Значимые, неотъемлемые качества руководителя.
1) Уважение к людям (к коллегам, сослуживцам, подчиненным).
2) Умение строить коллективную работу.
3) Личную ответственность.
Руководитель должен при всех случаях ориентироваться на достоинство людей, уважать в них личность, быть хорошим педагогом, уметь распознавать в человеке талант, создавать условия для творческого и профессионального роста сотрудников. Руководитель должен быть требовательным к себе и другим, брать на себя ответственность в случае неудачи, знать настроения людей, чтобы оперативно устранять возникшие проблемы.
Особенно большое значение в деятельности руководителя имеет его умение строить коллективную работу для достижения поставленных целей, способность делегировать подчиненным свои властные полномочия. Считается, что если человек умеет побуждать к деятельности других, то он хороший руководитель.
Важные психологические качества руководителя:
1) стиль мышления (умение мыслить проблемно, перспективно и системно, охватывать все стороны проблемы, оперативно принимать решения, учитывать конъюнктуру, быть самокритичным):
2) умение осуществлять деловое общение независимо от собственного эмоционального состояния;
3) достоинство и высшую ответственность при ведении любых дел;
4) высокая работоспособность, постоянное стремление к совершенству.
Для руководителя важно оказывать влияние на коллектив своим личным примером. Прежде всего, руководитель должен научиться управлять собой в любой ситуации. По своему положению он должен быть доброжелательным, тактичным, выдержанным. Вежливость и приветливость в общении с людьми всегда располагают и притягивают людей, усиливают их доверие к руководителю.
Ничто так не укрепляет авторитет руководителя, как его умение быть самокритичным, проявлять внимание к критическим замечаниям в свой адрес и не преследовать подчиненных за критику. Важно также не злоупотреблять единоначалием, чаще советоваться с сотрудниками, обсуждать с ними цели и задачи организации.
Руководитель должен внимательно продумыватьтехнологию общенияс людьми.
Главная задача– наладить правильные неформальные отношения с работниками. Заботящийся о своем престиже руководитель должен прежде всего подумать о том, как, не рисуясь и не выставляя напоказ свои деловые и нравственные качества, завоевать у людей доверие, желание сотрудничать. Он должен отказаться от свойственного многим руководителям заблуждения, что с их приходом начинается настоящая история учреждения или организации. Бо́льшим авторитетом пользуется тот руководитель, который умеет уважительно относиться ко всему полезному и хорошему, что было сделано до него. Главное для руководителя – поддерживать постоянный контакт с подчиненными, быть в курсе того, что их заботит, мешает работать. Очень важно уметь контактировать с неформальными лидерами в коллективе, делегируя им по возможности полномочия и заручаясь их поддержкой в нравственном воспитании коллектива.
Руководитель должен стараться подбирать работу подчиненным в соответствии с их характером и наклонностями. Люди с бо́льшим желанием выполняют то, что у них лучше получается. Так, экстраверт как социально адаптированный тип личности, ориентированный на окружающий мир, лучше выполнит то задание, которое связано с работой в коллективе, интроверт, напротив, хорошо справится с монотонной работой, не требующей постоянного общения с людьми, интеллектуал предпочтет работу, ориентированную на творчество.
Рольгуманитарной культурыруководителя. Для того чтобы руководить людьми, необходимо иметь глубокие прикладные и гуманитарные знания. Это значит, что руководитель должен обладать знаниями психологии, социологии, педагогики, этики, владеть ораторским искусством. Практика показывает, что гуманитарно образованный руководитель всегда более успешен.
Стиль руководства как определяющий фактор.Какого-то одного оптимального стиля руководства не существует. Все люди различаются по культуре, темпераменту, взглядам и их реакции на один и тот же стиль руководства также будут различаться. Руководитель должен уметь по-разному вести себя в зависимости от ситуации, владеть разнообразными стилями руководства и применять их в соответствии с обстановкой. В одних случаях будет уместен авторитарный (директивный) стиль, в других – демократический (коллегиальный). В творческих коллективах эффективным может оказаться либеральный стиль руководства, характеризующийся минимальным участием руководителя в управлении коллективом. В России переход к коллегиальному стилю руководства происходит с большим трудом, что связано с более чем 70-летним господством в стране авторитарногостиля.
Огромное значение имеет внешняя нравственная культура руководителя, его манеры, эстетика внешнего вида, знание этикета. Руководителю особенно необходимы тонкость в обращении, вежливость, корректность, умение не только чувствовать, но и сочувствовать, щадить самолюбие людей.
Вывод.руководитель должен обладать своеобразным талантом руководить людьми, должен быть незаурядной личностью. Он должен обладать даром общения, умением видеть в каждом работнике его индивидуальность, создавать условия для раскрытия личности, реализации заложенного в каждом работнике потенциала.
В этике делового общения выделяюттакиеэтические обязанности руководителей.
1) должен быть образцом нравственного поведения, должен жить в соответствии с ценностями, способствующими процветанию возглавляемой им организаций.
2) несет ответственность за перспективы возглавляемой ими организации.
3) должен постоянно информировать подчиненных о своих намерениях. Работники ожидают от руководства, что оно будет предоставлять им всю информацию, необходимую для эффективной работы.
4) несет ответственность за формирование слаженно работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия. Члены коллектива должны знать, что они будут вознаграждены за сотрудничество с другими людьми на благо организации, даже если будет казаться, что их собственный вклад в общее дело уменьшается.
5) отвечает за создание обстановки, поощряющей развитие личности и творчества.