Особенности современных идеологических процессов.

Современный идеологический процесс- единство и борьба идеологий, существующих в современном обществе.

Идеологический процесс в Беларуси закономерен в том плане, что он не вымысел, не плод воображения политиков. Он так же объективен, так же реален как и другие социальные процессы, движущие силы человеческой истории. Но он имеет свои особенности. Прежде всего изменилась сама идеология. Граждане Беларуси отказались от марксистской идеологии как доктрины строительства коммунистического общества (об этом свидетельствуют результаты республиканских референдумов 1994 и 1996 года. За последнее десятилетие происходит активный процесс поляризации общества. С одной стороны, формируется слой богатых людей – банкиров, предпринимателей и др., с другой – малообеспеченных. Различные социальные слои общества определяются со своими политическими и идеологическими пристрастиями в многообразном духовно-идеологическом пространстве (а Конституция Республики Беларусь признает многообразие идеологий), пытаясь в нем отыскать отвечающую их запросам и интересам нишу. Происходит столкновение идеологических позиций не только в парламенте, но и на улице, в школе, в семье, что негативно отражается на политических устоях общества, общественной жизни в целом. Общество сталкивается с проблемой идеологического противостояния внутри страны. Но это противостояние выходит далеко за рамки нашего национального государства – ведь те или иные идеологии и их носители «подпитываются» из-за рубежа как материально, так и идейно (теоретически). Поэтому условия проведения в жизнь официальных идеологических установок в значительной мере отличаются от прошлой эпохи, когда в стране была признанной лишь единственная идеология.
Вторая особенность идеологического процесса в белорусском обществе протекает оттого, что в 90-е годы ХХ века, в период распада СССР, была полностью разрушена прежняя система идеологической работы – мощные государственные институты и подготовленные кадры (идеологический актив). Многие из прежних работников идеологического актива самого высокого ранга мгновенно переориентировались и стали активными разработчиками и пропагандистами либеральной идеологии. Поэтому в современных условиях для обеспечения идеологического процесса необходимо, прежде всего, воссоздать научно-исследовательские центры с высококвалифицированными кадрами, способными к теоретической разработке идеологической доктрины (национальной идеологии). Достаточно сложная задача ложится на руководителей предприятий. Именно они обязаны быть «первыми идеологическими работниками» и ответственными лицами за состояние идеологических процессов в стране.


4. Либерализм. Неолиберализм.

Либерализм (от лат. liberalis – свободный) своими корнями либерализм уходит в просветительские учения XVII–XVIII веков.

Свобода является фундаментальной ценностью этого учения. Теоретическими основаниями либерализма были учения о «естественных правах» человека и «общественном договоре» как фундаменте легитимного политического устройства.

Либерализм никогда не был единой и целостной теорией. Внутри либерализма существовали разные течения, порой диаметрально противоположные. Ф.Хайек считал, что главная цель либерализма заключается в «ограничении принуждающей власти любого правительства». Другие идеологи либерализма считали это второстепенным вопросом и сводили все к проблеме «свободной практической реализации человеком своих способностей».

В либерализме существовали два разных подхода и по отношению к ценностям. Одни идеологи считали, что либерализм должен быть «ценностно-нейтральным», кроме индивидуальной свободы его ничто не должно интересовать. Другие считали, что либерализм воплощает ценности гуманизма, терпимости, солидарности, справедливости.

Несмотря на неоднозначность трактовок либерализма существуют устойчивые принципы, которые позволяют говорить об идеологии либерализма как целостном социально-политическом учении.

Принцип частной собственности. Частная собственность рассматривается в либерализме как основа свободы и независимости личности, социального и духовного прогресса.

Принцип индивидуализма. Он трактуется как право индивида на выбор и признание собственных ценностей и независимую деятельность, как способ их реализации.

Принцип конкуренции. Он означает соперничество в материальной жизни.

Принцип невмешательства. Он утверждает верховенство и приоритетность частной жизни.

Принцип демократии.

Принцип ненасилия. Он выражает требования ограничения агрессии и использования разрушительных средств в межличностных отношениях людей.

Неолиберализм-течение полит и соц эконом мысли представители кот исходили из идеи сочетания гос регулирования со свободной конкуренцией. Основные идеи современного неолиберализма:

1.Наличие зрелого гражданского общ-ваи правового гос-ва-это с точки зрения либ необх усл-е для самореализации индивида его прав и свобод.

2.Актив вмеш-во гос-ва в сферу рыноч соц отношений, кот должно быть направлено на обеспеч экономич стабильности.

3.Исп принципов плюролистич демократич кот призваны обеспеч учет интересов всех соц общностей.

4.Понимание справедливости как равных полит прав граждан, а все осталь зависит от самого чел.

Наши рекомендации