал то нас, стрельцов-бойцов,
Православный царь.
Он да прежде нас дарил жалованием,
А теперь казнить велит:
Как и пятого, и десятого
Кнутом сечь;
Как и третьего, и четвёртого
Казнить – вешать…»
(В. Суриков. Утро стрелецкой казни.1881)
Действие в картине происходит в Москве на Красной площади, на фоне храма Василия Блаженного. Раннее утро, еще не рассеялся туман. В центре композиции два героя – сидящий на коне царь Петр и рыжебородый стрелец в красном колпаке. Стрелец связан, его ноги закованы в колодки, но он не смирился со своей участью. Гневно, с лютой злобой смотрит он на Петра. Такой же непримиримый взгляд видим мы и у Петра. Столь же эмоционально и выразительно показаны и другие персонажи. Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице. Как затравленный зверь, озирается вокруг чернобородый стрелец. Взгляд седого стрельца безумен – ужас того, что сейчас произойдет, помутило его сознание. Стрелец, стоящий на телеге, склонился, прощаясь с народом. Отчаянно кричит молодая жена стрельца, бессильно опустилась на землю старуха-мать.
Одна из уникальнейших черт российского опыта модернизации страны, заключавшаяся в экстремальной ситуации Северной войны. Ведь общеизвестно, что для успешного хода реформ требуется полная политическая стабильность внутри страны и отказ от активной внешней политики. В России же все обстояло с точностью до наоборот. Там именно обстановка военного времени наложила свой отпечаток и на содержание, и на сам ход реформационных процессов. Трудно назвать другую страну в мире, которая сумела бы осуществить столь крутую ломку своих социально-политических и экономических структур в подобной ситуации.