Тема 3. центральные исполнительные органов власти республики казахстан. местные исполнительные органы власти.
Тезис:
Центральные исполнительные органы являются самым крупным звеном в системе исполнительных органов, которые осуществляют основные функции государственного управления и регулирования в сферах жизнедеятельности общества и государства.
Эти органы подразделяются на два вида: входящие в состав Правительства и не входящие в состав Правительства, то есть непосредственно подчиненные Президенту Казахстана.
К органам входящим в состав Правительства относятся и министерства и агентства. Их перечень установлен Указам Президента « О структуре Правительства», в настоящее время к ним относятся все министерства (16) и ряд агентств (5). К исполнительным органам непосредственно подчиненным Президенту относятся: Агентство финансовой полиции, Агентство по делам государственной службы, Счетная Комиссия и ряд других.
Отличительные признаки этих органов заключаются в том, что они создаются, реорганизуются и ликвидируются Президентом. Их руководители назначаются и снимаются с должности лично главой государства и подотчетны только ему.
С 1997 года структура и сама система центральных исполнительных органов в Казахстане строятся по французской модели.
Министерство – центральный исполнительный орган, входящий в состав Правительства Республика Казахстан и осуществляющий руководство соответствующей отраслью государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию. Они создаются Президентом по представлению Премьер - Министра. Министерства можно подразделить на три блока: политические, экономические, социальные.
Цели, задачи и компетенция Министерства определяется Положением о нем, утверждаемым Правительством по представлению Министра. Структура министерства утверждается министром.
Министерство возглавляется Министром, назначаемым Президентом по представлению Премьер-министра. Руководитель министерства имеет заместителей – Вице - министров, как правило их 4 (один из которых первый). Они назначаются Правительством по представлению министра., который и распределяет полномочия между ними. Наиболее общие задачи и полномочия министра регулируются Положением о министре Республики Казахстан от 29 апреля 1999 г.
Для решения наиболее важных вопросов при министре создается коллегия министерства, который является консультативно-совещательным органом. Численный и персональный состав коллегии определяется министром. Вопросы выносимые на рассмотрение коллегии решаются голосованием, при этом право решающего голоса имеет министр.
Структурными единицами министерства являются департаменты, количество которых и их функции определяются министром. Департаменты подразделяются на 2 вида: являющиеся юридическим лицом и не являющиеся юридическим лицом. Положения о департаменте являющемся юридическим лицом, а также его Директор назначается Правительством по представлению Министра.
Департаменты в свою очередь подразделяются на территориальные и управления.
Акты министерства вступают в юридическую силу с момента утверждения их в форме приказа, подписываемого Министром. Они действуют по территории всего Казахстана в отношении подведомственных ему органов и организации.
Агентства в отличии от министерств являются более гибкими органами государственного управления и их целями является реализация единой государственной политики на территории республики, а также наделены функциями межотраслевой координации.
Статус Агентства зависит от его подчиненности. В соответствии с Конституционным законом «О Правительстве Республики Казахстан» под понятием агентства понимается государственный орган не входящий в состав Правительства. Однако, в соответствии с Указом Президента «О структуре Правительства» от 20 января 1999 года ряд агентств входит в состав Правительства, соответственно их руководители являются членами Правительства.
Агентства создаются по представлению Премьер - Министра Президентом, соответственно реорганизуются и ликвидируются им.
Руководители Агентств непосредственно подчиненных Президенту назначаются им лично. И несут индивидуальную ответственность перед ним.
В состав Агентства входят департаменты, в том числе и территориальные. Однако, ниже областных они не «спускаются», единственным исключением является АЧС (Агентство по чрезвычайным ситуациям).
ПОДТЕМА. МЕСТНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ.
Тезис:
Деятельность местных исполнительных органоввласти регулируется Законом Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 25.04.2001г. Государственное управление на местах осуществляется специально уполномоченным на то должностным лицом – Акимом и акимиатом (местной администрацией). Аким- представитель Президента на местах, политический государственный служащий. К его основным задачам относятся: 1. Обеспечение исполнения Конституций, Законов, Указав Президента и иных правовых актов на порученной ему территории; 2. Обеспечение развития и процветания порученной ему территории.
Областные Акимы (14), приравненные к ним Акимы города республиканского значения и столицы назначаются президентом по представлению Премьер-Министра. Акимы районов, городов, районные в городах назначаются областными акимами с согласия Президента. Поселковые акимы избираются местным населением.
К компетенции Акима и акимата относятся вопросы обеспечения населения коммунальными благами, управление коммунальной собственностью, развитие аграрного сектора, развитие предпринимательства, регулирование земельных вопросов, обеспечивает охрану общественного порядка и безопасности, обеспечивают реализацию права граждан на образование и здравоохранение, обеспечивают благотворительной и социальной помощью, а также его культурное развития и др. С согласия акима назначаются руководители территориальных подразделении центральных исполнительных органов.
Деятельность Акима контролируется со стороны местных представительных органов – маслихата. Маслихат утверждает местный бюджет, программы развития территории, принимает отчеты об исполнениях и об исполнении бюджета, изменения в расходную часть которого вносятся только с дозволения маслихата. На основании отчета акима маслихат вправе объявить ему ввотум недоверия. Однако, вопрос о снятии решается лицом назначившим акима.
Аким подотчетен вышестоящим исполнительным органам (должностным лицам) и маслихату по вопросам отнесенным законодательством. Аким издает решения и распоряжения. Заместитель акима издает распоряжения.
Акимат формируется акимом из заместителей акима, руководителя аппарата акима, первых руководителей соответствующих исполнительных органов. Акимат не является юридическим лицом.