По теме 4 «XVII в.: возрождение Российского государства»
1. Укажите черты российской экономики, появившиеся в XVII в., а не пришедшие из прежних времен:
1) преобразование ремесла в мелкотоварное производство,
2) появление мануфактур,
3) ориентация на рынок боярских и дворянских хозяйств,
4) развитие специализации отдельных территорий и рост торгового оборота,
5) складывание всероссийского рынка,
6) единая общерусская денежная единица,
7) возникновение общероссийских ярмарок,
8) разделение территории по преобладанию барщинной или оброчной системы,
9) крупное феодальное землевладение,
10) верны все ответы.
2. Отметьте явления, свидетельствующие о формировании в России в XVII в. абсолютной монархии:
1) снижение роли Земских соборов,
2) церковный раскол,
3) появление полков «нового строя»,
4) изменение титула государя,
5) складывание всероссийского рынка,
6) появление Приказа тайных дел,
7) развитие связей с Западной Европой,
8) развитие приказной системы,
9) подавление народных восстаний,
10) отмена местничества,
11) успехи во внешней политике,
12) принятие Соборного Уложения,
13) замена губных и земских старост воеводами,
14) развитие казенных мануфактур.
3. Отметьте задачи внешней политики России XVII в., которые были решены до 1689 г.:
1) выход к Балтике,
2) выход к Азовскому или Черному морю,
3) возврат смоленских, черниговских, новгород-северских земель,
4) присоединение Левобережной Украины,
5) присоединение Правобережной Украины,
6) прекращение набегов со стороны Крымского ханства,
7) присоединение Центральной Сибири,
8) присоединение Восточной Сибири и Дальнего Востока.
4. Появление старообрядцев было вызвано:
1) реформами Петра Первого,
2) реформами царя Алексея Михайловича,
3) реформами патриарха Никона,
4) деятельностью старцев.
5. Отметьте цифрой 1 причины церковного раскола, 2 – его последствия:
а) изменения обрядов и богослужебных книг,
б) появление старообрядчества,
в) приобретение Русской церковью национального характера, уверенность в ее превосходстве над другими,
г) отсутствие достаточного числа образованных священников и верующих, способных разобраться в богословских вопросах,
д) кризис традиционной концепции «священного Московского царства – третьего Рима»,
е) усиление закрепощения крестьян и горожан в XVII веке.
6. Укажите факты, обносящиеся к русскому образованию и науке в XVII в.:
1) уменьшение доли грамотных людей,
2) появление букварей, учебников,
3) открытие первых университетов,
4) развитие географии и картографии,
5) интерес к изучению иностранных языков,
6) изобретение книгопечатания,
7) открытие Славяно-греко-латинской академии,
8) приглашение ученых из Москвы для преподавания на Украине,
9) приглашение ученых из Украины для преподавания в Москве.
7. Укажите важнейшие задачи внешней политики России в ХVII в.:
1) возвращение русских территорий, потерянных в период Смуты,
2) достижение выхода к Балтийскому и Черному морям,
3) дальнейшее продвижение на Восток,
4) верны все ответы.
8. В 1654–1655 гг. в России была проведена денежная реформа: стали чеканиться крупные серебряные монеты достоинством в 1 рубль и 50 копеек и медные копейки, приравненные по значению к серебряным. Следствием реформы стало восстание в Москве – Медный бунт. Укажите причины, приведшие к провалу реформы:
1) чеканка медных монет за 1655–1662 гг. достигла невиданных размеров на многих монетных дворах Москвы, Пскова и Новгорода и приняла неуправляемый характер,
2) жалованье выплачивалось медными, а налоги собирались серебряными монетами,
3) медная копейка начала обесцениваться, никто в торговле не хотел брать в уплату медные деньги,
4) верны все ответы.
Установите соответствие
9. Соотносите события и даты:
1) Андрусовское перемирие 2) окончание Смоленской войны 3) Переяславская Рада 4) «Вечный мир» 5) Бахчисарайский мир | а) 1686 г. б) 1654 г. в) 1634 г. г) 1681 г. д) 1667 г. |
10. Соотносите события и даты:
1) Смоленская война 2) Русско-польская война 3) Крымские походы В.В. Голицына 4) Русско-турецкая война | а) 1654–1667 гг. б) 1687, 1689 гг. в) 1632–1634 гг. г) 1676–1681 гг. |
По теме 9 «Формирование Советского государства (1917–1921 гг.)»
Выберите правильный ответ
1. Дата начала работы II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов:
1) 23 февраля 1918 г.,
2) 25 октября 1917 г.,
3) 26 октября 1917 г.,
4) 7 ноября 1917 г.
2. Как называлось первое советское правительство:
1) ВЦИК,
2) СНК,
3) ВЧК.
3. Представители каких политических партий вошли в состав первого советского правительства:
1) только левых партий,
2) только большевиков и левых эсеров,
3) только эсеров и большевиков.
4. Какова судьба Учредительного собрания:
1) распущено большевиками,
2) продолжало работу в течение января 1918 г.,
3) реорганизовано в коалиционное правительство.
5. Кто был провозглашен Верховным правителем России осенью 1918 г.:
1) адмирал А.В. Колчак,
2) генерал А.И. Деникин,
3) генерал Н.Н. Юденич,
4) генерал П.Н. Врангель.
6. Укажите два декрета, которые были приняты на II Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских депутатов:
1) Декрет о земле,
2) Декрет о восьмичасовом рабочем дне,
3) Декрет о власти,
4) Декрет об образовании ВЧК.
7. Осенью 1917 г. большевики добились лидирующего положения среди революционных партий России. Укажите не менее двух причин:
1) большевики, сыгравшие ключевую роль в разгроме выступления Л.Г. Корнилова, сумели установить контроль над деятельностью Советов,
2) утрата Временным правительством способности регулировать развитие страны,
3) отстаивание популярных лозунгов защиты свободы и экономических интересов рабочих и крестьян по мере продвижения большевиков к власти,
4) полный развал армии.
8. Основными мероприятиями политики «военного коммунизма» были:
1) введение ограниченной свободы торговли хлебом с целью снизить количество и размах крестьянских восстаний,
2) введение денежной продразверстки,
3) введение натуральной продразверстки,
4) ускоренная национализация всех отраслей промышленности,
5) открытие бирж труда с целью привлечь к делу обеспечения фронта все безработное население,
6) введение всеобщей трудовой повинности,
7) трудовая мобилизация населения для выполнения лесозаготовительных, дорожных, строительных и подобных им работ,
8) натурализация зарплаты,
9) уравнительная оплата труда,
10) фактическое упразднение товарно-денежных отношений,
11) выпуск первых советских денег и изъятие из обращения других валют,
12) отмена платы за жилье, коммунальные услуги, транспорт,
13) запрет на продажу продовольственных товаров,
14) запрет на продажу товаров широкого потребления, распределявшихся государством в форме натуральной заработной платы,
15) полная ликвидация рыночной торговли,
16) создание сверхцентрализованных хозяйственных органов, ведающих учетом и распределением всей имеющейся продукции.
9. В феврале-марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьезный раскол по поводу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Ленин считал, что мир с Германией необходим, левые эсеры и часть большевиков считали, что мир с «империалистическим» правительством Германии есть предательство идей революции. Укажите, какие причины побудили Ленина настаивать на заключении мира:
1) полный развал армии, ее неспособность продолжать боевые действия,
2) необходимость выполнения данного в 1917 г. большевиками обещания о заключении мира,
3) ожидание социалистической революции в Германии, в результате которой несправедливые условия мира будут отменены,
4) собственные экономические интересы руководящей верхушки большевиков,
5) верны все ответы.
10. В феврале-марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьезный раскол по поводу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Ленин считал, что мир с Германией необходим, левые эсеры и часть большевиков считали, что мир с «империалистическим» правительством Германии есть предательство идей революции. Укажите последствия заключения мира для внутриполитической жизни Советской России:
1) потеря огромных территорий,
2) выступление против большевиков левых эсеров,
3) выступление против большевиков патриотических сил России,
4) Брестский мир стал одной из причин Гражданской войны,
5) верны все ответы.
11. В июле 1918 г. в Москве левые эсеры выступили против большевиков. Создалась реальная угроза для большевистской власти, был захвачен один из большевистских лидеров – Ф.Э. Дзержинский. Какие последствия имело выступление левых эсеров?
1) выступление левых эсеров было подавлено,
2) левые эсеры были изгнаны из Советов и правительства (СНК),
3) в стране окончательно утвердилась однопартийная система,
4) левые эсеры заняли лидирующее положение во власти,
5) верны все ответы.
12. В июле 1918 г. в Москве левые эсеры выступили против большевиков. Создалась реальная угроза для большевистской власти, был захвачен один из большевистских лидеров – Ф.Э. Дзержинский. Каковы причины раскола?
1) план выступления левыми эсерами не был продуман и подготовлен, выступление было стихийным,
2) левые эсеры не заручились поддержкой других антибольшевистских партий,
3) левые эсеры выступали за возобновление войны с Германией,
4) большевики имели сильную поддержку в армии,
5) верны все ответы.
Установите соответствие
13. Соотнесите событие и дату:
1) Русско-японская война 2) Первая русская революция 3) Первая мировая война 4) Февральская революция 5) Октябрьская революция | а) 25 октября 1917 г. б) 1914–1918 гг. в) 23 февраля – 2 марта 1917 г. г) 1904 – 1905 гг. д) 9 января 1905 г. – 3 июня 1907 г. |
14. Соотнесите события и даты:
1) восстание чехословацкого корпуса 2) расстрел царской семьи 3) левоэсеровский мятеж в Москве 4) борьба между Красной армией и войсками А.В. Колчака 5) борьба Советского правительства против объединенных сил Юга России под командованием А.И. Деникина 6) Советско-польская война 7) борьба между Красной армией и войсками генерала П.Н. Врангеля | а) декабрь 1918 г. – январь 1920 г. б) май 1918 г. в) 16 июля 1918 г. г) 6–7 июля 1918 г. д) апрель – ноябрь 1920 г. е) июль 1919 г. – март 1920 г. ж) апрель – октябрь 1920 г. |
15. Соотнесите имя руководителя белого движения и место, где существовал его режим:
1) адмирал А.В. Колчак | а) Юг России |
2) генерал А.И. Деникин | б) Крым |
3) генерал Н.Н. Юденич | в) Сибирь |
4) генерал П.Н. Врангель | г) Северо-Запад России |
16. В феврале-марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился раскол по поводу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Соотнесите имя лидера (партию) и занимаемую позицию и:
1) В.И. Ленин | а) против мира, за революционную войну |
2) Л.Д. Троцкий | б) «Мир любой ценой!» |
3) левые коммунисты (Н.И. Бухарин) | в) затягивание подписания мирного договора («Ни войны, ни мира!») |
Закончите мысль
17. Как называется период российской истории, когда в феврале – июне 1917 г. существовала параллельно с Временным правительством революционная организация (Петросовет), обладавшая фактической властью в стране – ________________.
18. Вооруженной борьбой различных социальных групп населения страны, в основе которой лежат глубокие социально-экономические и политико-идеологические противоречия, называется _______________________.