Вопрос 10. Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти. Организационные формы деятельности Правительства РФ.

Правительство РФ - высший исполнительный орган РФ.

Правительство - коллегиальный орган.

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции).

Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Зам. Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства

В его структуру входят:

1) должностные лица (Председатель Правительства РФ (он назначается на должность Президентом РФ с одобрения Государственной Думы РФ, при этом Президент РФ вправе предлагать кандидатуру Председателя Правительства на одобрение Государственной Думы не более 3 раз, если же нижняя палата Федерального Собрания трижды отклонит эту кандидатуру, то после третьего отклонения Думой представленной Президентом кандидатуры Президент обязан назначить самостоятельно Председателя Правительства и распуститьДуму с назначением новых ее выборов)

2) структурные подразделения:

(в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»)

Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Срок полномочий Правительства РФ равен

6 годам и начинает течь (истекает) с принятием своих полномочий вновь избранным Президентом РФ.

Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Полномочия Правительства РФ (ст. 114 Конституции РФ):

1) разработка и представление Государственной Думе РФ проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; 2) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоох., соц.обеспечения, экологии;

3) осуществление мер по обеспечению обороны страны, гос.безопасности, реализации внешней политики РФ;

4) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 5) управление федеральной собственностью;

6) осуществление мер по обеспечению законности и борьбе с преступностью; 7) иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией,ФЗ, указами Пр РФ.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти - как федеральных, так и субъектов РФ - по вопросам, отнесенным к ведению РФ Правительство в пределах своих полномочий выносит:

1) постановления (носят нормативный характер и принимаются по вопросам, затрагивающим основные вопросы деятельности Правительства РФ);

2) распоряжения (принимаются по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера).

Постановления и распоряжения Правительства РФ носят правовой и обязательный характер для исполнения на всей территории РФ..

Основной организационной формой деятельности Правительства РФ являются заседания– очередные и внеочередные. Очередные заседания проводятся не реже одного раза в месяц по утвержденному плану в определенный день недели (как правило, по четвергам). На заседаниях Правительства РФ обязаны лично присутствовать все его члены. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства РФ. На заседаниях Правительства РФ вправе присутствовать представители палат парламента, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, прокуратуры РФ, Счетной палаты, Центрального банка РФ. Помимо них в заседаниях участвуют с правом совещательного голоса руководители или заместители руководителей других федеральных органов исполнительной власти, а также представители тех государственных органов и организаций, вопросы деятельности которых будут рассматриваться. Список приглашенных лиц утверждается руководителем Аппарата Правительства РФ.

Председательствует на заседании Правительства РФ Председатель Правительства, а в период его отсутствия один из заместителей в соответствии с распределением обязанностей. В соответствии с п. «б» ст. 83 Конституции председательствовать на заседаниях Правительства имеет право Президент РФ. Обычно это происходит один раз в год на расширенном заседании Правительства, посвященном итогам социально-экономического развития страны, т.е. это право скорее является элементом конституционной традиции и не имеет ничего общего с ежедневной управленческой деятельностью.

Заседания Правительства РФ проводятся публично с освещением в средствах массовой информации. По решению Правительства отдельные заседания могут быть объявлены закрытыми, если на них предполагается рассмотрение вопросов, имеющих отношение к государственной тайне. Подготовка материалов к такому заседанию, допуск на заседание, оформление протоколов и принимаемых решений осуществляется с соблюдением установленных правил работы с секретными документами и режима секретности.

Исключительно на заседаниях Правительства РФ рассматриваются:

проекты федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;

вопросы кредитно-денежной политики и обороты государственных ценных бумаг;

проекты федеральных целевых программ;

проекты федеральных законов, вносимые Правительством в Государственную Думу;

вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров;

соглашения, заключаемые с органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части полномочий;

рабочие органы Правительства РФ (образуются президиум Правительства, комиссии и советы);

утверждаются положения о министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, территориальных органах;

утверждаются регламент и положение об Аппарате Правительства.

Этот перечень Правительство РФ вправе дополнить по своему усмотрению и рассматривать на заседаниях иные вопросы, имеющие общегосударственное значение, требующие коллективного обсуждения и согласованного решения.

Решения, принятые на заседании Правительства РФ, оформляются протоколом в течение суток после проведения заседания, который подписывается председательствующим на заседании. Протокол заседания и выписки из него рассылаются всем членам Правительства РФ, а также государственным органам, организациям и должностным лицам – исполнителям соответствующих решений.

Наши рекомендации