Политика как наука и искусство. Законы и категории политики.
Политику можно рассматривать как науку и искусство.
Главная задачаполитики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика вправе рассматриваться как наука в том смысле, что она может служить источником знаний об одной из жизненно важных сфер бытия людей, классов, партий и государств. Но политика и сама должна строиться на основе соответствующих научных знаний и считаться с результатами действия объективных закономерностей общественного развития, с наличием определенных социальных механизмов, принципов и норм, регулирующих развитие общественного организма. Принятие политических решений в современных демократических системах предполагает всестороннюю научную экспертизу, систему консультаций, профессионализм отношений. Политика всегда есть итог кропотливой трудоемкой работы политических деятелей, исследовательских центров и научных институтов, следствие коллективного ума многих людей и организаций.
Как искусство – искусство управления государством, искусство завоевания и удержания власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов. Существует мнение, что политика – искусство возможного. Политический руководитель ограничен в своей деятельности наличными ресурсами; он должен учитывать соотношение сил, общественное мнение, состояние политической культуры и ряд других факторов. Искусство политики заключается в том, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами и потерями.
Законы политологии различаются по времени действия. При таком подходе выделяются три группы законов: законы формирования, функционирования и развития политической власти, которые действуют на всех этапах развития общества, на нескольких ступенях развития общества,- лишь на отдельных этапах развития общества.
По масштабу проявления законы политологии подразделяются также па три группы. Первую группу составляют законы, которые действуют во всех общественных системах, вторую — законы, которые действуют в нескольких общественных системах, третью — законы, действие которых ограничено одной общественной системой.
Законы политологии подразделяются также на законы функционирования и законы развития. Законы функционирования обеспечивают сохранение той или иной политической власти. Законы развития обусловливают переход от одного качественного состояния политической власти к другому, замену одних форм ее проявления другими.
Центральными категориями политологии являются понятия «политическая власть», «политическая жизнь», «политическое бытие», «политика», «политическое действие», «политический процесс», «субъект политики», «объект политики», «политический лидер», «свобода», «Демократия», «политическая система», «политический режим», «политическая организация», «политический институт», «политическая партия», «общественное движение», «авторитет», «политическое влияние», «политическая социализация», «политическое сознание», «политическая культура», «политический конфликт» и многие другие.
38. Основные критерии классификации политической культуры. Типология политической культуры. Теоретик: Алмонд, Верба.В современной политической культуре обычно выделяют две основные разновидности: демократическую культуру и автократическую. Большинство исследователей считают первую доминирующим типом, вторую — второстепенным. Основные черты современной демократическойполитической культуры:
§ традиционализм в виде архаичных элементов, унаследованных от прошлой политической культуры (лояльность, почтительность к власти, законопослушание и др.);
§ морализм, выражающий приверженность к общечеловеческим нравственным ценностям;
§ индивидуализм, стоящий на позициях того, что основная ценность политической культуры — частные интересы, в отличие от коллективных; тяготение к отношениям, основанным на доверительных личных контактах и обязательствах;
§ политический активизм, состоящий в убеждении, что деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. В последние десятилетия под влиянием различных альтернативных движений (антивоенных, феминистских, молодежных, экологических и др.) демократическая политическая культура вобрала в себя новые ценности: терпимость к инакомыслию, гражданское согласие, падение авторитета иерархической власти и др.
Г. Алмондом и С. Вербой:
1. патриархальный тип - для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности — общину, род, племя и т. д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей;
2. подданнический тип - ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как-то повлиять на власть отсутствует;
3. активистский тип - предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы.