Типы общества: критерии классификации

Методология ТГП.

Метод – это совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих действительность) знаний.

Методология - учение о методах познания.

Методы ТГП:

1) общефилософские (мировоззренческие);

2) Общенаучные (общие);

3) Частнонаучные (частные, специальные).

1) Общефилософские – служат основанием, на котором развивается наука ТГП.

- метафизика – метод, противоположный диалектике.

- диалектика – это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления.

- герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

- софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу.

- догматизм- восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, носящих абсолютный характер.

2) Общенаучные методы – это те, которые используются во всех или многих областях научного знания.

В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:

2.1. Методы эмпирического исследования:

2.1.1. Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств.

2.1.2. Эксперимент –активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.

2.1.3. Сравнение –познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта).

2.1.4. Описание –познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

2.1.5. Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

2.2. Методы теоретического познания:

2.2.1. Формализация –отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке).

2.2.2. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.

2.2.3. Гипотетико-дедуктивный метод –метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах.

2.2.4. Восхождение от абстрактного к конкретному –метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» – одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату – целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета.

2.3. Общелогические методы и приемы исследования:

2.3.1. Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез – их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат.

2.3.2. Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих).

2.3.3. Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием.

2.3.4. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.).

2.3.5. Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.

2.3.6. Аналогия (соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.

2.3.7. Моделирование –метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели.

2.3.8. Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

2.3.9. Вероятностно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой.

3) Частнонаучные методы – использование ТГП научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук.

- метод конкретно-социологических исследований – это анализ, переработка и отбор необх. информации о важнейших сторонах юр. практики.

- метод моделирования – один из главных методов изучения гос-но-правовой действительности, состоит в изучении гос-но-правовых процессов, институтов в моделях.

- статистический метод - получение количественных показателей гос-но-правовых явлений и процессов.

- метод социально-правового эксперимента – способ проверки научных гипотез или проектов какого-либо решения.

- математический метод – способ оперирования с количественными характеристиками (применяется в криминалистике, суд. экспертизе при исследовании следов преступлений).

- кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать гос-но-правовые явления.

- синергетический метод – взаимодействие различных систем, способных к самоорганизации, саморегулированию.

Собственно юридические методы. К ним относятся:

- сравнительно-правовой метод – состоит в сопоставлении различных гос-х и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними.

- формально-юридический метод – традиционный для юр. науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права.

6. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста.

Основной задачей и функциональной обязанностью профессионального юриста является:

1) оказание квалифицированной помощи лицам, участвующим в урегулированных правом общественных отношениях,

2) а также эффективная защита законных прав и интересов субъектов от различного рода противоправных посягательств.

При этом юрист в процессе служебной деятельности должен:

во-первых, знать, какие субъективные интересы граждан он защищать обязан, а какие – нет;

во-вторых, четко представлять себе, какими средствами и способами надлежит ему пользоваться в процессе профессиональной деятельности;

в-третьих, осознавать, к каким последствиям может привести нарушение (либо несоблюдение) должностных обязанностей.

1. Значение теории государства и права в процессе профессиональной подготовки юристов заключается, прежде всего, в том, что в рамках теоретико-правовой науки изучаются основные понятия юриспруденции. Любой юрист независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности должен понимать смысловое значение таких категорий, как: право, государство, правовая норма, правоспособность, дееспособность, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность и т.д.

2. Кроме того, изучение теории государства и права помогает уяснить будущим юристам содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная деятельность в сфере правового регулирования. Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и других видов юридической деятельности является необходимым условием достижения целей и задач, стоящих перед юридическим сообществом.

3. Наконец, знания, полученные в процессе изучения теории государства и права, способствуют формированию у обучаемых высокого \ровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважительного отношения к действующему законодательству и формируемому при помощи этого законодательства правопорядку.

7. Понятие и признаки общества.

С обособление общества от природы на смену естественным формам организации жизнедеятельности человека пришли политико-правовые формы совместного проживания.

Термин «общество» – понятие многозначное. Его можно рассматривать как в широком, так и в узком смыслах. В узком смыслеон имеет следующие три значения:

1) общество как совокупность общественных отношений.Известно, что общественные отношения – это то специфическое, что отличает социальные образования от других систем материального мира;

2) общество как определенный этап человеческой истории(первобытное общество, индустриальное, информационное и др.);

3) отдельное, конкретное общество, являющееся самостоятельным субъектом истории(российское общество, украинское общество, американское и др.).

В широком значении данный термин обозначает социальность вообще (при антитезе «общество-природа»). В таком значении «общество» совпадает с понятием «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и т.д.

Синонимом понятию «социальность вообще» выступает понятие – социум (особый род бытия в мире).

Общество – это (1) продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе (2) взаимных интересов и договора с (3) присущей им системой отношений и институтов.

Признаки общества.

1. Общество – это человеческая общность, объединение людей, надменных волей и сознанием. Поэтому не всякое объединение людей можно назвать обществом. «Стадо» древнейших обезьяноподобных людей, существовавших более 2 млн лет назад, нельзя рассматривать как общество прежде всего потому, что основу их отношений составляли отношения к природе, а не друг к другу. В лучшем случае это объединение можно назвать естественным обществом, а не социальным.

2. Общество представляет собой объединение людей, взаимодействующих по поводу удовлетворения значимых для них потребностей.

3. Общество – это не эпизодическое и случайное, а устойчивое и постоянное взаимодействие индивидов, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных им единых социальных целей.

4. Общество характеризуется наличием публичной власти в лице законодательных, исполнительных, судебных органов, а также норм права, способных обеспечить на определенной территории упорядочение социальных взаимодействий, защиту населения от внешней угрозы.

5. Общество – это социокультурная система. Регуляция и согласование общезначимых и индивидуальных интересов и потребностей в рамках единого общества невозможны без общей системы ценностей, именуемой культурой.

Структура общества

1. Социальная группа– это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

К социальным группам могут быть отнесены половозрастные группы (старики, дети, взрослые, мужчины, женщины), национальные (англичане, французы, русские), профессиональные (инженеры, токари, шоферы), религиозные (православные, протестанты, католики), политические (консерваторы, либералы, радикалы), территориальные (горожане, селяне).

2. Социальный институт–это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

Социальные институты необходимы для организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей, разумного распределения ресурсов, которыми располагает общество. Так, например, семья – это социальный институт, назначение которого – в воспроизводстве новых членов общества, их воспитании.

В качестве социальных институтов следует рассматривать государство и право. Назначение государства состоит в согласовании разнородных интересов, формировании на их основе всеобщего интереса и его реализации с помощью государственной власти. Право в качестве социального института представляет собой свод правил поведения, регулирующих взаимоотношения людей в соответствии с общепринятыми ценностями и идеалами.

Социальные институты создают устойчивые формы совместной деятельности, направленные на удовлетворение общезначимых потребностей.

Упорядоченность социальных связей и взаимодействий в обществе в значительной мере обусловлена наличием в нем социальных норм и ценностей.

Подобная селекция происходит на основе социальных ценностей.

3. Ценностямиявляются общепринятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и средств, с помощью которых он должен их достигать.

Ценности формулируются в морали, религии.

На основе ценностей формируются социальные нормы – правила поведения, регулирующие взаимодействие людей в соответствии с ценностями доминирующей в обществе культуры.

Социальное регулирование

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени.

Социальные нормы первобытного общества называли «мононормами». Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

Виды власти

1. С точки зрения социального уровняразличают власть: а) в масштабе всего общества; б) внутри коллектива (организации, общины); в) в отношениях между индивидами.

2. Нередко власть подразделяют на политическую (власть одной социальной группы над другой, государственную власть, партийную власть, власть политических лидеров) и неполитическую (родительская, церковная, власть общественных объединений неполитического характера).

3. В зависимости от способа организации власти ее подразделяют на демократическуюи недемократическую.

Известный социолог М. Вебер (1864-1920) различал:

1) традиционную, (использующую ритуалы, традиции, обычаи, присущие данному обществу);

2) легальную (опирающуюся на законы, нормы права, четко регламентирующие властную деятельность);

в) харизматическую (реализуется за счет особого положения лидера).

Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, (неформальные группы в правящей элите, например политические, корпоративные или мафиозные группировки).

4. Различают легальнуюи легитимнуювласть.

10. Причины, пути и формы возникновения государства у различных народов.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разное значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Основными причинами возникновения государства являются:

1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);

2) создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда;

3) социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической – божественная сила; в договорной – сила разума, сознания; в психологической – факторы психики человека; в органической – биологические факторы; в материалистической – социально-экономические факторы; в теории насилия – военно-политические факторы и т.д.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Формы возникновения государства:

1) азиатская;

2) рабовладельческая;

3) прафеодальная.

Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке – Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства. В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. Родоплеменная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, трансформировалась в государственные органы. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. В Греции и Риме государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные, а как прафеодальные (с соответствующими признаками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

11. Теологическая теория происхождения государства.

12. Психологическая теория происхождения государства.

13. Теория насилия о происхождении государства.

14. Патриархальная теория происхождения государства.

15. Договорная теория происхождения государства.

16. Органическая теория происхождения государства.

17. Марксистская (экономическая) теория происхождения государства.

18. Понятие государства и его сущность. Эволюция понятий о государстве и его сущности.

Проблема понимания государства, а вместе с ней и его сущности является весьма сложной и далеко не ординарной проблемой. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), а с другой – неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми (субъективные факторы), о чем наглядно можно судить по рассмотренным выше разнообразным теориям о происхождении государств.

Обзор различных источников показывает, что этот термин имеет множество определений, которые давали в разное время государству мыслители разных исторических эпох[1].

Многочисленные подходы к понятию государства можно объединить в несколько направлений.

1. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов – власти, территории и населения. При этом решающее значение придается государственной власти (Н. Аретин)[2].

2. Юридический подход. Представители данного подхода указывали, что государство – это особое юридическое лицо, особая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек[3], Ж.-П. Эсмен[4], В. Орландо[5]).

3. Нормативистский подход. Его наиболее известный представитель Г. Кельзен считал, что государство – это определенный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным[6].

4. Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно – инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Ориу[7], А. Геленц[8]).

5. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспрерывно меняющемся обществе, как структура, связанная с информацией, с прямыми и обратными связями в обществе. (Е. Ланг, К. Дойч)[9].

6. Социологический подход. Сторонники этого подхода считают, что государство – это прежде всего орудие в руках определенных социальных групп. Условно данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство – это орудие в руках экономически господствующего класса, то сторонники немарксистс­кого направления определяют государство как инструмент в руках элиты (В. Парето[10], Р. Михельс[11]) либо как представителя общества, социального арбитра.

Государство в узком смысл - это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство - качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

19. Характеристика основных признаков государства.

Сущность государства развертывается в его содержании, которое представляет собой совокупность характерных признаков и черт. Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество. Количество признаков может быть различным, однако выделим наиболее важные:

I.Государство представляет собой ОСОБУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ,обладающую специальным аппаратом управления и принуждения, системой ведомств и учреждений, которые целенаправленно воздействуют на общественные отношения в целях их упорядочения и планомерного развития.

Аппарат управления подразумевает органы законодательной и исполнительной власти и другие органы, с помощью которых осуществляется управление.

Аппарат подавления - специальные органы (органы насилия - армия, службы охраны порядка и безопасности)[12], которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли.

II.Государство представляет собой СУВЕРЕННУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЛАСТИ. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.

Государственный суверенитет может быть:

1) внутренним;

2) внешним.

Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исключительное право принимать законы.

Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.

Государственный суверенитет не следует путать с народным суверенитетом. Народный суверенитет - исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит пароду и исходит от народа.

III.Государство выступает как ЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ населения в масштабах всей страны, как официальный представитель общества во взаимоотношениях с другими странами. Территория государства - то пространство, на которое распространяется его юрисдикция.

Территория обычно имеет специальное деление, именуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления.

Территориальное объединение людей пришло на смену объединению людей по признаку родства, что было свойственно по признаку родства.

IV. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА государства - юридический «скелет» государства. Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства.

V. ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА (подданства) - устойчивая правовая связь лиц с государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

VI.Государство располагает системой ПРИНУДИТЕЛЬНО ВЗИМАЕМЫХ НАЛОГОВ и ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ,которые обеспечивают его экономическую самостоятельность. Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства.

VII. НАСЕЛЕНИЕ, т.е. человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ(нация) - это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государствможет состоять из одного народа, или быть многонациональным.

VIII.Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение.

Легальность государственной власти:

1) выражается в официальном признании власти, ее подчинении не личностям, а конституции и установленным законам;

2) представляет собой юридическое признание права государства на применение принуждения.

Государство охраняет и регулирует жизнь общества на основе права, путем издания законов и правил, обязательных для всего населения. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью специальных органов: суда, прокураторы, милиции, спецслужб.

Дополнительные признаки государства:

1) единый государственный язык;

2) единая транспортная система;

3) единая денежная единица;

4) единая информационная система.

20. Социальное назначение государства.

В наиболее общем виде сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.

Классификация функций

Функции государства классифицируются по различным критериям:

1) по характеру государственного воздействия на общественные отношения все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

Охранительные функции – это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, защита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции – это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

2) по важности для общества – основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

3) по времени действия – постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

4) по степени отражения интересов различных групп населения – ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

5) по объектам воздействия (по сфере деятельности) – внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

Внутренние функции – это: экономическая, политическая, социальная, фискальная, экологическая, правоохранительная.

Экономическая функция:ее содержание заключается в осуществлении государством мер по развитию экономики: промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других областей.

Политическая функция

Это направление деятельности государства в политической сфере. Она имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах.

Социальная функция

Социальная функция – это направление деятельности государства в социальной сфере.

Духовная функция включает деятельность государства по развитию культуры, науки и образования.

Экологическая функция

Основное содержание экологической функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

Внешние функции: оборона страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка, международное сотрудничество.

В качестве отдельных внешних функций также можно выделить: функцию борьбы с международным терроризмом; экологическую функцию.

Основные тенденции развития функций таковы:

1) расширение и углубление народовластия;

2) увеличение объема и удельного веса общезначимых (общих) дел, которые в значительной степени направлены на обеспечение и защиту прав человека;

3) движение к правовой государственности;

4) возрастание взаимозависимости внутренних и внешних функций;

5) выполнение ряда функций государствами совместно или по согласованию.

22. Внутренние функции государства.

Внутренние функции Российского государства– это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.

Рассмотрим экономическую функцию.

В сфере экономики перед Российским государством стоят четыре основные задачи: 1) установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;

2) контроль за соблюдением установленных правил и защита участников эко­номического оборота; 3) непосредственное осуществление экономической деятельности; 4) поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.

Социальная функция включает в себя:1) установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.); 2) поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.); 3) обеспечение занятости; 4) развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т.д.

Функция финансового контроля (фискальная) –это:1) установление и сбор всех видов налогов; 2) формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью; 3) проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.); 4) контроль за денежным обращением в стране и проч.

Функция охраны правопорядка подразумевает:1) охрану прав и свобод граждан; 2) защиту всех форм собственности; 3) обеспечение режима законности; 4) борьбу с преступностью; 5) охрану общественного порядка; 6) исполнение наказаний; 7) профилактику правонарушений и др.

Экологическая функция – это:1) разработка экологической программы страны; 2) принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; 3) установление правового режима природопользования; 4) установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воде, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.); 5) контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Функция развития культуры, науки и образования включает в себя:1) государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации; 2) сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.; 3) признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества; 4) охрану интеллектуальной собственности; 5) установление государственных стандартов в области образования; 6) выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.

Функция регулирования межнациональных отношений–особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию. На территории России проживает около 160 этносов, и потому около половины субъектов Федерации образованы по национально-этническому признаку.

23. Внешние функции государства.

Внешние функции Российского государства– это основные направления его деятельности на международной арене.

Функция обороны страны.Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: 1) укрепление и модернизация вооруженных сил; 2) развитие оборонной промышленности; 3) охрана государственных границ; 4) организация гражданской обороны; 5) ведение разведки и контрразведки; 6) подготовка мобилизационных резервов; 7) военное сотрудничество с другими государствами и т.д.

Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядкапредполагает: 1) политическое сотрудничество со всеми государствами; 2) укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений; 3) участие в работе международных организаций (ООН и др.); 4) участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов; 5) сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.).

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ включает в себя:1) укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; 2) создание системы коллективной безопасности; 3) совместная охрана границ; 4) обеспечение прав человека и национальных меньшинств; 5) создание единого информационного пространства.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем подразумевает:1) участие в международном разделении труда; 2) установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; 3) участие в деятельности международных экономических организаций; 4) совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности; 5) предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т.д.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных осо

Наши рекомендации