Рузиль Галиевич Мингалимов

Старший преподаватель кафедры массовых коммуникаций

Социально-гуманитарного отделения

Набережночелнинского инстиута

«Казанского (Приволжского) федерального университета»

Рузиль Галиевич Мингалимов

Вопросы к экзамену

По курсу: «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»

(включая международное гуманитарное право)

  1. Общие начала правового регулирования журналистики
  2. Понятие массово-информационного права
  3. Международные обязательства России
  4. Постановления Европейского суда по правам человека
  5. Федеральное законодательство
  6. Законодательство субъектов РФ
  7. История принятия Закона о СМИ. Создание правовой базы для частных СМИ
  8. Законодательство о СМИ в зарубежных странах
  9. Основные положения и понятия Закона о СМИ. Права и обязанности журналиста
  10. Регистрация СМИ, договор редакции и учредителя, редакционный устав
  11. Устав редакции и устав юридического лица
  12. Содержание устава юридического лица и устава редакции
  13. Трудовые отношения в редакции СМИ – трудовой договор, авторский договор, срочный договор и договор подряда
  14. Редакционная независимость на Западе
  15. Процедура принятия устава редакции.
  16. Порядок прекращения деятельности СМИ
  17. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации и освобождение от нее
  18. Становление информационного законодательства в других странах бывшего СССР
  19. Государственная политика в первые постсоветские годы. Система государственной поддержки СМИ в 1996–2001 гг.
  20. Экономическая поддержка СМИ
  21. Доктрина информационной безопасности
  22. Законодательство о порядке освещения государственными СМИ деятельности органов власти и политических партий
  23. Обязанность властей реагировать на критику в СМИ
  24. Иностранная собственность на СМИ
  25. Государственная поддержка СМИ в других странах
  26. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ
  27. Процедура доступа граждан к информации
  28. Право доступа к информации редакций СМИ в РФ
  29. Общедоступная информация и информация ограниченного доступа
  30. Коммерческая тайна
  31. Государственная тайна
  32. Конфиденциальная информация
  33. Алгоритм получения информации
  34. Отраслевое и региональное законодательство о праве на информацию
  35. Виды ответственности за непредставление информации
  36. Аккредитация
  37. Гласность судопроизводства: права журналиста
  38. Ответственность журналиста за распространение секретной информации
  39. Регулирование и контроль телерадиовещания
  40. Лицензирование и ограниченный ресурс частот
  41. Государственные, общественные и частные вещатели
  42. Порядок лицензирования вещателей в России
  43. Приостановление действия и аннулирование лицензии
  44. Кабельное телевидение
  45. Перспективы регулирования цифрового телерадиовещания
  46. Российское избирательное право
  47. Приоритет избирательного права над законом о СМИ
  48. Предвыборная агитация и информирование
  49. Равные права кандидатов
  50. Практика регулирования кампаний в США
  51. Условия проведения предвыборной агитации
  52. Порядок агитации в СМИ различных типов. Принципы разделения СМИ на группы (А, Б, В)
  53. Злоупотребление правом на проведение агитации
  54. Ответственность СМИ и журналистов за нарушение избирательного законодательства – роли ЦИК и суда
  55. Автор и авторские права на интеллектуальную собственность.
  56. Отличия физической собственности от интеллектуальной
  57. Распоряжение исключительным правом автора
  58. Свободное использование произведений литературы и искусства.
  59. Служебные произведения в работе журналиста – способы реализации исключительных прав СМИ
  60. Авторское право на интервью, новостное сообщение и программу телепередач: сущность, регулирование в законодательстве РФ. Зарубежный опыт
  61. Смежные права и их использование в СМИ
  62. Ответственность за нарушение ФЗ «Об авторском праве и смежных правах»
  63. Международные конвенции о защите авторского права
  64. Реклама и свобода массовой информации
  65. История принятия Федерального закона «О рекламе».
  66. Общие положения Закона «О рекламе»: реклама, рекламодатель, распространитель, производитель
  67. Особенности рекламы в печати и в радио- и телепрограммах
  68. Особенности рекламы отдельных видов товаров: алкогольные напитки и пиво, оружие, медикаменты, табачные изделия
  69. Защита интересов детей в положениях ФЗ «О рекламе».
  70. Обязанности и сфера ответственности рекламораспространителя.
  71. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о рекламе
  72. Регулирование рекламы в зарубежных странах
  73. Требования международных соглашений и стандартов в области распространения в СМИ порнографии и жестокости
  74. Нормы действующего федерального законодательства в области регулирования порнографии и жестокости. Ответственность за участие в изготовлении и распространении порнографических материалов
  75. Законодательство субъектов РФ регламентирующие вопросы распространения эротической продукции
  76. Правовое регулирование порнографии в США
  77. Интернет и СМИ. Регистрация интернет-СМИ
  78. Нарушения при распространении информации в компьютерных сетях
  79. Ответственность за распространение информации в сети Интернет. Обеспечение доказательств. Регулирование форумов СМИ.
  80. Международное сотрудничество по проблемам правового регулирования Интернета и телекоммуникационных сетей. Киберпреступления.
  81. Основные принципы и понятия: честь и достоинство, деловая репутация, диффамация
  82. Возникновения права на опровержение и права на ответ, их реализация в СМИ
  83. Моральный вред
  84. Защита деловой репутации в арбитражном суде
  85. Извинение журналиста и СМИ за порочащую информацию
  86. Презумпция невиновности – один из основных принципов демократического общества
  87. Клевета и оскорбление
  88. Факт и мнение в работе журналиста
  89. Освобождение от ответственности журналиста и редакции СМИ за распространение сведений не соответствующих действительности
  90. Решения Европейского суда по правам человека в сфере свободы мысли и слова
  91. Гарантии неприкосновенности частной жизни в законодательстве РФ
  92. Общественный интерес в раскрытии информации
  93. Правила обработки информации
  94. Открытые сведения о доходах
  95. Решения судебной палаты о защите тайны частной жизни
  96. Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство – возникновение условий для правовой защиты
  97. Скрытая запись и согласие на распространение сведений
  98. Защита частной жизни в США

Наши рекомендации