Тема № 7. Политические и правовые учения Европейского Просвещения.
План:
1. Политические и правовые учения во Франции. Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо.
2. Естественно-правовые учения в Германии в XVII-XVIII вв.
3. Политические и правовые учения в Италии в XVIII в.
Методические рекомендации по изучению темы
Французская политико-правовая мысль наиболее полно использовала концепции «естественного права», общественного договора и народного суверенитета для критики феодальных государственно-правовых институтов. Следует обратить внимание на значение прогрессивных для своего времени политических идей Вольтера.
Идеология французского просветительства много занималась теорией государственного механизма, которым следовало заменить монархию. Идеал такого механизма воплотился в учении о разделении властей, получившем наиболее законченную форму у Ш. Монтескье. Следует обратить внимание на его учение о роли географического и политического факторов в формировании законов, на его доктрину о политической свободе и законности.
Изучая доктрину общественного договора следует отметить, что наиболее многопланово идея общественного договора была разработана в учении Ж.-Ж. Руссо. Особенного внимания заслуживает теория народного суверенитета, реализуемого в «общей воле». Необходимо уяснить, что концепция общественного договора имела прогрессивное значение для своего времени. Следствием этого учения стало осмысление королевского абсолютизма как власти, нарушившей общественный договор и узурпировавшей права народа. Пристальное внимание необходимо обратить и на своеобразную позицию Руссо как теоретика непосредственной демократии.
Особенности развития политических и правовых учений немецкого и итальянского просвещения обусловлены особенностями социально-экономического развития Германии и Италии. Следует подчеркнуть: просветительство носило компромиссный характер, что обусловило появление умеренных доктрин в идеологической сфере и консервативных в политической сфере. Немецким просветителям (С. Пуфендорф, X. Томазия и X. Вольф) были присущи лишь идеи разрыва с религиозным мировоззрением, противопоставления последнему разумного начала.
В учении передового итальянского юриста Ч. Беккариа, чьи заслуги в развитии уголовно-правовой теории того времени были громадны, необходимо обратить внимание на то, что гуманистические идеи на совершенствование общих условий жизни и законодательства связывались все-таки с просвещенным монархом.
Вопросы для самоконтроля
1. С чем связывал Вольтер программу общественных преобразований?
2. Какие основные положения, содержащиеся в развернутой политической доктрине Монтескье, имели наибольшее значение для идеологии просветительства?
3. Какая классификация форм государства была предложена Монтескье?
4. В чем выражается новизна учения Монтескье о разделении властей?
5. Каковы главные черты учения Руссо о происхождении неравенства?
6. Какое место и роль общественному договору и народному суверенитету отводит Руссо в своей политической концепции?
7. Учениями каких авторов представлены естественно-правовые теории немецкого Просвещения XVII-XVIII вв.?
8. Что было присуще учениям немецких просветителей?
9. Какие идеи правовой теории Чезаре Беккариа были восприняты классическим направлением в уголовно-правовой науке и уголовном законодательстве?
Тема № 8. Политические и правовые учения классиков немецкой философии (конец XVIII- начало XIX)
План:
1. Учение Иммануила Канта о праве и государстве.
2. Политико-правовая теория Иоганна Фихте.
3. Философия права Георга Гегеля.
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении политико-правовых взглядов представителей немецкой классической философии следует иметь в виду, программные требования в их философских доктринах, как правило, не отличались последовательностью. Буржуазной политико-правовой идеологии того времени свойственно сочетание прогрессивных концептуальных представлений с умеренными, а порой и консервативными практико-идеологическим и установками.
Усвоению политико-правовых воззрений Канта на государство и право должно предшествовать уяснение его философских положений. В основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического и априорного видов познания. Необходимо дать характеристику учения Канта о праве, уделив пристальное внимание понятию нравственного закона и требованиям категорического императива. Также следует отметить вклад Канта в разработку политической теории: он сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве (хотя сам Кант этот термин не употреблял).
Следует отметить, что в общетеоретических взглядах И. Фихте прослеживается приверженность естественно-правовой доктрине, но при этом они отличаются своеобразием методологических, философских основ. В творчестве И. Фихте отчетливо и ярче, нежели у Канта, сказывается двойственность и противоречивость политических тенденций немецкого бюргерства.
При анализе политико-правового учения Г. Гегеля нужно иметь в виду, что он стремился дать «философское» объяснение государства и права. Главное его произведение, посвященное этим вопросам – «Философия права» (1821 г.). Гегель создал грандиозную философскую систему, основными частями которой являлись логика, философия природы и философия духа, которые в свою очередь делятся на несколько учений. Государство и право были отнесены к предмету философии духа, которая освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. Разбирая теорию Гегеля, надо обратить внимание на знаменитый афоризм мыслителя, в котором выражено его понимание предмета и методе философии права: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно».
Следует уяснить, что понятие права Гегель рассматривал более широко, нежели это было принято в философии и юриспруденции того времени. Идеей права он считал всеобщую свободу.
Необходимо отметить оригинальность концепции Гегеля в отношении гражданского общества и государства, которые, но его мнению, представляют собой несовпадающие сферы общественной жизни. Важно уметь дать характеристику того и другого, обратив внимание на выделение объективной и субъективной сторон государства.
Надо также уметь показать, каким образом решается Гегелем проблема политическою отчуждения.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные положения учения Канта о праве?
2. Какую трактовку естественного права дает Кант?
3. Какие основные идеи и принципы правового государства были сформулированы Кантом?
4. В чем заключаются основные положения политико-правовой теории И. Фихте?
5. В чем состоит своеобразие подхода Гегеля к трактовке естественного права?
6. Какой путь, но мнению Гегеля, проходит идея права в своем развитии?
7. Какую характеристику государства дает Гегель (с объективной и субъективной стороны)?
1. Как Гегель рассматривал гражданское общество?
ЛИТЕРАТУРА
1. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип./ Под общей ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1997.
2. История политических и правовых учений: Учебник для юридич. вузов и факультетов./ Под общей ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1995.
3. История политических и правовых учений. Изд. 2-е, перераб. и доп./ Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1998.
4. История политических и правовых учений: Учебник./ Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1997.
5. История политических и правовых учений: Хрестоматия. Под ред. К.И. Дементьева. – М., 1996.
6. Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. – М., 1977.
7. Медведев Р. Взаимосвязь идеологии, политики и общественных наук.// Коммунист. – 1990. - № 16.
8. Нерсесянц В.С. Политические учения и современность. – М., 1976.
9. Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. – М.,1997.
10. История политических и правовых учений. Древний мир. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М., 1985.
11. История политических и правовых учений. Домарксистский период. / Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1991.
12. Аристотель. Политика. Соч. т. 4. – М., 1983.
13. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1975.
14. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1996.
15. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений: Учебное пособие. – М., 1997.
16. Гуторов В.А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории. – Л., 1982.
17. Даватур А. Политика и полития Аристотеля. – М.-Л., 1965.
18. Ильин Г.Ф. Религия Древней Индии. – М., 1959.
19. История политических учений. Под ред. О.В. Мартышина. Вып.1 – М., 1996, разделы 1-2.
20. История политических и правовых учений. Древний мир и Средневековье. – М.,1988.
21. Кечекьян С.Р. Учение Аристотеля о государстве. – М., 1947.
22. Коренев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. – М., 1983.
23. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. – М., 1982.
24. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. – М., 1979.
25. Платон. Государство. Соч. Т. 3. Ч. 1. – М., 1971.
26. Платон. Законы. Соч. Т. 3. Ч. 2. – М., 1972.
27. Рерих Е.И. Основы буддизма. – Таллин, 1990.
28. Словарь античности. – М., 1996.
29. Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция. Философия права. – М., 1996, гл. 2,3,4,6.
30. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиозного описания. – С.-Пб., 1993.
31. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. III-I вв. до н.э. – М., 1977.
32. Утченко С.Л. Цицерон и его время. 2-е изд. – М., 1986.
33. Фролов Э.Д. Огни Диоскуров: Античные теории переустройства общества и государства. – Л., 1984.
34. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981.
35. Чернышев Ю.Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме. – Новосибирск, 1992..
36. Эбелс Г. Обзор развития политических учений Древнего мира. – Рига, 1990.
37. История политических и правовых учений. Домарксистский период. /Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1991.
38. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. /Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М., 1986.
39. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений. Вып. 1. – М., 1994.
40. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений: Учебное пособие. – М., 1997.
41. Баргош Ю. Фома Аквинский. 2-е изд. – М., 1975.
42. Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1979.
43. История политических и правовых учений. Домарксистский период. /Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1991.
44. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. /Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М., 1986.
45. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений. Вып. 1. – М., 1994.
46. Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». – М., 1965.
47. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. – М., 1961.
48. Игнатенко А.А. В поисках счастья: общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. – М., 1989.
49. Игнатенко А.А. Общественно-политические воззрения Абу аль-Хасана аль Маварди (974-1058). Народы Азии и Африки. 1989, № 4.
50. Ирвинг В. Жизнь Магомета. М., 1993.
51. Касымжанов А.Х. Абу-Наср аль-Фараби. М., 1982.
52. Клочков В.В. Религия, государство и право. – М.: Мысль, 1978.
53. Рейснер М. Идеология Востока. Очерки восточной теократии. – М.-Л., 1927.
54. Сюкияйнен Л.Р. Концепция мусульманского государства: доктрина и реальность. В кн.: Критика буржуазных политических и правовых концепций. М., 1984.
55. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986.
56. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М., 1986.
57. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право в правовых системах Арабского Востока. В кн.: Государство и право в развивающихся странах. Сб. статей. М., 1976.
58. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
59. Сагодеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). – М., 1973.
60. Сагодеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна). – М., 1980.
61. Старостина С.А. Некоторые аспекты исламской концепции государства и права в российской литературе. – В сборнике статей адъюнктов и соискателей Калининградской высшей школы МВД России. Вып. 2. Калининград, 1997.
62. Старостина С.А. Идея правового государства в свете исламской правовой доктрины. – В межвузовском сборнике научных трудов: Актуальные проблемы теории отечественного и зарубежного государства и права. Калининград, БИЭФ, 2000.
63. История политических и правовых учений. Домарксистский период. /Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1991.
64. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение./Отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М., 1986.
65. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений. Вып. 1 – М., 1994.
66. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений. Древний мир – Эпоха Просвещения. – М., 1996.
67. Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Макиавелли. – М., 1977.
68. Кампанелла Т. Город Солнца. – М., 1954.
69. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия»: (О кн. Т. Мора). – М., 1991.
70. Ла Боэси, Этьен де. Рассуждения о добровольном рабстве. – М., 1962.
71. Лейст О.Э. Вопросы государства и права в трудах социалистов-утопистов XVI-XVII веков. – М., 1966.
72. Макиавелли Н. Государь / Избранные произведения. – М., 1982.
73. Ракитская И.Ф. Политическая мысль итальянского Возрождения. – Л., 1984.
74. Ревункова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. – М., Мысль, 1988.
75. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.) / Сост. Л.М. Брагина. – М., 1985.
76. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. – М., 1984.
77. Темнов Е.И. Макиавелли. – М., 1979.
a. Тема № 6
78. История политических и правовых учений. Домарксистский период./ Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1991.
79. История политических и правовых учений. Домарксистский период. /Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1991.
80. История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. / Отв. ред. В.С Нерсесянц. – М., 1989.
81. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений. – Вып.1. – М., 19994.
82. Азаркин Н.М. Монтескье: (фр. мыслитель, юрист). – М., 1988.
83. Баскин М.П. Материал к лекции на тему: «Шарль Луи Монтескье – выдающийся философ-мыслитель». – М., 1996.
84. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1996.
85. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений: Учебное пособие. – М., 1997.
86. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. – М., 1977.
87. Вольтер. Философские сочинения. – М., 1988.
88. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования – Вопросы философии, 1991, № 7.
89. Голубев В.И. Генезис и эволюция политических учений. М., 1995.
90. Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986.
91. Кочарян М.Т. Поль Гольбах. М., 1978.
92. Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. – М., 1978.
93. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
94. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.
95. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1993.
96. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980.
97. Пересветов И.С. Сочинения. – М.-Л., 1956.
98. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1996.
99. Прозорова А. Радищев Александр Николоаевич (1749-1802). – Л., 1979.
100. Пугачев В.В. А.Н. Радищев. Эволюция общественно-политических взглядов. – Горький, 1960.
101. Руссо Ж.Ж. Трактаты. – М., 1969.
102. Сиволап И.И. Социальные идеи Вольтера. – М., 1978.
103. Соколов В.В. Вольтер (общественно-политические, философские и социальные воззрения): Лекция. – М., 1956.
104. Татищев В.Н. Избранные произведения. – Л., 1979.
105. Федосов И.А. Из истории русской общественной мысли./Под ред. М.М. Щербатова. – М., 1967.
106. История политических и правовых учений. Домарксистский период. /Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1991.
107. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений. – Вып. 1. – М., 1994.
108. Баскин Ю.Я. Кант. – М., 1984.
109. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений: Учебное пособие. – М., 1997.
110. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. – М., 1990.
111. Гегель Г. Философия права. – М., 1990.
112. Гегель Г. Политические произведения. – М., 1978.
113. Кант И. Метафизика нравов.// Соч. в 6 томах. Т. 4. Ч. 2. – М., 1965.
114. Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современность. – М., 1984.
115. Пионтковский А.А. Учение Гегеля о государстве и праве и его уголовно-правовая теория. – М., 1963.
116. Соловьев Э.Ю. И. Кант. Взаимодополнительность морали и права. – М., 1992.
117. Философия Канта и современность. – М., 1974.
118. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений. – Вып. 1. – М., 1994.
119. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений: Учебное пособие. – М., 1997.
120. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания: демократический период. – М., 1989.
121. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений: Учебное пособие. – М., 1997.
122. Графский В.Г. Технократический идеал в свете истории политического использования знаний в классовом обществе. // Политико-правовые институты в их историческом развитии: Сб. статей./Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1981.
123. Кистяковский Б.А. В защиту права. // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное издание. – М., 1990.
124. Милон-Дельсон З. Политические идеи XX в. – М., 1992.
125. Политическая мысль Европы конца XIX- начала XX вв.: Хрестоматия./ Сост. В.Н. Штинов. – Екатеринбург, 1991.
126. Раймон А. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.
127. Федотов Г.П. Судьбы империй. // Судьба и грехи России. Т. 2. – Спб., 1992.
128. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. – М., 1988.