Государственная власть суверенна.
9. Обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера.
10. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.
Социальное назначение государственной властисостоит в том, что она принимает на себя обязательства гарантировать и обеспечивать:
1) приблизительно равные для всех граждан государства условия их самореализации;
2) минимально необходимые условия для достойного существования каждого гражданина, достаточный уровень его социальной безопасности как защищенности от природных, техногенных, социальных и экономических изменений и катаклизмов;
3) участие граждан в управлении делами государства и общества независимо от их материального положения и социального статуса.
Формы осуществления государственной власти:
Правовое регулирование – это форма упорядочения общественных отношений путем приведения их в соответствие с нормами права.
Государственный контроль – форма осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение нормативных актов применительно к деятельности общественных формирований.
Утрата контроля (недееспособность государственной власти, правовой нигилизм, разгул, преступность и др.) грозит социальными бедствиями, незащищенностью личности. Однако чрезмерный (тотальный) контроль приводит к апатии граждан, к снижению авторитета правового государства.
Виды власти
1. С точки зрения социального уровняразличают власть: а) в масштабе всего общества; б) внутри коллектива (организации, общины); в) в отношениях между индивидами.
2. Нередко власть подразделяют на политическую (власть одной социальной группы над другой, государственную власть, партийную власть, власть политических лидеров) и неполитическую (родительская, церковная, власть общественных объединений неполитического характера).
3. В зависимости от способа организации власти ее подразделяют на демократическуюи недемократическую.
Известный социолог М. Вебер (1864-1920) различал:
1) традиционную, (использующую ритуалы, традиции, обычаи, присущие данному обществу);
2) легальную (опирающуюся на законы, нормы права, четко регламентирующие властную деятельность);
в) харизматическую (реализуется за счет особого положения лидера).
Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, (неформальные группы в правящей элите, например политические, корпоративные или мафиозные группировки).
4. Различают легальнуюи легитимнуювласть.
10. Причины, пути и формы возникновения государства у различных народов.
Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разное значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.
Основными причинами возникновения государства являются:
1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);
2) создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда;
3) социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической – божественная сила; в договорной – сила разума, сознания; в психологической – факторы психики человека; в органической – биологические факторы; в материалистической – социально-экономические факторы; в теории насилия – военно-политические факторы и т.д.
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.
Формы возникновения государства:
1) азиатская;
2) рабовладельческая;
3) прафеодальная.
Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке – Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства. В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. Родоплеменная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, трансформировалась в государственные органы. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. В Греции и Риме государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.
Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные, а как прафеодальные (с соответствующими признаками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
11. Теологическая теория происхождения государства.
12. Психологическая теория происхождения государства.
13. Теория насилия о происхождении государства.
14. Патриархальная теория происхождения государства.
15. Договорная теория происхождения государства.
16. Органическая теория происхождения государства.
17. Марксистская (экономическая) теория происхождения государства.
18. Понятие государства и его сущность. Эволюция понятий о государстве и его сущности.
Проблема понимания государства, а вместе с ней и его сущности является весьма сложной и далеко не ординарной проблемой. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), а с другой – неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми (субъективные факторы), о чем наглядно можно судить по рассмотренным выше разнообразным теориям о происхождении государств.
Обзор различных источников показывает, что этот термин имеет множество определений, которые давали в разное время государству мыслители разных исторических эпох[1].
Многочисленные подходы к понятию государства можно объединить в несколько направлений.
1. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов – власти, территории и населения. При этом решающее значение придается государственной власти (Н. Аретин)[2].
2. Юридический подход. Представители данного подхода указывали, что государство – это особое юридическое лицо, особая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек[3], Ж.-П. Эсмен[4], В. Орландо[5]).
3. Нормативистский подход. Его наиболее известный представитель Г. Кельзен считал, что государство – это определенный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным[6].
4. Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно – инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Ориу[7], А. Геленц[8]).
5. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспрерывно меняющемся обществе, как структура, связанная с информацией, с прямыми и обратными связями в обществе. (Е. Ланг, К. Дойч)[9].
6. Социологический подход. Сторонники этого подхода считают, что государство – это прежде всего орудие в руках определенных социальных групп. Условно данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство – это орудие в руках экономически господствующего класса, то сторонники немарксистского направления определяют государство как инструмент в руках элиты (В. Парето[10], Р. Михельс[11]) либо как представителя общества, социального арбитра.
Государство в узком смысл - это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство - качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.
19. Характеристика основных признаков государства.
Сущность государства развертывается в его содержании, которое представляет собой совокупность характерных признаков и черт. Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество. Количество признаков может быть различным, однако выделим наиболее важные:
I.Государство представляет собой ОСОБУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ,обладающую специальным аппаратом управления и принуждения, системой ведомств и учреждений, которые целенаправленно воздействуют на общественные отношения в целях их упорядочения и планомерного развития.
Аппарат управления подразумевает органы законодательной и исполнительной власти и другие органы, с помощью которых осуществляется управление.
Аппарат подавления - специальные органы (органы насилия - армия, службы охраны порядка и безопасности)[12], которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли.
II.Государство представляет собой СУВЕРЕННУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЛАСТИ. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.
Государственный суверенитет может быть:
1) внутренним;
2) внешним.
Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исключительное право принимать законы.
Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.
Государственный суверенитет не следует путать с народным суверенитетом. Народный суверенитет - исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит пароду и исходит от народа.
III.Государство выступает как ЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ населения в масштабах всей страны, как официальный представитель общества во взаимоотношениях с другими странами. Территория государства - то пространство, на которое распространяется его юрисдикция.
Территория обычно имеет специальное деление, именуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления.
Территориальное объединение людей пришло на смену объединению людей по признаку родства, что было свойственно по признаку родства.
IV. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА государства - юридический «скелет» государства. Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства.
V. ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА (подданства) - устойчивая правовая связь лиц с государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.
VI.Государство располагает системой ПРИНУДИТЕЛЬНО ВЗИМАЕМЫХ НАЛОГОВ и ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ,которые обеспечивают его экономическую самостоятельность. Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства.
VII. НАСЕЛЕНИЕ, т.е. человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ(нация) - это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государствможет состоять из одного народа, или быть многонациональным.
VIII.Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение.
Легальность государственной власти:
1) выражается в официальном признании власти, ее подчинении не личностям, а конституции и установленным законам;
2) представляет собой юридическое признание права государства на применение принуждения.
Государство охраняет и регулирует жизнь общества на основе права, путем издания законов и правил, обязательных для всего населения. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью специальных органов: суда, прокураторы, милиции, спецслужб.
Дополнительные признаки государства:
1) единый государственный язык;
2) единая транспортная система;
3) единая денежная единица;
4) единая информационная система.
20. Социальное назначение государства.
В наиболее общем виде сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.