Прежде всего наделил релевантностью. Для того чтобы сделать количественное
Определение, необходимо прежде всего выработать концепцию. Для начала следует
Вычленить из бесконечного числа явлений какой-либо конкретный аспект, который
Впоследствии подлежит наименованию и обсчету.
• В качестве примера можно привести применение беременными женщинами
Успокоительного средства под названием талидомит, что привело к рождению детей с
Непоправимыми физическими отклонениями. К тому времени, когда врачи в Европе
Собрали достаточно данных, говорящих о том, что увеличение числа детей-уродов имеет
Какую-то конкретную причину, помочь жертвам было уже невозможно. В Соединенных
Штатах эта трагедия не приняла серьезных масштабов потому, что один врач сумел
Распознать качественные отклонения при приеме талидомита, выражавшиеся в чуть
Заметном зуде и пошипыва-нии кожи. Врач соотнес этот сам по себе малозначащий
Симптом с совершенно другим событием, имевшим место много лет назад, и пробил
Тревогу до того, как женщины начали употреблять этот препарат.
Легковой автомобиль "Эдсел", выпущенный компанией "Форд", может служить не менее
Характерным примером. Перед тем как запустить эту машину в производство, были
собраны и проработаны все возможные данные. Все они указывали на то, что "Эдселу"
суждено завоевать популярность "в своей весовой категории". Вместе с тем, ни одно
статистическое исследование не могло предсказать качественных изменений: поведение
Покупателя все в большей степени стало определяться не стоимостью автомобиля, а
Личным вкусом. К тому времени, когда эта трансформация была квантифицирована,
"Эдсел" уже поступил на рынок, где и потерпел сокрушительное поражение от
Конкурирующих автомобилей.
Следует учесть, что важны не сами тенденции, а их изменения. Это в конечном итоге
Определяет успех или неудачу организации и ее деятельности. Эти изменения необходимо
Познавать; их нельзя сосчитать, определить или классифицировать. Классификации так
Или иначе производят ожидаемые количественные показатели (как в случае с
автомобилем "Эдсел"). Но, полученные задним числом, они уже не могут соответствовать
Действительному поведению субъекта.
Компьютер - это логическая машина, и именно в этом заключается ее сила и
Ограниченность. Важные внешние события невозможно облечь в ту форму, в которой бы
Они стали доступны для обработки на компьютере (или какой-либо другой логической
Системе).
Человек же, не обладая автоматической логикой, восприимчив и проницателен, и именно
В этом его сила.
Вся беда в том, что многие управляющие все больше пренебрегают информацией и
Побудительными мотивами, которые не укладываются в логику компьютера и не могут
Быть выражены его языком. Они могут стать слепы ко всему, что связано с восприятием
(т. е. событиями), а не с фактами (т. е. последствиями событий). Таким образом,
Огромный объем компьютерной информации может препятствовать доступу к
Реальности.
С течением времени компьютер, будучи потенциально наиболее мощным инструментом в
Системе управления, должен вывести управленцев из состояния самоизоляции и дать им
Возможность уделять больше времени внешним событиям. В краткосрочной же
перспективе есть все основания для того, чтобы опасаться "электронного диктата".
Тенденции этого, к нашему глубокому сожалению, хорошо просматриваются.
Компьютер высвечивает уже существующую ситуацию. Как мы уже говорили, в силу
Необходимости управляющие живут и работают в рамках организации. Если они не
Сделают над собой усилия в направлении познания внешней стороны, то они могут
Остаться слепы по отношению к реальной действительности.
Управляющий не может по своему усмотрению изменить эти четыре обстоятельства. Они