Подтема. правительство как высший исполнительный орган власти республик казахстан.

Тезис:

Правительство Республики Казахстан- это высший исполнительный орган власти республики. Его статус и компетенция регулируется Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом «О Правительстве» от 18 декабря 1995 г. с изменениями и дополнениями от 6 мая 1999 г. Основными задачами Правительства являются руководство всей системой исполнительных органов власти Республики Казахстан и обеспечение исполнения Конституции, Законов, актов Президента.

Состав и структура Правительства определяется Президентом по представлению Премьер - Министра, который и осуществляет руководство органом. Премьер-Министр назначается Президентом с согласия Парламента. В течений 10 дней после своего назначения Премьер-Министр обязан представить Президенту список членов Правительства. Они обязаны принести присягу на верность народу и Президенту Казахстана. В состав Правительства входят: Премьер-Министр, его заместители, министры и председатели Агентств, руководитель Канцелярии Премьер - Министра. Структура Правительства определяется «О структуре Правительства Республики Казахстан» от 22 января 1999 года.

В течении 2 месяцев Правительство обязано представить на рассмотрение Парламента свою программу, то есть систему (план) действии и реформ в период своей компетенции, которая должна получить одобрение Парламента. Дважды полученный отказ в одобрении программы влечет за собой объявление вотума недоверия Парламента Правительству.

Срок полномочии Правительства в пределах срока полномочии Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Члены Правительства несут индивидуальную ответственность перед Премьер -Министром и обязаны выполнять поручения Президента, Премьер -Министра и Правительства. Как политические государственные служащие, члены Правительства уходят в отставку. Заявление об отставке должно быть рассмотрено Президентом в течении 1 месяца. В случае отказа он обязан продолжать исполнение своих должностных обязанностей. Президент вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочии Правительства и Премьер-Министра. Освобождение Премьер-Министра обозначает отставку всего Правительства.

Члены Правительства обязаны соблюдать ограничения связанные и со статусом государственного служащего и ограничения определенные Конституционным Законом «О Правительстве». А также соблюдать регламент Правительства Республики Казахстан.

К основным вопросам компетенции Правительства относятся:

1. Осуществление руководством государственной собственностью, с правом создания республиканских государственных предприятии

2. Разработка и исполнение республиканского бюджета с отчетом о нем перед Парламентом

3. Разрабатывает основные направления государственной социально-экономической политики государства.

4. Разрабатывает государственные программы.

5. Разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой политики государства.

6. Разрабатывает и реализует основные направления государственной региональной политики.

7. Осуществляет реализацию государственной правовой реформы, обеспечению законности, безопасности и обороноспособности республики, территориальной целостности и охраны государственных границ.

8. Определяет и реализует государственную политику по развитию науки, техники, внедрению новых технологии, культуры, образования, здравоохранения, туризма и спорта и др.

Форма работы – заседание, которое проводится не реже 1 раза в месяц под председательством Премьер-Министра. Правительство издает Постановления имеющие юридическую силу на территории всей республики, Премьер-Министр принимает распоряжения носящие административно – распорядительный характер.

Взаимоотношения Правительства и Парламента – это взаимоотношение двух ветвей власти, урегулированные законодательством.

Правительство обладает правом законодательной инициативы, реализуемое исключительно в Мажилисе Парламента.

В соответствии со ст. 13 Закона «О Правительстве» Правительство:

а) представляет парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении.

б) обеспечивает исполнение законов и контролирует их исполнение центральными и местными исполнительными органами.

в) дает ответы на запросы депутатов Парламента.

г) дает заключения по проектам законов республики, предусматривающих сокращение или увеличение государственных расходов.

Правительство может быть распущено Президентом в случаях объявления ему со стороны парламента ввотума недоверия. Процедура и основания данной процедуры регламентируются Конституцией Республики Казахстан. Основаниями могут быть: 1) дважды отклоненная программа Правительства, 2)дважды отклоненный проект Закона «О республиканском бюджете», 3) дважды отклоненный проект закона инициатором которого являлось Правительство. Ввотум выносится 2\3 голосов от общего числа депутатов. При наборе соответствующего числа голосов вопросов ставится перед Президентом, который вправе распустить либо Правительство либо Парламент.

Кроме того, Парламент вправе объявить вотум недоверия отдельно взятому члену Правительства. Вотум также объявляется 2/3 голосов, в случае отказа Президента члены Правительства могут вторично поднять вопрос о вотуме по истечении 6 месяцев после первого вотума недоверия.

Правительство республики осуществляет руководство деятельностью министерств, агентств и ведомств. По представлению их руководителей утверждаю положения об этих органах, лимит их штатной численности. Вправе полностью или частично приостанавливать действие актов центральных исполнительных органов.

Информационно-аналитическое и организационно-правовое обеспечение деятельности Премьер-Министра и Правительства осуществляется Канцелярией Премьер-Министра.

Для выработки предложении по вопросам компетенции Правительства образуются Комиссии, советы и иные консультативно-совещательные органы, предложения которых носят рекомендательный характер.

Наши рекомендации