Полит режим как хар-ка полит системы. Авторитарный и тоталитарный полит режим.
Политический режим - совокупность приёмов, способов и методов осуществления политической власти, создающий в целом определённый устойчивый полит.климат, определяющий возможности функционирования всех полит. институтов и субъектов политики. Существует ряд критериев, с помощью которых возможно описать тот или иной полит.режим: положение личности в обществе, состояние прав и свобод граждан, возможность выражения и реализации ими своих интересов; роль и функции главы государства в системе политического руководства; способ и порядок формирования представительных учреждений, условия деятельности общественных политических институтов. С позиции этих критериев различают демократические и недемократические режимы. К последним относятся тоталитаризм и авторитаризм.
Тоталитаризм-политический режим, характеризующийся всеобщим (тотальным) вмешательством государства во все сферы жизни общества и личную жизнь граждан. Сам термин «тоталитаризм» был введен Муссолини в начале 20-х гг. ХХ в. и использован итальянскими исследователями при характеристике его диктатуры. Тотальные идеи получают возможность практической реализации лишь в ХХ в.. Для тоталитаризма характерны следующее черты. Это прежде всего господство единой официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание ее всем членам общества. В руках государства сосредоточиваются все средства массовой информации. Всякое инакомыслие вредно и запрещено. В политической сфере - деятельность оппозиционных партий и движений запрещается; возвеличивается роль главы государства; лидеры используют партию как инструмент управления населением. При этом власть формируется бюрократическим способом по закрытым от общества каналам. В экономической области тоталитаризм строится на командно- административных методах руководства и управления хозяйством, создании централизованно управляемой экономики. Устанавливается система всеобъемлющего контроля за поведением граждан в сфере социальной. В руках партии и государства концентрируется все средства вооруженной борьбы. Существование такой системы невозможно без насилия. Поэтому для тоталитарных режимов характерно применение террора и репрессий. Модели тоталитаризма (национал – социалистический, сталинизм, фашизм)
Авторитаризм– полит.режим властвования 1 человека или правящей группы, основанный на беспрекословном подчинении власти, стремящейся повсеместно утвердить свой авторитет. Наиболее существенными чертами авторитаризма как полит.режима являются: отсутствие мандата народа на власть; концентрация власти в руках главы государства или правительства. Придание второстепенной роли парламенту, фактический отказ от концепции разделения властей; ликвидация или существенное ограничение основных демократических свобод граждан; ограничение или полное запрещение оппозиционных политических и общественных организаций, прогрессивной прессы; использование военной силы в качестве основного инструмента для поддержания внутренней полит.стабильности. Отличие от тоталитарного режима-не уничтожает все альтернативные базы власти в обществе. Виды авторитарных режимов: тирания(режим личной власти, направленный на удовлетворение эгоистичных желаний тирана); абсолюстские диктатуры(династические режимы, организованы и осуществляются на основе строгих правил, Саудовская Аравия); военные режимы; однопартийные режимы.
14.Демократический режим . Политическая система и полит режим вРБ.Демократический режим – форма гос. устройства, при которой осуществляется правление народа. Признаки демократического режима: – население участвует в формировании и осуществлении гос. власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);– решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;– существование гражданского общества с его развитой структурой;– реальное осуществление правового гос-ва;– выборность и сменяемость центральных и местных органов гос.власти, их подотчетность избирателям;–легитимность гос. власти;– «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;– доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения– во всех сферах общественной жизни господствует закон;– провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;– в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;– полит.плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование полит. партий, существование на законных основаниях полит. оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);– гласность, СМИ свободны от цензуры;– реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику гос-ва) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений. Развитие политической системы общества началось с момента ликвидации Российской империи и продолжалось вплоть до упразднения СССР. Для этого периода характерно то, что многие общепризнанные субъекты политической деятельности — народ, граждане, этносы и др. — практически не участвовали в определении содержания политики. Политическая система РБ сформировались в середине 80-х гг. XX в. В 1994 Была принята Конституция РБ (изм.1996,2004). Политическая система обрела свою стабильность. Появились новые политические институты власти и управления — институт Президента, двухпалатный Парламент, Конституционный суд и др. Значительно расширились права и свободы граждан. Узаконено проведение массовых акций.Произошло реформирование избирательной системы.Государственная власть стала осуществляться на прин-ципах ее разделения. Современная политическая система и политический режим характеризуются сильной государственной властью при лидирующей роли Главы государства
15.Понятие «политический институт».Гос-во: сущность, признаки и функции. Полит институты – этозафиксированные и документально закрепленные нормы организации и функционирования разнообразных органов власти, служб политики, общ организаций и учреждений, которые выступают основными регуляторами политического поведения и деятельности граждан в системе полит отношений
Государство– это организация полит. власти, содействующая осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национ.и т. п.) в пределах определенной территории.
Государство - это центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
Различные теории высказывают различные причины возникновения гос-ва: теологическая – Божественная сила; договорная – сила разума, сознания; психологическая – факторы психики человека; органическая – биологические факторы; материалистическая – социально-экономические факторы; теория насилия – военно-политические факторы и т. д.
Термин «госуд-во» употребляется в двух значениях: как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти, и как организация полит.власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории.
Признаки государства:
1) наличие публичной власти, распространяющейся на всю территорию страны и на всех проживающих там лиц (гос-во обязательно обладает аппаратом управления и принуждения: чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и др.);
2) система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения госуд. политики: экономической, социальной, оборонной и т. п., а также для содержания госуд. аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);
3) территориальное деление населения (гос-во объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию и т. д.);
4) суверенитет (присущее госуд-ву верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);
5) право (госуд-во не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет госуд.власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций госуд-ва и т. п.);
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность госуд.власти).