Раб под руку со своим господином прохаживался. 7 страница
И вот этот период среднего царства заканчивается совершенно неожиданно, потому что Египет мог процветать еще долгие века, если бы со стороны Синайского пол-ва на него не напали азиаты. Азиаты, напавшие на Египет в конце 18 в., они получили название Гиксосы (это греческое название, так их назвали Греки). Потому что, в египетских источниках они называются "хека хасут", что означает "хозяева пустынных земель". Это жители пустыни. 2 варианта: либо Хасут, либо Шасут. Но у них был совершенно интернациональный состав. Когда говорят о гиксосах нужно иметь в виду, что речь идет не только о семитах. Это такие хапиру, в числе которых были и семиты, и хурриты, и эламиты, и кого только не было. И самое страшное - это их боевые колесницы. Египтяне никогда не видели боевых колесниц, они и колеса то толком не видели. А тут сразу колесницы, и сразу лошади. А египтяне и лошадей толком не видели. Ужас!!! Довольно стремительно эти самые Гиксосы захватывают часть египетских тер-рии и обосновываются в городе Аварис. Обнаруживается основная проблема египетской государственности в эпоху среднего царства - неразвитость технологий. Если бы у египтян были свои колесничные войска, то естественно Гиксосы не представляли бы для них такой опасности. Но у египтян не было толком ни бронзового оружия, ни колесниц. Поэтому они вынуждены были отступить. Да и самое главное тут было неожиданность. Египтяне не ожидали, что на священную землю могут напасть какие-то непонятно кто, какие-то дерзкие захватчики. Но к сожалению, произошло то, что произошло. Египтяне не
смогли противостоять гиксосам, после чего началось постепенное погружение египетской культуры в культуру переднеазиатскую. Наконец-то произошла полноценная смычка культур. Гиксосы, завоевав Египет, дали им новую технологию,новое представление об устройстве мира.
15.10.2011 – Катя К.
Второй переходный период и Новое царство в Египте
Гиксосы управляли Египтом на протяжении 110 лет. Они избрали своей столицей ном Аварис,вожди гексосов провозгласили себя царями.Египтяне,столкнувшись с большим количеством вражеских сил не смогли препятствовать нашествию гиксосов и отступили. В руках гиксосов находилась восточная часть дельты, а юг Египта, можно сказать,что юг полностью гиксосам не подчинялся.
Почему гиксосы так надолго задержались в Египте? Дело в том,что они пользовались поддержкой со стороны местной знати,они предоставили старой египетской знати значительные привилегии, поддерживали храмы, и поэтому власти захватчиков не угрожали никакие восстания или заговоры.
Нашествие гиксосов положило начало технологическому развитию Египта. Гиксосы принесли с собой бронзовое оружие, колесницы.Египтяне впервые увидели лошадей, и даже верблюдов. Верблюды были экзотикой для Египта,а лошадей с гиксоских времен в Египте начали разводить. В это время в Египте появляются водоподъемные сооружения,"шадуфу".Тогда же появляются ножные мехи для раздувания огня в,появляется ткатский станок и усовершенствованный плуг. Гиксосы приносят в Египет технологию изготовления стекла.
Говоря о культурном влиянии гиксосов, стоит отметить в первую очередь религиозное влияние. В Египте появляются святилища,посвященные богам Древней Передней Азии,святилища в честь Хадада, Дагана,богини Ишта,святилище,посвященное семитскому богу первопредку,которого звали Шэт ???(или Сут).Египтяне называли его Суток??? и смещивали с Сетом,потому что пишется очень похоже. В египетской мифологии бог Сет-бог злодей,убивший Асириса, и вдруг египтяне начинают почетать его.Это связано с тем,что гиксосы создают свои собственные святилища,посвященные их богу Суток,а египтяне смешивают этого бога с Сэтом. Египтяне начинают узнавать мифологию Древней Передней Азии. В Египте появляется представление о море и морском боге.До этого,они старательно обходили тему моря,они его боялись и называли его слезами Сэта(ничего хуже,чем слезы Сэта быть не может).Все, что связано с Сэтом по определению плохо.Теперь египтяне начинают поклоняться морю, и у них даже возникает рассказ,о том, как богиня была похищена морем.
В эпоху правления гиксосов начинается массовое обучение египтян языкам народов Ближнего Востока.Египетские чиновники учатся говорить по- аккадски, по-угарийски, по-финикийски. Советниками администраторов становятся западные семиты.Начинается интенсивное взаимообогащение культур.
Несмотря на более чем столетнюю оккупацию, приход гиксосов в Египет можно считать положительным в плане развития технологий и культуры.Египет существенно обогатился от этого периода, и те достижения,которые были принесены гиксосами в Египет,стали развиваться дальше. У египтян появляется коневодство,в армии возникают колесничные войска, Египет массово переходит от использования медных орудий труда к бронзовым, страна развивается. Другое дело,что все это произошло с некоторым запозданием, потому что Египет стал славить бронзовое оружие и бронзовые технологии уже тогда,когда Ближний Восток начинал все внимательнее присматриваться к железу.На Ближнем Востоке люди были гораздо более прогрессивные в плане технологий,а Египет толко только начинал осваивать бронзу,переходя где-то с меди,а где-то с дерева и камня, потому что египтяне еще активно осваивали камень.У них были каменные орудия труда и деревянные тоже. Это было очень серьезным отставанием и не позволяло египтянам сравняться в мирной жизни с народами Ближнего Востока.
110-летнее правление гиксосов закончилось необычно, восстал Фиванский ном. Фиванский ном имел свою династию,это была 17-ая династия, и фараон этой династии ,которого звали Сэкененра, объявил гиксосам войну и вывел их на сражение.О том,что произошло во время этого сражения,можно судить по состоянию мумии этого фараона.Он был изрублен на большое количество частей,которые потом складывали вместе ,как-то склеивали для того,чтобы получилась мумия и можно было захоронить.Сэкененра был беспощадно и зверски убит,фиванская армия тогда потерпела поражение,но фиванцы не остановились, и уже сын Секененра,которого звали Камес, предпринял атаку на Аварис по реке. Собрался большой флот, и воины на кораблях устремились к ному Аварис. Надо сказать,что Камес имел шанс захватить гиксоскую ставку, но ему это помешали сделать жрецы. Местная знать попросила Камеса пойти на компромис с гиксосами и заключить временное мирное соглашение. Жречество имело множество выгод от сотрудничества с гиксосами и оно не хотело их терять. Камес был вынужден отступить,хотя он практически дошел до Авариса.
Его брат,Яхмос, был гораздо более решительным человеком.
В 1500 году до н.э. он захватил Аварис,пленил последнего гиксоского царя и провозгасил себя царем в Фивах и провозгласил Фивы политичексой столицей всего Египта. С этого времени началась новоя эпоха в египетской истории,которая называется Новое царство,даты 16-11 века.Эти даты совпадают со Средневавилонским периодом в истории Месопотамии.Эпоха владычества касситов так же приходилась на это время.Касситские цари Вавилонии и египетцкие цари Нового царства были современниками. Это важно,так как в середине 2 тысячилетия Египет и Месопотамия вступают в тесные дипломатические отношения.
Эпоха Нового царства
Уже первый царь этого времени Яхмос,ставший основателем 18 династии, думает о пути развития Египта.Пути могло быть два: либо за счет увеличения производительности внутри страны,либо за счет ограбления соседних территорий.Египет пошел по второму пути в эпоху Нового царства. Второй путь обеспечивал еще и первый путь.Египтяне хотели брать во всех войнах большое количество пленных, и эти пленные должны были работать в частных вельможеских хозяйствах вместо египтян для того,чтобы обеспечивать благосостояние чиновников. Египтяне хотели выкрутиться за счет ограбления соседних территорий и за счет пленных,которых они решили сделать работниками в хозяйствах.Но такая политика привела к серьезному внутреннему конфликту в самом египетском обществе.
Эпоха Нового царства в Египте была временем противостояния двух социальных слоев.Первый социальный слой-старая знать,прежде всего жречество и администрация древних городов,таких как Фивы,Менфис. Второй социальный слой-в египетском языке назывался словом "немху".Немху обозначает бедный,убогий,несчастный.Это малоимущие и не знатные люди, которых фараоны Нового царства в большом количестве принимали в армию.Терять им было нечнго,так как они почти ничего не имели,поэтому они шли воевать.Но из длительных походов они возвращались самыми богатыми и именно в них фараоны Нового царства видели опору. Поскольку многие фараоны воевали,то они видели свою пору прежде всего в своих соратниках,в тех,кто были на войне вместе с ними. Таким образом,немху стали постепенно теснить традиционную знать: начали требовать привилегий, у них появились имения, они были самыми преданными слугами фараона.Немху-это были те люди,которые уже имели свой взгляд на то,как устроен мир, этот взгляд не совпадал с мировоззрением традиционной египетской знати.Это противостояние позднее привело к такому явлению как религиозная реформа.Она состоялась в 14 веке до н.э. и была первой попыткой введения монотеизма на Ближнем Востоке.
Приемником Яхмоса стал фараон Тутмос Первый -первый великий завоеватель этой эпохи, человек,который захватил Эфиопию на юге,а на северо-востоке дошел до Ефрата. В Северной Месопотамии он хотел захватить государство Митанни. Это такое государство,в котором преимущественно жили хурриты, кавказский народ. Тутмос Первый дошел до Ефрата и испугался,потому что река Ефрат течет в противоположном направлении(с севера на юг,а не наоборот,как река Нил). Он назвал реку "перевернутая вода" и переправляться не стал, и это спасло и митаннийцев и вавилонян от египетского вторжения.
Тутмос Первый,захватил территорию вдоль реки Ефрат,куда входила Палестина, Сирия и часть Северной Месопотамии.Территория была разграблена,и с этого времени установилась привычная для египтян тактика войны. Они врывались в город,грабили все,что могли и потом его поджигали.Это было немилосердно и глупо,потому что они не оставляли ничего на последующую наживу.Они все уничтожали под корень и тем самым лешали себя шанса на благополучное правление в данном регионе. Люди их просто не хотели,они знали,что все будет выжжено, поэтому сопротивлялись до последнего человека.Египтяне теряли своих солдат в большом количестве,но это их не пугало,потому что они использовали эфиопов,нубийцев.Людей они не щадили и ценой большой крови добивались победы.Но закрепляться на покоренных территориях еще не умели,поэтому все поджигали и выносили все,что могли и уходили к себе.Такая война была неразумной,и в последствии это было исправлено.
У Тутмоса 1 был сын Тутмос 2-слабый и болезненный человек,который рано умер,но тем не меннее оставил наследника.Он был совсем маленький,когда Тутмос Второй умер.Наследник стал Тутмосом 3,но из-за того,что он был маленький,была назначена регентша-его тетка,которую звали Хатшепсут.Она официально стала регентом,а потом была провозглашена фараоном.Ее очень полюбило жречество главного фиванского храма, посвященного Амону-Ра. Хатшипсут одаряла этот храм благовогиями,миррой,ладаном,отправляла экспедиции в далекую страну Пунт("Земля богов"),где эти благовонья находились.Там они закупались и привозились в Египет.Поэтому жрецы Амона официально провозгласили Хатшепсут фараоном.Это означало,что Тутмосу 3 закрыта дорога к власти.Тутмос 3 рос и начиналась копиться злость на тетку, к тому же у нее завелся фаворит,таинственный человек,от которого можно было ждать чего угодно.Его звали Сенмут,был талантливым архитектором, построил храм в Дер-эль-Бахри,посвященный богу Амону, и в этом храме были размещены все надписи,составленные от имени Хатшипсут.Ему повезло умереть раньше,чем к власти пришел Тутмас 3.
Хаптшепсут правила 20 лет,за это время не было ни одной войны,что было плохо,так как египетские запасы истощались.Неоткуда было брать строительный камень,заканчивались запасы золота,потому что не было походов в Ефиопию, не было меди,так как одни рудники истощились,а другие еще не были завоеваны. Во время правления Хатшепсут Египет потерял большое количество своих ресурсов. Когда Хатшепсут умерла,скорее всего своей смертью, Тутмос 3 пришел к власти на 22-ом году его собственного правления(фактически тетка правила,но годы правления считались по Тутмосу).Первое,что он сделал,он начал мстить Хатшепсут и всем ее вельможам,тем,кто не давал ему управлять страной.
У большинства статуй Хатшепсут были отколоты носы,так как египтяне считали нос органом дыхания ,и если его отрубить,то двойник человека "Ка"не сможет дышать в загробном мире.Была прекращена загробная жизнь Хатшепсут.
Была разрушена и разграблена гробница Сенмута. Приблеженные к Хатшепсут были казнены,от них гробниц не осталось.После чего Тутмос 3 немедленно выступает в поход.Он выступает в поход против палестинских царей,которых возглавлял царь города Кадеша. Кадеша-это сирийский город,расположенный на реке Оронт. В этом городе собралась анти-египетская коалиция,состоявшая более чем из 20 царей и князей палестинский и сирийских городов.Эта коалиция образовалась потому,что Тутмос 1 очень много пограбил и пожег,и теперь сирийские правители объединились,для того чтобы загородить путь египтянам в их следующем походе.
Тутмос 3 понимал,что просто так ему теперь воевать не дадут, и, для того,чтобы пройти дальше на северо-восток,он должен разгромить всех сирийских князей. Тутмос 3 решил,что это возможно только если все князья окажутся запертыми в одном городе. Тутмос 3 решил дать сражение сирийским князьям, и когда они начнут отступать,загнать их всех в один город. Далее он рассчитывал на осаду города. И в конце концов князья бы сдались,и ,таким образом, можно было бы одновременно всех сделать данниками.Этот план был осуществлен.
В битве при Кадеше князья Сирии были разгромлены.Они все бежали в город Мегиддо,который расположен в Палестине. Интересен тот факт,что это сражение запечатлелось в надписи Тутмоса 3.Для того,чтобы одолеть сирийских царей, он выбрал узкую дорогу в горах,пролегавшую над пропастью, и по этой дороге вел свое войско,чтобы ударить сирийцам в тыл."Лошадь шла за лошадью,колесница за колесницей,солдат за солдатом".Дорога была настолько узкая,что вдвоем было не пройти.И с этой позиции он,спустившись вниз, атаковал сирийцев. Никого схватить не удалось. Дело в том,что он настолько проворно перелезли через стену(людей поднимали на веревках и канатах), что египтяне не успели никаго схватить. И все сирийские правители оказались в одном городе запертыми,как и хотел Тутмос 3.Осада Мегиддо длилась 7 месяцев.Египтяне в это время еще не умели брать города штурмом: у них не было такой техники,не было осадных машин, не было таранов,поэтому они решили выждать.Египетское войско расположилось лагерем у Мигиддо:они перекрыли все дороги,они лешили жителей Мегиддо воды,продовольствия.Через 7 месяцев,когда в городе закончились все запасы,сирийские правители сдались.Тутмос 3 пообещал сохранить жизнь всем правителям Сирии и Палестины и их сыновьям.Он также пообещал позаботиться о воспитании детей все правителей при египетском дворце. Тутмос 3 назначил посильную дань,взял в плен всего 340 человек.Было взято немного: 340 человек,68 лошадей, 3 плоские чаши из золота,3 сосуда с ручками,47 свинцовых слитков, краски,бронзовая полевая броня.Было взято 1929 быков,20 000 овец.
После того,как было заключено соглашение между Тутмосом и князьями Мегиддо, Тутмос 3 все-таки решил их унизить.Он посадил их на ослов головами к хвостам и отправил таким образом к себе на родину.Это было жуткое унижение для правителей сирийских городов.А дети сирийских правителей получили образование при египетском дворе.Тутмос 3 был мудрый человек-он готовил себе вассалов.Он сделал из сирийский князей людей египетской культуры,почти египтян.После этого,вся территория Южной Сирии и Северной Палестины стала принадлежать Египту. Там был поставлен египетский наместник.Так обстояло дело на северо-востоке.
Тутмос 3 решил повторить поход свонго деда Тутмоса 1 и отправился на реку Ефрат,встретил там митаннийцев, разгромил их, но из-за отсутствия продовольствия дальше не пошел.Египтяне,насытившись митаннийским богатством,вернулись назад. А митаннийцев они загнали далеко на восток от Ефрата.
Тутмос 3 на этом не останавливается.Он проводит Южный поход-самый знаменитый в истории Египта поход на юг.Он дошел до 4 нильского порога.Фактически он покрывает территорию Эфиопии,Судана.Но и ему не удается дойти до истоков Нила(исток нила-это эфиопское озеро Тана).Это был самый значительный поход,потому что дальше Тутмоса 3 никто из египетских фараонов не ходил.4 нильский порог-окончательный рубеж египетского государства.
Тутмос 3 не пошел дальше потому,что уже у 2 нильского порога начинаются негроидные племена,с которыми воевать очень трудно.Они не имеют регулярного войска,они всегда в засаде в джунглях,использует не только луки,но и духовые трубки.Чем южнее продвигаешься в Африке,тем более голодными будут эти племена.В районе 4 нильского порога жили уже такие люди,которые не брали пленных,потому что нечем их кормить.Они предпочитали всех убивать,кого они встретят с оружием в руках.И поскольку египтяне не умели воевать в густых зарослях,Тутмос не рискнул пойти дальше 4 нильского порога(эта ситуация остается такой до сих пор,эти племена живут на территории современного государства Эритрея и части Сомали, сейчас занимаются и пиратством).Именно по этой причине в 15 веке Тутмос 3 не пошел далее 4 нильского порога.
Интересен тот факт,что битва при Мегиддо-первая битва в истории человечества,которая не имеет точную дату.
К концу 53-летнего правления Тутмоса 3 территория Египта составляла 3 тысячи 600 километров.Нередко можно прочитать в работах западных ученых,что Египет-первая в истории человечества империя.Но это неправильно,так как существуют признаки империи,которые не вписываются в государство Тутмоса 3.
-империя должна делиться на метрополию и провинцию
-деньги метрополии должны иметь хождение в провинции
-язык метрополии должны быть официально принятым в провинции
Ничего этого не было. Он оставил в Азии одного человека,должность которого условно называется министр по делам Азии.Этот министр руководил многочисленными военными отрядами в городах Сирии и Палестины,собирал налоги.Это длилось не долго,так как после смерти Тутмоса завоеванные территория стали отлагаться от Египта.Больше некого было бояться.Но в эпоху Тутмоса 3 произошел мощный конфликт между немху и традиционной знатью.Именно Тутмос 3 официально провозгласил немху опорой трона. При нем был очень быстрый социальный рост.Удачливый на войне командир,офицер среднего звена, мог дорасти до начальника администрации.Тутмос 3 не смотрел на знатность человека,его интересовали деловые качества,поэтому при нем на египетской службе оказывается большое количество талантливых людей,которые имеют большие семьи,получают личные имения,а в качестве государственных людей в этих личных имениях используются военнопленные.
При Тутмосе было очень много военнопленных.Только из одного похода в Северную Месопотамию было привезено 100 тысяч пленных.Это говорит о том,что на территории Египта появляться множество людей разных национальностей.Египет становится многоязычной страной,быстро осваивает кавказские,семитские языки,люди начинают говорить по-аккадски. Начинаются дипломатические отношения с теми государствами,которые Египет не может покорить,а именно с Вавилоном и Хеттским царством.Таким образом,в Египте появляются дипломаты,переводчики.
В Египте ,с одной стороны, скопились огромные богатства,с другой стороны, все бояться Египта и хотят с ним подружиться.Приемники Тутмоса 3,такие фараоны,как Тутмос 4,Аменхотеп 2,особенно Аменхотеп 3, очень любили жениться.Они завели гарем,состоявший из иноземных принцесс.Каждый дипломатический договор,который заключался в это время в Египте,обязательно скреплялся браком.Принцесс было настолько много,что их некуда было девать.
Аменхотеп 3 правил 30 лет.Только на 5 году правления он ходил войной на Эфиопию,но потом он решил жить в свое удовольствие.Он покровительствовал искусствам,при нем на западном берегу Нила появляется большая аллея сфинксов,70 сфинксов,с лицом фараона,2 из них стоят на набережной в Академии художеств. Аменхотеп 3 любил,чтобы его изображали в виде сфинкса.Так же он очень любил иноземных принцесс,и поскольку их было очень много,то через некоторое время он начал раздаривать их своим сыновьям.Он был поклонником передне-азиатской культуры,аккадского языка,клинописи. При нем в Фивах появляется клинописная библиотека,он переписывается со своими соседями по-аккадски,учит языки.У него была роскошная жизнь и воевать ему было не нужно,так как дедушка его всем обеспечил.Люди в это время жили хорошо,накопленных богатств хватало на долго.
Но мировоззрение людей менялось.Теперь было 2 Египта,2 страны.
-1 Египет-традиционная знать,египетские работники,люди,которые никогда не покидали своей страны.Для них главным богом Египта был Амон-Ра.Сначала он был просто Амон( "скрытое солнце"),потом добавилось Ра и получился синкретический бог(видимое солнце).Амонра был провозглашен верховным богом Египта, и тем богом,от которого зависят другие страны.
2 Египет-воины,находившийся в военных походах,подолгу жившие в Сирии, на Синайском полуострове,Палестине,Северной Месопотамии,в Черной Африке знали,что за пределами Египта никто о таком боге не знает.Везде свои боги.В Палестине поклоняются Баалу и Элу,в Северной Месопотамии поклоняются хурритским и аккадским богам.Там нет Амона-Ра,и это рождало вывод о том,что Амон-Ра не управляет всем миром.Он является только локальным египетским богом,одним из множества богов.Следовательно, у людей возникал вопрос,а кто управляет всем миром? Такой вопрос задавали себе немху,солдаты,офицеры,дипломаты.
Итак,к 14 веку начинают оформляться поиски единого бога в Египте.Начинаются они при Аменхотепе 3 и продолжаются при его сыне Аменхотепе 4.Ему было суждено войти в историю под именем Эхнатон.
Фараон Аменхотеп 3 был во многих отношениях странным человеком.
В Египте фараон правит от времени его назначения и до смерти. Аменхотеп 3 поступил иначе: он начал править вместе со своим сыном. В Египте появился институт соправления. Он учил своего сына власти: водил в храмы, на житницы, рассказывал о сборе налогов, обучал сына языкам,которые знал сам.Он научил сына управлять и совершенно неожиданно удалился от власти.Он добровольно уступил власть сыну и провел свои последние годы в Южном дворце. Поскольку он перестал быть фараоном,о нем перестали упоминать( неизвестна даже дата смерти Аменхотепа 3). Это был первый случай в истории Египта,когда фараон сам добровольно отошел от власти.
Дарование власти было первым подарком.Вторым подарком стала будующая жена Эхнатона-царица Нефертити.Она была митаннийской принцессой. По-видимому, она сначала попала в гарем Аменхотепа 3, а потом он подарил ее сыну.Ее митаннийское имя неизвестно, а египетское имя у нее было двойное.Имя Нефертити означает " прекрасная пришла", и 2 имя-Нефер- Неферу-Амон, "прекрасная прелестями Амона".
Аменхотеп 4 приходит к власти уже будучи женатым.Начинается самое странное в истории Египта правление,которое длилось 17 лет. Аменхотеп 4 не воевал,он был религиозным реформатором, а такие люди оставляют о себе большую память,чем все завоеватели вместе взятые.
Почему же он стал религиозным реформатором? Существуют разные версии,но наиболее исторически обоснованная следующая версия.
Его матерью была женщина по имени Тия,она была дочерью начальника царского скотного двора.Именно у Тии собирались воины из сословия "немху" на какие-то свои беседы.Они много рассказывали жене фараона о дальних странах, а малолетний царевич присутствовал при этих беседах. Эти воины из сословия "немху" уже тогда поставили по сомнение абсолютность культа бога Амона-Ра., и конечно повлияли на детское сознание будующего фараона.
Когда Аменхотеп 4 вступил на престол,уже на втором году правления он провозгласил главным богом Египта Атона.Атон-почтенный древний египетский бог,который впервые встречается в текстах саркофагов еще в первый переходный период.Атон-это одна из эпастасий солнца,изображается с лучами, похожими на руки. Функция Атона-податель жизни.Атон-животворящий бог. Бывает разное солнце: восходящее-египетское Ахет, солнце в зените- египетское Ра, вечернее-египетское Атум,ночное-египетское Амон, а бывает Атон. Атон означает солнце как причина жизни.
Аменхотеп 4 сильно рискует,так он провозглашает Атона в Фивах,где все поклоняются Амону. Фиванское жречество чувствует большую опасность того,что его могут перестать кормить.Поэтому фиванские жрецы поговаривают о сумасшествии молодого фараона.В свою очередь Аменхотеп 4 чувствует,что необходимо переносить столицу.На 3 году правления начинает строиться город в песках и получает название Ахетатон,что означает "восход Атона".Это город нового типа,который состоит из прямых перспектив и все они сходятся к центральному храму. А рядом с храмом Атона располагаются художественные мастерские.Это абсолютное нововведение.В этих мастерских начинают изготавливать многочисленные изображения фараона и его семьи.Город строиться 3 года, и на 6 оду правления фараон переезжает в этот город. Аменхотеп переезжает со значительным числом "немху",которые поддерживают культ Атона. И здесь проявляется социиальный конфликт,так как старая знать продолжает поклоняться богу Амону.Страна раскалывается пополам.Далее,Аменхотеп 4 меняет имена всей стране.Проводиться грандиозная реформа,в результате которой меняются теофорные имена(в составе которых есть имя Амон) меняются на Атон.Имена меняются не только у живых,но и у мертвых.Атон пишется даже на печатях в винных погребах.Последними имена меняет царская семья:Аминхатеб 4("Амон доволен") становится Эхнатоном("угодный для Атона"),меняется второе имя у Нефертити -"прекрасная прелестями Атона",меняются и тронные имена дочерей Эхнатона,сыновей у него не было.Эхнатон желает объяснить,почему Атон-верховный бог Египта,но под влиянием приближенных "немху" провозглашает Атона всемирным богом.По приказу Эхнатона создается большой гимн богу Атону,который,несмотря на отсутствие богословия, фактически является первым религиозным текстом,провозглашающим монотеизм.Весь объявляется порождением Атона.Этот текст очень подробный и интересный,содержит в себе такие элементы,которые впоследствии будут во всех монотоистических религиях мира ,вплоть до Ислама.
Текст состоит из нескольких частей.
1 часть-рассказывается о том,что бог Атон-причина жизни всего живого,но, когда солнце заходит, в мире начинается беспорядоки: "Ты заходишь на западном небосклоне и земля [находится] во мраке, наподобие мёртвого.
Спят они [египтяне] в помещениях, причём головы их закутаны, и они не видят другого4. Тащат их все вещи, что под их головами, и не знают они [об этом].
Каждый лев выходит из своего логова. Все гады кусаются [во] мраке, [когда] уходят (?) свет и жар. Земля молчит, так как тот, кто создал их, зашёл на своем небосклоне."
восход солнца:"Светает, [когда] ты восходишь на небосклоне. Ты сияешь в виде солнечного диска днём. Ты гонишь мрак, [когда] ты даёшь лучи. Обе Земли торжествуют. Просыпаются и встают на ноги, подымаются они [люди] из-за тебя. Омывают свои тела и берут одежду. Руки их славят твоё воссияние, [и затем] они совершают работу свою.
Весь скот вкушает свои травы. Деревья и травы зеленеют. Птицы вылетают из своих гнёзд, и их крылья славят твоё Ка. Все животные прыгают на ногах. Всё то, что летает и порхает, оживает, [когда] ты восходишь для них.
Плывут корабли на север, а также и на юг, и все дороги открыты, когда ты воссиеваешь. Рыбы в реке выходят (?) на лик твой. Лучи твои [проникают] внутрь моря."
В этой части говорится о внешних событиях,которые связаны с восходом солнца.
2 часть:говорится о том,что солнце является причиной всех процессов,которые происходят внутри живых организмов."Создающий зачатие (?) в женщинах, далающий семя в мужчинах! Дающий жить ребенку во чреве матери, успокаивающий его, чтобы он не плакал! - [ты] кормилица в утробе! Дающий дыхание, чтобы сохранить живым то, что создал, когда он [ребенок] покидает утробу в [первый?] день, когда он рождается. Ты открываешь его уста совсем5 и делаешь [всё] то, что нужно ему.
Когда птенец в яйце, он [уже] говорит в скорлупе. Ты даёшь ему дыхание внутрь его [яйца], чтобы он сохранил жизнь. Ты устанавливаешь его время, чтобы было пробито оно [яйцо] из яйца. Он выходит из яйца, чтобы говорить в установленное время. Он идёт [уже] на своих ногах, когда выходит из него [яйца]. О, как многочисленно то, что ты делаешь, и то, что [является] тайным, единст-венный бог, [кроме] которого нет другого!"
3 часть текста:Атон-причина,разнообразия всего живущего(также уникальная глубокая мысль)
"Чужеземные страны, Сирия и Куш, Египет - ты каждому человеку назначаешь его место. Ты делаешь то, что требуется им. Каждый имеет свою пищу6 и отмерено его время жизни. Их языки разделены по речи так же, как и их образы. Их кожа различна, [так как] ты отличил чужеземцев.
Ты создал Нил в преисподней7 и привёл ты его по желанию твоему, чтобы дать жизнь подданным, подобно тому как ты их создал для себя, владыка их всех, страдающий из-за них, владыка каждой страны, восходящий ради них, солнечный диск дневной, большой величием.
Ты делаешь [так], чтобы жили далекие чужеземные страны. Ты дал Нил на небеса8, и он падает для них. Он делает волны на горах, как [на] море, орошая их поля в их селениях.