Правление князя Владимира. Крещение РусиПравить

После смерти Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, аВладимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, а сам Олег погиб[42]. Владимир бежал «за море», но вернулся через два года с варяжской дружиной[43][42]. Во время похода на Киев он покорил Полоцк — важный торговый пункт на западной Двине и взял в жены дочь убитого им князя Рогволода Рогнеду[44].

В ходе междоусобицы Владимир Святославич отстоял свои права на престол (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь, которые оспаривала Польша[45]. После победы Владимира его сын Святополк взял в жены дочь польского короля Болеслава Храброго и между двумя государствами установились мирные отношения[46]. Владимир окончательно присоединил к Руси вятичей и радимичей[47]. В 983 году он совершил поход на ятвягов, а в 985 году — на волжских болгар[43].

Добившись единовластия в русской земле Владимир начал религиозную реформу. В 980 году князь учредил в Киеве языческий пантеон из шести разноплеменных богов. Племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему. В 986 году в Киев начали прибывать послы из различных стран, предлагавшие Владимиру принять их веру. Ислам предлагала Волжская Булгария, христианство западного образца — германский император Оттон I, иудаизм — хазарские евреи. Однако Владимир остановил свой выбор на христианстве, о котором ему поведал греческий философ. Вернувшееся из Византии посольство поддержало князя. В 988 году русское войско осадило византийскую Корсунь (Херсонес). Византия согласилась на мир, царевна Анна стала женой Владимира[48]. Языческие идолы, стоявшие в Киеве, были низвергнуты, а киевляне крещены в Днепре. В столице была построена каменная церковь, которая стала именоваться Десятинной, так как на её содержание князь дал десятую часть своих доходов[49]. После крещения Руси договоры с Византией сделались уже ненужными, так как между обоими государствами установились более тесные отношения. Эти связи в значительной степени окрепли благодаря церковному аппарату, который византийцы организовали на Руси. Первые епископы и священники прибыли из Корсуни и других византийских городов. Церковная организация внутри Древнерусского государства находилась в руках константинопольского патриарха, ставшего большой политической силой на Руси[50].

Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» северных племен — ильменских словен, кривичей, чуди и вятичей. Племенные границы начали стираться, важной стала государственная граница[51]. Именно во времена Владимира происходит действие многих русскихбылин, повествующих о подвигах богатырей[52].

Владимир установил новый порядок правления: посадил своих сыновей в русских городах. Святополк получил Туров, Изяслав — Полоцк, Ярослав — Новгород, Борис — Ростов, Глеб — Муром, Святослав — древлянскую землю, Всеволод — Владимир-на-Волыни, Судислав — Псков, Станислав — Смоленск, Мстислав — Тмутаракань[53][54][55]. Дань более не собиралась во время полюдья и только на погостах. С этого момента княжеский род со своими дружинниками «кормился» в самих городах и отправлял часть дани в столицу — Киев[56].

2Примерно так:
1-й этап (1243—1257 гг. ) наиболее ярко характеризует двойственность власти над завоеванными монголами землями. Политическое управление ими по традиции осуществлялось из Каракорума, а непосредственная исполнительная и военная власть [230] полностью принадлежала золоордынским ханам. И применяли ее без каких-либо консультаций с имперским правительством (например, посылка на Русь Неврюевой рати) .

2-й этап (1257—1312 гг. ) начался с организации структуры властвования и угнетения: проводится перепись населения и внедряется разветвленная баскаческая система. Длительность его свидетельствует не только об одном из наиболее тяжких периодов ига, но также об истощенности и медленном восстановлении общего экономического потенциала русских княжеств.

В целом первые два этапа характеризуются безраздельной властью монголов и отсутствием активного сопротивления русских князей. Единственно правильная и многообещающая долгосрочная политическая линия отношений с Золотой Ордой была успешно разработана Александром Невским. Однако твердое проведение ее завязло в княжеских раздорах после смерти Александра.

3-й этап (1312—1328 гг. ) характеризуется частичным изменением действовавшей в предыдущие годы военно-политической структуры монгольского властвования. В первую очередь это связано с отменой баскаческой организации, являвшей собой посредника между ханской властью и русскими князьями. Вместо нее вводится система прямого и непосредственного управления при постоянном вмешательстве хана во внутриполитическую жизнь Руси, что достигалось отправлением специальных послов в сопровождении военных отрядов, а также расcчитанно жестким террором против неподчиняющихся представителей русской администрации. Ликвидация баскачества была связана с усилением ханской власти, значительно возросшей централизацией управления в самой Золотой Орде и попыткой притормозить резкое увеличение политической и экономической мощи большой группы кочевой аристократии, что угрожало новыми центробежными осложнениями. Произошедшие на этом этапе изменения в определенной степени были связаны с несколько запоздалым отказом от тех в политическом отношении давно изживших себя норм и принципов, которые были вызваны общеимперскими обязательствами и приказами, исходившими от каана, сидевшего в Каракоруме.

4-й этап (1328—1359 гг. ) обусловлен заметным и резким ростом общерусских антимонгольских настроений, а также выделением на общем фоне нескольких крупных политических центров, стремившихся обеспечить себе первенство среди прочих княжеств и особые — непосредственные — отношения с ханской властью. На этом этапе роль великого княжества и его главы приобретает особое значение, полностью сосредоточивая прерогативы ханских послов предыдущего периода.

5-й этап (1359—1380 гг. ) характеризуется неуклонным возрастанием военной и экономической мощи русских земель. На этом этапе Золотая Орда фактически не в состоянии из-за внутренних распрей оказывать стабильное военное давление на [231] Русь в целом. Предпринятые Мамаем запоздалые попытки становления существовавшего когда-то военного и политического приоритета терпят полный крах.

6-й этап (1380—1382 гг.) , несмотря на свою кратковременность, сыграл особую роль благодаря сокрушительному удару, нанесенному Золотой Орде в Куликовской битве. В дальнейших взаимоотношениях Руси и Золотой Орды события этого периода наложили яркий отпечаток на политику обеих сторон.

7-й этап (1382—1395 гг. ) характеризуется формальным восстановлением политической зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Однако фактическое соотношение сил полностью исключает организацию и проведение военных набегов на Русь.

Политика опричнины, вылившаяся в массовый террор, который обрушился на различные слои русского общества, вызывала и до сих пор вызывает недоумение у многих исследователей.

Причины перехода к опричнине:

1. Разрыв Ивана IV с политикой реформ и его стремление к неограниченному самовластию, на пути к которому стояли традиционные нормы и органы управления, остатки удельной системы, моральный авторитет церкви, слабость центрального аппарата власти и пр.

2. Ухудшение обстановки в стране в связи с Ливонской войной, требовавшей мобилизации ресурсов страны, увеличение налоговых поступлений. Однако система местного управления, сложившаяся после реформы, общая слабость центральных органов управления, не позволяли обычными методами обеспечивать военные нужды.

3. Власть стремилась спасти свой авторитет, для чего неудачи в войне стали объясняться предательством и кознями бояр.

4. Религиозный характер опричнины. Введению опричнины способствовала социо-психологическая обстановка в стране. Иван IV все более верил в своебогоподобие и богоизбранность, а к населению относился как к холопам, которых он «волен жаловать или казнить. Эти взгляды усиливались настроениями народа, ожидавшего от царя воплощения в жизнь идеала «Святой Руси». Царь сомневался в возможности воплотить этот идеал по всей стране, разочаровавшись в значительной части населения и, в том числе, в боярстве, недостойном жить в «царстве справедливости». В результате Иван IУ решил воплотить эту мечту только для избранных, т.е. для лично ему преданных и готовых выполнить любую его волю. О религиозном характере опричнины свидетельствуют и такие факты, как организация опричников, созданная по типу монашеского братства во главе с игуменом, т.е. самим царем, театрализованные казни, напоминающие наказание грешников в аду и т.п.


5. Наконец, сказались и личные качества царя: его крайняя мнительность, жестокость, трусость и слабоволие, сочетающиеся с умом, начитанностью, самомнением и верой в божественную природу своей власти. Смерть первой жены, а затем митрополита Макария, устранение деятелей Избранной рады», т.е. людей в определенной степени сдерживающих проявление его необузданного характера, усилило влияние этих черт на сферу политики.

Непосредственному переходу к опричнине предшествовал ряд тяжелых поражений русских войск в Ливон­ской войне, а также бегство князя А. Курбского в Литву, вызванное ожиданиями опалы (апрель 1564 г.). Кроме того, страну поразил неурожай, а Москва испытала 4 пожара. Военные неудачи и бедствия воспринимались как божье наказание за грехи, в первую очередь, правящего слоя.

Для того, чтобы отделить себя от него и свалить вину на бояр, царь с семьей в декабре 1564 г. неожиданно уехал из Москвы в Александрову слободу(ныне — город Александ­ров Владимирской области). Он забрал с собой символы царской власти, наиболее ценные иконы, казну и библиотеку. Отъезд царя из столицы был его сильным политическим ходом — народу казалось, что царь покинул государство, бросил его на произвол судьбы и врагов.

В январе1565 г.Иван IV направил в Москву две грамоты. В одной — для Боярской думы — он обвинял бояр, детей бояр­ских и приказной люд в измене, казнокрадстве, насилии над на­родом. В ней он объявлял об отказе от власти. Вторая грамота была адресована посадским людям столицы. В ней царь разъяс­нял, что к ним у него претензий нет.

После многочисленных просьб о возвращении на престол царь дал согласие, но выдвинул ряд условий. Бояре, напуганные волнением народа, вынуждены были их принять.

Во-первых, Иван IV разделил государство на опричнину и земщину. Он потребовал выделить ему особый удел — опричнину(от слова «опричь», то есть «кроме»). Внее вошли наиболее развитые в хозяйственном от­ношении районы, богатые приграничные города, имевшие важ­ное стратегическое значение.

Таким образом, опричнину можно рассматривать как особую тер­риторию в составе Московского государства. Учреждая опричнину, Иван Грозный выделял самому себе удел, в котором мог быть полновластным хозяином. Аппарат управления опричниной был скопирован с земского. Как и в земщине, здесь имелись Дума и приказы.

Остальная часть территории — земщина — оставалась в ведении Боярской думы.

Во-вторых, царь настаивал на праве самодержавно (едино­лично и бесконтрольно) управлять страной, лишать имущества, «казнить и миловать» без суда и следствия всех неугодных ему людей как в опричнине, так и в земщине.

В-третьих, царь потребовал создания особого опричного вой­ска. На его организацию и содержание земщина выплачивала на­лог в 100 тыс. рублей.

Опричники, которых первоначально было около 1000 (потом до 5000) человек, формировались преимущественно из лично преданных царю худородных детей боярских, а также из княже­ских родов и бояр, служилых и посадских людей, иностранных наемников. Опричники приносили царю присягу на верность. Они носили форму черного цвета. К седлам их лошадей привязывались собачьи головы (символ преданности) и метлы (в знак готовности «вынюхивать и выметать измену государю»). Оприч­ники — особая военно-политическая сила, наделенная особыми пра­вами для защиты государя.

Опричное войско стало карательным инструментом царя. Расправы с неугодными людьми превратились в массовый тер­рор в центральных и северо-западных районах, в которых бояре имели значительные земельные владения и политическое влия­ние. Бояр переселяли из территории опричнины в земщину, вы­резали целыми семьями. Опричники громили города (Клин, Тверь, Торжок). С особой жестокостью в 1570 г. они расправи­лись с жителями Новгорода, которых во время Ливонской войны обвинили в стремлении перейти «под руку» Литвы. Летом того же года в Москве было казнено около 200 человек. Погромы городов и казни 1570 г. — кульминация политики опричнины. Опричным террором власть компенсировала свою слабость — неспособность организовать управление страной и обеспечить материальные ресурсы для ведения войны.

События 1571 г.продемонстрировали неэффективность оприч­ного войска для борьбы с внешними врагами — оно не смогло оказать отпор набегу крымского хана Девлет-Гирея,который сжег посад Москвы. В1572 г.лишь при соединении опричного и земского войск под командованием земского воеводы князя М. И. Воротынскогоудалось отбить новый набег татар.

В1572 г.разделение страны на две части было отменено. Зем­ли опричнины преобразованы в Государев двор,воспринявший черты дворцового ведомства. Самое слово «опричнина» запрети­ли упоминать. Однако репрессивные методы опричной полити­ки сохранялись до конца правления Ивана Грозного.

Социально-политический замыселопричнины — попытка фор­сированными и насильственными средствами установить само­державие иликвидировать остатки раздробленности.

Экономический замыселопричнины — попытка подорвать эко­номическое могущество боярства путем перераспределения зе­мельных владений. Опричники должны были получить земли на территории опричнины, а их прежние владельцы должны были переселиться в районы земщины. На практике указ царя реали­зовать не удалось из-за неспособности Поместного приказа провести такую сложную «аграрную реформу».

Политический итогопричнины — наведением ужаса на всю страну Иван Грозный, с одной стороны, способствовал укрепле­нию самодержавия, а с другой — ослабил централизацию власти и управления. Разделенная на две части страна (территория, ад­министрация, вооруженные силы) не смогла выиграть Ливон­скую войну 1558-1583 гг.

Экономический итогопричнины — хозяйственное разорение страны из-за ее искусственного разделения и опричного террора.

Социальный итогопричнины — персональная перестановка внутри правящего слоя, усиление позиций дворянства, устрашение родовитого боярства, еще большее обострение социальных противоречий и недовольства внутри страны. Массовые побеги крестьян из центральных областей, особенно страдавших от бес­чинств опричников, привели к изданию указа 1581г., впервые и временно вводившего заповедные годы(от слова «заповедь» — запрет), в которые запрещался «выход» крестьян от владельца земли. Это был еще один шаг в процессе оформления крепостно­го права, так как временная отмена Юрьева дня скоро стала по­стоянной.

В 1575 г.,демонстрируя полное самоуправство, Иван «возвел» на царский трон своего ставленника из знатного татарского рода Симеона Бекбулатовича.Сам царь, сохранив всю полноту власти, называл себя удельным князем «Иванцом Московским». Поли­тический «спектакль» позволил Грозному обрушить репрессии на бывших своих соратников времен политики опричнины. Мни­мое отречение закончилось в 1576 г.— царь вернул себе трон

Реформы проводились в течение всего правления Петра I. Нередко случалось так, что новые соображения и предписания упраздняли недавно созданное и не выдержавшее проверки временем. Не было и специального плана проведения реформ.

Строительство заводов. Наибольшие сдвиги произошли в области промышленности. К концу XVII в. в стране насчитывалось около 30 мануфактур. В годы петровского правления их стало более 100.

Особенно быстрыми темпами развивалась металлургия. К середине 18 в. Россия выплавляла чугуна в полтора раза больше, чем Англия, и заняла ведущее место по производству металла. В 1719 г. была опубликована Берг - привилегия (указ Петра). Она позволяла всем жителям России заниматься поисками полезных ископаемых и с разрешения Берг-коллегии основывать заводы, т. е. «провозглашала горную свободу».

В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производства: судостроение, шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги. Дальнейшее развитие получило ремесло. В 1722 г. был издан указ о создании ремесленных цехов в русских городах.

В первые годы создания крупной промышленности России использовался наемный труд. Однако его резервы были невелики. В 1721 г. был издан указ, разрешавший заводчикам-недворянам покупать и переселять крестьян на заводы. Таких работников называли посессионными крестьянами. Указом 1736 г. работники, попавшие на заводы, владельцами которых были лица недворянского происхождения, закреплялись за ними навечно, их можно было продать лишь вместе с заводом. Этот разряд населения получил название «вечноотданных к заводам».

С самого начала крупного мануфактурного строительства, при недостатке рабочих рук к заводам стали приписывать крестьян, которые свои подати го­сударству платили не деньгами, а отрабатывали на заводах по установленным расценкам.

Сельское хозяйство. Изменения в области сельского хозяйства были незначительны. Продолжалось сельскохозяйственное освоение новых земель на юге страны, в Поволжье и Сибири. Расширялись посевы технических культур. Разводились более продуктивные породы скота. Коневодство давало лошадей для русской кавалерии. Для увеличения производства было усиление крепостного гнета. Закон не определял размер крестьянских повинностей, он устанавливался самим помещиком.

Торговля. Развитие промышленного и ремесленного производства, получение Россией выхода к Балтийскому морю способствовали росту внешней и внутренней торговли. Улучшились пути сообщения. Были построены каналы, соединившие Волгу с Невой.

Усилился обмен товарами между отдельными частями страны. По-прежнему большую роль играли ярмарки. Дальнейшее развитие получила внешняя торговля, главным центром которой стал Петербург, куда приходило по нескольку сотен торговых судов в год.

Наряду с серебряными монетами стали чеканить медные разменные деньги. Правительство Петра оказывало постоянную поддержку русским купцам и промышленникам. Купцы были объединены в первую и вторую гильдии. В целях поощрения купечества в 1724 г. был введен первый торговый тариф, поощрявший вывоз за границу русских товаров. К 1726 г. ввоз товаров был вдвое ниже, чем вывоз. Петр понимал, что торговля укрепляет мощь государства.

Социальная политика. В 1714 г. был издан Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени их стали называть дворянами. Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти.

В 1722 г. последовало издание Табели о рангах, разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Все должности подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие.

Остальное население, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налог государству. В 1718—1724 гг. была проведена подушная перепись мужского населения. Единицей налогообложения становилась «душа мужского пола». Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, за­писывалось в «ревизские списки» и было обязано платить ежегодно денежный налог — подушную подать.

Петр I издал в 1724 г. указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без их письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системе в России. В том же 1724 г. была проведена попытка искоренить нищенство в России. Всех больных и увечных велено было переписать и направить в богадельни, устроенные при монастырях, а трудоспособных вернуть на прежнее место жительства.

Государственное устройство. В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. В 1711 г. вместо Боярской думы был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору.

В 1718—1721 гг. была преобразована система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов было учреждено первых 10 коллегий. Кроме того, действовали Преображенский приказ, Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Учрежденный в 1721 г. Создание Синода знаменовало подчинение церкви государству. В 1721 г. должность патриарха — была упразднена. В 1722 г. были утверждены штаты церковнослужителей (на 150 дворов — один священник). Все, кто оказался за штатом, облагались подушной податью. Двойная подать была наложена на старообрядцев.

С целью укрепления власти на местах страну в 1708 г. разделили на восемь губерний. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому в свою очередь делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат.

Т. о., сложилась единая для всей страны, централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство.

Армия и флот. При Петре I русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе. С 1705 г. в стране была введена рекрутская повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии солдат стали брать с определенного числа душ мужского пола. Так была создана регулярная армия с единым принципом комплектования и обучения, с единообразным вооружением и обмундированием.

Были введены новые военные уставы (1716), организованы военные училища, вырос парк артиллерийских орудий, создан флот. Русская сухопутная армия к концу петровского царствования насчитывала около 200 тыс. человек, включая гарнизоны. Кроме того, 100 тыс. давало казачество. При Петре было построено 48 линейных кораблей, 800 галер с экипажем 28 тыс. человек.

Время правления Екатерины 2 называют эпохой "просвещенного абсолютизма”. Суть "просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли "просветителей” того времени выступали и прусский король Фридрих 2, и шведский - Густав 3, и австрийский император Иосиф 2.

Развитие и воплощение начал "просвещенного абсолютизма” в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой образовался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное разделение: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А.

Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама

Екатерина 2 активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности.

Политика Екатерины 2 по своей классовой направленности была дворянской.

Задачи "просвещенного монарха” Екатерина 2 представляла себе так: "1.

Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.

И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Императрица действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла ее полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре 1, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.

Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме "Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

"Наказ” состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш.

Монтескье "О духе законов”; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа "О преступлениях и наказаниях”. Тем не менее "Наказ” является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского

"просвещенного абсолютизма”.

"Наказ” торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, "чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем

Екатерина 2 предусмотрительно отмечала: "Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить”. На этом основании она предписывала: "Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства”. Вольность в понимании

Екатерины означала "право все то делать, что законы позволяют”. Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием.

Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями

Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти

"последующие власти” относительно независимыми от престола, а у

Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.

Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: "Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать”.

Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: "Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать”. Указы 1765 и

1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.

И все же Екатерина видела в крепостном праве "несносное и жестокое иго”, "человеческому роду нестерпимое положение”, чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и "генеральное освобождение” она считала несвоевременным и опасным, а для

"приготовления умов” к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

В духе "Наказа” проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов.

Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. "Наказ” был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: "Ответствую: на Великая - о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая – никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь

Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание”. Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её "Великой”.

Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины 2 ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.

При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных.

Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии,

Екатерина 2 начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество

(даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю,

"иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал- губернаторов.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана

Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи "просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.

Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков

1. Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников — М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Основные реформы, осуществленные при Александре I:

· Указ «О вольных хлебопашцах»;

· министерская реформа;

· подготовка плана реформ М. Сперанским;

· дарование Конституций Польше и Бесарабии;

· подготовка проекта российской Конституции и программы от­мены крепостного права;

· учреждение военных поселений.

Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем — крестьянского вопроса и демократизации страны.

2. Александр I пришел к власти в результате дворцового перево­рота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла 1 от екатерининских по­рядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I — старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам — праздности и вседозволенности дво

Наши рекомендации