Кафедра социально-гуманитарные науки
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ» в г. ВОЛЖСКОМ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАКТИКУМ
ПО
П О Л И Т О Л О Г И И
Выполнил студент группы №:
Ф.И.О
Работа сдана: «___»_______2012г. _____________________________
Проверил: доцент Лясина И.Ю. ______ баллов_________________
______________________________
Волжский 2012
Содержание
Задание 1. Найдите в политологической литературе определения к следующим понятиям. Приведите примеры.
Приведите примеры проявления данных явлений в мировой политической практике. (1 пример каждого явления).
Задание 2. Определите тип указанных в таблице политических лидеров современной России, по известным типологиям политических лидеров.
Задание 3. Изучите государственное устройство и политическую реальность указанных в таблице государств. Заполните таблицу.
Задание 4. По предложенным схемам структуры государств, определите форму правления и форму территориального устройства (письменно). Название государства определять не нужно!
Задание 5.Определите, какие из предложенных ниже суждений верны, а какие - нет.
Задание 6. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы. Расположите ваши ответы в таблице.
Задание 7. Заполните таблицу «Механизм выборов различных уровней в Российской Федерации». Сравните механизмы и правила выборов должностных лиц различного уровня.
Задание 8. Напишите сочинение на тему «Возможна ли демократия в России».
Задание 9.Из предложенных ниже высказываний три и раскройте смысл выбранного высказывания, изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение, ваше отношение к нему. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Задание 10. Используя учебную литературу, дайте краткую характеристику современным международным организациям, указанным в таблице.
Правила выполнения практикума:
Выполнение практикума является условием получения допуска к зачету.
2. Практикум выполняется каждым студентом индивидуально. Коллективное выполнение практикума не допускается. ! При попытке сдать практикум, выполненный другим студентом, а также копирование содержания отдельных заданий, работа зачтена не будет, а студент получит дополнительные индивидуальные задания.
Выполненный практикум должен быть сдан на проверку до зачета, не позднее даты, установленной для группы, преподавателю или на кафедру.
4. Для работы над практикумом может быть привлечена любая литература, научного, учебного или публицистического содержания.
5. По всем вопросам выполнения заданий практикума студент может обратиться к преподавателю.
Задание 1
Найдите в политологической литературе определения к следующим понятиям.
Приведите примеры проявления данных явлений в мировой политической практике.1 пример каждого явления).Не более 2-х страниц.
понятие | определение | проявление/ реализация/ примеры |
ЭКСТРЕМИЗМ | приверженность в политике к крайним взглядам и мерам. | использование тактики партизанской войны Нельсоном Манделой против правительства ЮАР |
ОЛИГАРХИЯ | замкнутая правящая группа, сплоченная внутренними интересами и плановыми по типу взаимоотношениями. | Александр Смоленский — СБС-Агро (Банк Столичный) |
РЕВАНШИЗМ | государственная политика, направленная на восстановление утраченных во время войны позиций | Венгерский реваншизм |
ГЕНОЦИД | действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы. | Истребление нацистской Германией во время Второй мировой войны евреев. |
ПОПУЛИЗМ | Политика, апеллирующая к широким массам и обещающая им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем. | Популисты — мелкобуржуазная фермерская партия, созданная в 1891 г. в Америке и провозгласившая борьбу за некоторые реформы — передачу государству железных дорог и телеграфа, введение подоходного налога, ограничение земельной собственности и др. |
ПАТЕРНАЛИЗМ | система, принципы и практика государственного управления, построенного по парадигме воспитания и контроля отца над детьми в патриархальной семье. Возведенный в масштаб государства, | патернализм в Японии связан с докапиталистическими отношениями японского общества, в котором первичной ячейкой была семья - клан. Глава семьи обладал полной властью над всеми ее членами; во всех принимаемых решениях семьи-клана решающее слово оставалось за главой. |
АНТИГЛОБАЛИЗМ | политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации. | Организация «Глобальное действие». Призывает к протестной деятельности как на улицах мегаполисов, так и в сельских районах (протестные движения фермеров в Европе и коммунальных сельхозкооперативов в Латинской Америке и Малой Азии), к теоретической критике корпораций и независимому анализу характера и последствий их деятельности. |
НАЦИОНАЛИЗМ | идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью. | Индийский национализм Национализм в Индии обострился в конце XIX века в связи с борьбой с британским империализмом. Националисты утверждали, что Индия должна сама осуществлять собственную политику; что свободная Индия способна остаться единой территорией; что индусов объединяет религия (индуизм). Главной победой индийского национализма стало обретение независимости в 1947 г. При этом одной из серьёзных проблем стал выбор государственного языка, в результате чего их стало два: хинди и английский. Основными трудностями к построению гражданской нации стали острые этнические и религиозные конфликты, которые, в частности, привели к отделению Пакистана. |
СЕПАРАТИЗМ | политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии (индивидуальная свобода действия; самостоятельность). | СССР и страны Восточной Европы после крушения мировой социалистической системы, где произошли распады Советского Союза, Чехословакии, Югославии. |
КСЕНОФОБИЯ | страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного. | аборигены Сахалина в начале 20 века принципиально не пользовались русскими дорогами. Продирались сквозь заросли параллельно дороге, но на дорогу не ступали. |
Задание 2
Используя учебную литературу, изучите наиболее известные типологии политических лидеров и определите тип указанных в таблице политических лидеров современной России. В таблице напротив фамилии лидера в каждом столбце укажите его тип лидерства в соответствии с типологией. Не более 2-х страниц.
лидер | типология М. Вебера | типология М.Дж. Херман | типология по отношению к существующей общественной системе |
В.В. Путин | Легальное лидерство | Лидер-служитель | Лидер-консерватор |
Д.А. Медведев | Легальное лидерство | Лидер-служитель | Лидер-консерватор |
В.В. Жириновский | Харизматическое лидерство | Лидер-пожарный | Лидер-революционер |
Г.А. Зюганов | Традиционное лидерство | Лидер-торговец | Лидер-революционер |
М.Д. Прохоров | Легальное лидерство | Лидер-торговец | Лидер-реформатор |
Задание 3 Заполните таблицу. Используя учебную литературу, изучите государственное устройство и политическую реальность указанных в таблице государств. Ответы должны быть точными и краткими. Не более 2-х страниц.
государство | Форма правления | Форма территориального устройства | Политический режим. |
Франция | Президентско-парламентская республика. | Унитарное государство | Демократический |
США | Президентская республика | Федеративное государство | Демократический |
Индия | Парламентская республика | Федеративное государство | Консервативно-демократический |
Чили | Президентская республика | Унитарное государство | Демократический |
Венесуэла | Президентская республика | Федеративная республика | Демократический |
Россия | Республика | Федеративное государство | Демократический |
Беларусь | Президентская республика | Унитарное государство | Демократический |
Китай | Народная республика | Унитарное государство | Технократический авторитаризм |
Монголия | Парламентарная республика | Унитарное государство | Демократический |
Северная Корея | Социалистическая республика | Унитарное государство | Авторитаризм |
Задание 4
Определите форму правления и форму территориального устройства государств, показанных на схемах. Ответы впишите в таблицы.
Схема 1
Форма правления | Парламентарная Монархия |
Форма территориального устройства | Децентрализованное унитарное государство |
|
|
|
|
|
|
Схема 2
Форма правления | Смешанная республика |
Форма территориального устройства | Унитарное государство |
Схема 3
Форма правления | Президентская республика |
Форма территориального устройства | Федеративное государство |
| |||
Задание 5
Определите, какие из предложенных ниже суждений верны, а какие - нет. Ответы укажите в таблице.
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ» в г. ВОЛЖСКОМ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАКТИКУМ
ПО
П О Л И Т О Л О Г И И
Выполнил студент группы №:
Ф.И.О
Работа сдана: «___»_______2012г. _____________________________
Проверил: доцент Лясина И.Ю. ______ баллов_________________
______________________________
Волжский 2012
Содержание
Задание 1. Найдите в политологической литературе определения к следующим понятиям. Приведите примеры.
Приведите примеры проявления данных явлений в мировой политической практике. (1 пример каждого явления).
Задание 2. Определите тип указанных в таблице политических лидеров современной России, по известным типологиям политических лидеров.
Задание 3. Изучите государственное устройство и политическую реальность указанных в таблице государств. Заполните таблицу.
Задание 4. По предложенным схемам структуры государств, определите форму правления и форму территориального устройства (письменно). Название государства определять не нужно!
Задание 5.Определите, какие из предложенных ниже суждений верны, а какие - нет.
Задание 6. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы. Расположите ваши ответы в таблице.
Задание 7. Заполните таблицу «Механизм выборов различных уровней в Российской Федерации». Сравните механизмы и правила выборов должностных лиц различного уровня.
Задание 8. Напишите сочинение на тему «Возможна ли демократия в России».
Задание 9.Из предложенных ниже высказываний три и раскройте смысл выбранного высказывания, изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение, ваше отношение к нему. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Задание 10. Используя учебную литературу, дайте краткую характеристику современным международным организациям, указанным в таблице.
Правила выполнения практикума: