Правительство РФ как высший орган исполнительной власти(ФКЗ от 17 дек.1997г. «О правительстве РФ»).

Пр-во РФ осуществляет исполнительную власть РФ и является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнит власти в РФ. Пр-во РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Пр-во РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением фед органами исполнит власти и органами исполнит власти субъектов РФ принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. Пр-во РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в соц-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнит власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует фед целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Также имеет полномочия в сферах эк-ки, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики,соц сфере, в сфере науки, культуры, образования, в сфере природопользования и охраны окр среды, в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, обеспечение обороны и гос безопасности РФ.

Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции.

Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. Виды органов исполнительной власти: 1) по федеративному устройству:– федеральные органы исполнительной власти;– органы исполнительной власти субъектов Федерации;– территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 2) по характеру компетенции:– общей компетенции, которые осуществляют межотраслевое руководство (Правительство РФ);– органы специальной компетенции, сфера деятельности которых ограничивается одной отраслью или несколькими смежными отраслями (Министерство по налогам и сборам); 3) по составу руководства: – единоличные (различные министерства);– коллегиальные (Правительство РФ); 4) по организационно-правовым формам: – на федеральном уровне; – на уровне субъекта Федерации; Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти: принцип федерализма; принцип законности; принцип самостоятельности; принцип единства системы. Компетенция любого органа исполнительной власти включает в себя 4 обязательных элемента: цели и задачи деятельности органа; обеспечивающие решение этих задач функции управления; полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций; организационные и правовые формы и методы деятельности. Структура компетенции: 1) цели и задачи органа исполнительной власти; 2) совокупность функций государственного органа; 3) комплекс прав и обязанностей (полномочий); 4) формы и методы деятельности органов исполнительной власти.

Понятие и основные звенья системы и структуры гос органов исполнительной власти (по К РФ и указам президента РФ от 9.03.04г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21. 05. 2012 .«о структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно взаимосвязана с определенной системой, принадлежит ей и характеризует ее. Многозначным понятием «структура органов исполнительной власти» охватываются:1) структура системы органов исполнит.власти в России (всех без исключения органов исполнительной власти в центре и на местах);2) структура системы фед.органов исполнит. власти; 3) структура системы органов исполнительной власти субъектов РФ; 4) структура системы местных органов исполнит.власти муниципальных образований; 5) организационная структура системы аппарата соответствующих органов исполнит.власти. Единство и целостность всей системы органов исполнит.власти в стране обеспечиваются тремя факторами: во-первых, всеобщими обязательными для всех требованиями — принципами их организации и деятельности — принципы конституционности и верховенства Конституции РФ и ФЗ; принципы народовластия, федерализма, разделения властей, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина; принципы равноправия субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, недопустимости ущемления прав и интересов субъектов РФ, взаимного согласования их интересов и некоторые другие принципы, отраженные и закрепленные в Конституции РФ; во-вторых, всеобщим управленческим характером исполнительно-распорядительной деятельности, органов исполнит.власти, а так же различными формами административной соподчиненности (прямая подчиненность, подведомственность, подотчетность, подконтрольность и др.); в-третьих, общими началами и едиными установленными в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации правилами организации и деятельности различных видов исполнит.органов (единые наименования, общий порядок формирования, разработки, принятия и отмены правовых актов управления; единые общие правила гос статистической отчетности, делопроизводства и т.д.).Если единство и целостность всего аппарата исполнит.власти как системы основаны на общности рассмотренных организационно-правовых свойств составляющих его органов, то разделение последних на части (звенья и его структуры) проводится на основе различий, их компетенции (в объеме, территориальных масштабах деятельности и порядке формирования).На основе совокупности этих признаков в системе всего аппарата исполнит.власти можно выделить четыре фундаментальных укрупненных структурных звена: федеральный центральный аппарат исполнит.власти (центральных органов гос управления и их территориальных органов); аппарат исполнит.власти (органов государственного управления) субъектов Федерации; местный аппарат исполнит.власти муниципальных образований (местные органы исполнительной муниципальной власти) и администрация предприятий, социально-культурных учреждений и их объединений, являющаяся органом исполнительной власти этих организаций.

20.Федеральные министерства.

Указом Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» утверждена структура всей системы федеральных органов исполнительной власти, включающая в себя федеральные министерства, службы, агентства. Эти органы могут находиться в непосредственном ведении и подчинении Президенту РФ, Правительству РФ или соответствующему федеральному министерству РФ.

Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Общее предназначение и суть деятельности федерального министерства в том, что оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ и законодательством осуществляется исключительно федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Федеральные службы.

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. При этом под функциями по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдаче органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. Федеральные службы в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральные агентства.

Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. При этом под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц; под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ; под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, a также ведение реестров, регистров, кадастров. Федеральные агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Он может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

Наши рекомендации