Развитие основополагающих теорий демократии в истории политической мысли
Демократия и гражданское общество
Развитие основополагающих теорий демократии в истории политической мысли
Для комплексного исследования демократии необходимо дать определение и развернутую характеристику данному феномену. Здесь следует помнить, что большинство исследователей склонно проводить грань между античной, греческой и современной, либеральной демократией. Античная демократия - историческая модель прямой демократии, при которой правители избирались путем прямых и равных выборов, и от всех граждан требовался высокий уровень политического участия. Однако, известно, что правом избирать и быть избранным обладали далеко не все жители городов-полисов. Таковы были правила функционирования греческой демократии.
У современной, либеральной, демократии также есть свои правила. Либерализм, как правило, проявляется в уважении и легитимной защите прав оппозиции, прав на выражение и отстаивание мнения тех, кто в настоящий момент находится в меньшинстве. Для современной демократии характерно право ставить под сомнение правильность курса действующего правительства и отстаивать необходимость альтернативной политики. В той или иной форме различные теоретики политический науки указывают на эти особенности демократической формы правления. Обратимся к развитию теории и практики демократии.
Первой, классической формой демократического государства была Афинская республика. Она возникла в V веке до нашей эры. Начало демократическому развитию положили реформы архонта Соломона, который в VI веке до нашей эры провел глубокие хозяйственные и политические реформы. Они, в частности, предусматривали освобождение плебса от государственных налогов, наделение всех граждан правом выбирать должностных лиц (магистратов) и требовать у них отчета. Однако сами государственные правители могли быть лишь из числа тех, кто оплачивал государственные налоги и военные расходы, т. е. из богатых граждан.
Хотя во времена Солона демократия в Афинах делала еще первые шаги, идеи выборности и подконтрольности правителей, добровольного согласия подчиняться власти, причем не отдельным лицам, а закону, получили массовое распространение и развитие. Наиболее полно они были реализованы во времена Перикла в V веке до нашей эры. Этот период считается золотым веком афинской демократии. Перикл руководил афинским правительством и считался народным вождем. Был противником тирании, противопоставлял которой свой идеал государственной власти, называя его народоправством. При данном виде государственного устройства в частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам.
Афинская демократия – образцовая историческая модель прямой демократии, при которой от всех граждан требовался высокий уровень политического участия. Однако на деле средний афинянин мало участвовал во всех политических решениях. Афинская система представляла собой систему смешанного правления с особо значимой ролью народного собрания всех граждан, максимально сниженными имущественными и другими цензами, малоимущих специально поощряли к исполнению их гражданских прав/обязанностей.
В Средние века в Европе и во всем мире утвердилось господство авторитарных, преимущественно монархических форм правления. Само слово «демократия» исчезло из европейского политического лексикона почти на две тысячи лет, и если оно иногда использовалось, то не иначе, как в негативном значении. Знаменитый теолог средневековья Фома Аквинский писал: «Если несправедливое правление осуществляется многими лицами, то это называется демократией» [1, с. 134].
Новое время – эпоха возврата, расширения и обновления демократической традиции. Этому способствовало появление либерализма, идейного и политического течения, выступившего под знаменем свободы личности, ограждения ее от государственной тирании. Идеологами раннего либерализма принято считать Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье. Ими был разработан один из важнейших принципов, на котором строится современная демократия, принцип разделения властей. Разделение власти предполагает самостоятельность, независимость отделенных друг от друга ветвей власти. Дж. Локк выступал за четкое разграничение законодательной и исполнительной ветвей власти. Вместе с тем он не выделял судебную власть как самостоятельную ветвь и рассматривал судопроизводство как прерогативу исполнительной власти. Впервые о необходимости учреждения судебной власти в качестве самостоятельной ветви высказал Ш.–Л. Монтескье. Именно ему принадлежит приоритет в окончательном формулировании теории разделения верховной власти на три самостоятельные – законодательную, исполнительную и судебную.
Другим основополагающим принципом демократии является верховенство власти народа. Впервые этот принцип был провозглашен французским философом-просветителем, политическим мыслителем Ж.-Ж. Руссо. Демократия для него – средство достижения свободы индивидов или личной автономии. Государство по Руссо образуется путем заключения общественного договора между всеми равными гражданами.
Идеи Руссо (принцип народного суверенитета, прямого голосования и др.) нашли свое выражение в конституции Франции 1791г. В то же время они послужили и оправданию якобинского террора. По Конституции 1793г., в соответствии с идеей Руссо о единстве и непротиворечивости воли народа, принцип равноправия распространялся лишь на единомышленников якобинцев. Французская революция 1789 года показала, что либеральная концепция, сформулированная Локком, Руссо, чревата опасностью для свободы индивидов. Якобинская диктатура 1793-1794 годов вскрыла, что место народного суверенитета занимает деспотия меньшинства. Отсюда, основной проблемой мыслителей конца XVIII - начала XIX веков явилась проблема соотношения демократии, воплощенной в идее народного суверенитета и либерализма с его принципом свободы.
Один из самых знаменитых теоретиков либерализма XIX века является политический деятель Дж. С. Милль. Свобода индивида, в частности, свободы мысли, слова, собраний, самостоятельности при выборе стиля жизни и т. п., первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это решающее, по Миллю, обстоятельство ставит государство в зависимость о воли и умения людей создавать и налаживать нормальное человеческое общежитие. Концепция свободы у Милля представлена не только политической свободой, т. е. конституционными гарантиями против тирании правителя, но и защитой индивидуальности о тирании большинства, которое видится основной угрозой свободе в демократических государствах, защитой от господствующего в обществе мнения как «нравственного насилия».
В это же время, в середине XIX века, развивает свои идеи один из главных теоретиков демократии, великий французский политический мыслитель А. де Токвиль. В демократии он усматривал самое знаменательное явление эпохи, наиболее развитие которой в это время было достигнуто в США. Этому была посвящена знаменитая работа Токвиля «Демократия в Америке». Сердцевина демократии – принцип равенства. Постепенное установление равенства есть предначертанная свыше неизбежность. Тем не менее, Токвиль считал, что во все времена люди предпочитают равенство свободе. Оно дается людям легче, воспринимается подавляющим большинством с приязнью. Но современная демократия возможна лишь при тесном союзе равенства и свободы. Демократические идеи мыслителей древности, Нового времени, Просвещения оказали сильное влияние уже на практику, на развитие демократической формы правления в США и в странах Западной Европы.
В XX веке наблюдается всплеск теоретических исследований демократии ввиду активного распространения демократического политического режима, особенно во второй половине ХХ века. В рамках второго вопроса лекции обратимся к научным подходам к феномену демократии и рассмотрим характерные черты демократического политического режима.