Взаимодействие идеологии и политики. Экономические платформы современных идеологических течений

Формирование белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики требует, прежде всего, адекватного понимания ее как компонента идеологии белорусского государства, как важнейшей составляющей целостного единства экономики-государства-общества. Необходимо представлять взаимодействие экономики, политики, идеологии. Для рассмотрения концептуальных основ формирования белорусской экономической модели необходимо видеть идеологическую картину современного мира, знать экономические платформы основных идеологических течений, идеологии национальных моделей рыночных экономик. Для представления социально ориентированной модели рыночной экономики Республики Беларусь следует выделить ее характерные черты, особенности и условия становления. Необходимо также рассмотреть экономическую политику, цели, задачи социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе.

Одна из главных функций современного белорусского государства является управление политическими, экономическими, социальными и иными процессами, протекающими в обществе, развитие которых должно соответствовать государственным и общественным интересам, целям, устремлениям и потребностям всех членов общества.

Целенаправленная деятельность государства строится исходя из идеологии государства, которая в лице своих государственных институтов обеспечивает социально-экономическое и духовное развитие общества, объединяет различные группы людей вокруг общепризнанных целей, обеспечивает эффективным механизмом реализацию интересов всего общества во всех сферах деятельности, в том числе и в экономике. Воплощение идей реализуются через государственную политику, которая вырабатывается с учетом множества факторов, а также уровня и состояния развития национальной экономики. Экономика страны выступает гарантией его независимости, условием стабильности и эффективности жизнедеятельности общества.

Экономика – это особая сфера, которая связана с производством благ и услуг, с ведением национального хозяйства. Она обеспечивает материальную жизнеспособность общества, создает условия для развития человека и социума в целом. Уровень развития экономики определяет уровень и качество жизни народа, течение политических, социальных и экономических процессов, выступает базовой основой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.

Главная цель всякой экономической деятельности на всех этапах ее развития – это производство и распределение материальных благ и услуг, а основная функция – удовлетворение материальных потребностей как отдельных членов общества, так и общества в целом. В силу чего именно потребности являются причиной и главной движущей силой развития экономики.

В каждый период своего развития экономика проявляется в своих конкретных, специфических формах, имеет свою экономическую организацию для решения комплекса проблем. Вместе с тем экономика, в том числе и рыночная экономика, развивается в зависимости от мировоззрения общества, от миропонимания людей, от трактовки ими места и роли человека в обществе и государстве, отношения человека к обществу и государству, от взаимодействия общества и государства.

Концептуальные подходы к развитию экономики основываются на концепциях государства, отношениях между государством и рынком и понятием гражданства. Идеология экономического развития тесно связана с той миссией, которую призвано выполнять государство в жизнедеятельности и развитии общества.

Подлинную природу общественных отношений, взаимодействия государства и общества, их взаимоотношений с экономикой невозможно описать в отрыве от конкретной исторической эпохи, в рамках которой складывается их видение и понимание, строятся социальные, экономические, политические и иные отношения, цели и институты.

На современном этапе своего развития белорусское государство призвано обеспечить устойчивую жизнеспособность и эффективность национальной экономики, устойчивое социально-экономическое развитие. Его важнейшими задачами являются:

· становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики;

· обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному, информационному обществу на основе реализации достижений науки, новых, высокоэффективных технологий;

· повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов и формирование целостного, социально и духовно развитого человека, человека творческого и деятельного, инициативного и предприимчивого;

· создание эффективного правового государства в органическом единстве с формированием и развитием гражданского общества.

Поступательное развитие белорусской экономикинаходит свое отражение в идеологии белорусского государства, в четких идеологических ориентирах, представляющих собой систему целей развития нашей экономики, учитывающих политическую, экономическую, социальную, экологическую и технологическую ситуацию в республике. Процесс формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь связан с процессами утверждения гражданского общества, политической демократии, правового государства. Оннеотделим от современных решений в области политики, идеологии, социальной сферы.

Формируя идеологические основы развития белорусской экономики, необходимо представлять идеологическую картину современного мира, увидеть экономическую составляющую основных идеологий.

Проблемы социального и экономического развития государства всегда занимали умы видных мыслителей, научных деятелей и красной нитью проходили через все идеологические течения – либерализм, консерватизм, социал-демократию, коммунизм.

Краеугольным камнем формирования экономических платформ идеологических течений является признание форм собственности и присутствия государства в экономической жизни общества, его роли и места в регулировании экономики, масштабов и направлений вмешательства государства в экономические процессы.

Либерализм, который как самостоятельное идеологическое направление сформировался в конце XVII--XIII веков выдвигал свою экономическую платформу и свое отношение к социальной сфере, которые сформулировал и обосновал в своих трудах выдающийся английский мыслитель А.Смит. В основу своей концепции классический либерализм положил идеи свободного рыночного обмена: "честной конкуренции", предпринимательской инициативы, полного освобождения от надзора государства в экономической деятельности. Государству отводилась роль "ночного сторожа", охраняющего частную собственность, обеспечивающего порядок и исполнение законов.

В социальной области классический либерализм исходил из принципа свободы человека, защищенности его частной жизни, из "естественного неравенства людей», их "способностей, талантов, трудолюбия", что обусловливало получение различных результатов даже при равных условиях.

Однако, как показала мировая практика, идеи классического либерализма не дали обещанного результата в развитии экономики. Кризис классического либерализма обусловил необходимость выработки новых идей, которые нашли отражение в социальном либерализме. Вместе с тем идеология либерализма остается доминирующей и сегодня.

Социальный либерализм или неолиберализм, который пришел на смену классическому либерализму, основан на новых идеях и принципах, на новом понимании роли государства в экономической и социальной сфере. Наибольший вклад в разработку основ неолиберализма внес Джон Кейнс – английский экономист, учение которого получило название кейнсианство. В своей Концепции "государства всеобщего благоденствия" Дж.Кейнс в качестве генеральной идеи выдвигал определяющую роль эффективного спроса в обеспечении экономического роста. Он обосновал необходимость государственного регулирования экономического развития и активного участия государства в решении социальных проблем: поддержка обездоленных и социально незащищенных слоев населения; доступного всем категориям граждан медицинского обслуживания; бесплатного дошкольного воспитания; школьного и высшего образования и т.д.

Системно применять идеи Дж.М.Кейнса на практике впервые пытался Президент США Ф.Д.Рузвельт, назвавший введенную им систему государственного регулирования экономики новым курсом. Осуществляемые им в течение ряда лет преобразования позволили решить ряд сложных проблем, в том числе преодолеть огромную безработицу, увеличить спрос на товары, производимые на предприятиях США, увеличить расходы на социальные нужды, на образование, здравоохранение и т.д.

Идеи социального либерализма в области решения экономических и социальных проблем были использованы многими развитыми капиталистическими государствами. Однако к середине 70-х годов кейнсианские методы регулирования экономики и решения социальных проблем исчерпали себя, назрела необходимость в новых подходах и новых методах их решения.

Иное видение социальной и экономической политики обосновывали идеологи консерватизма и неоконсерватизма.

Консерватизм как идейно-политическое течение появился в эпоху Просвещения и Великой французской буржуазной революции 1789 года и в систематизированном виде был представлен в работах английского ученого Э. Берка. Основная идея консерватизма – сохранение традиций и устоев государственного и общественного устройства.

Расцвет идеологии и политики консерватизма относится к 70-м годам ХХ века в виде неоконсерватизма. Его идеологи -- Дж.Белл (США), Р.Гелен, Э. Юнгер, Г. Кальтербрунер (ФРГ), Р.Арон, А.де Бенуа (Франция), которые выступали за приоритет рынка, развитие свободного предпринимательства и минимальное участие государства в экономике. Они отвергали идею "государства всеобщего благоденствия", считая, что выполнение несвойственных ему функций ослабляет государство.

Социал-демократия в своей трактовке экономической теории и социального развития исходит из цели достижения экономической и социальной демократии. В экономической сфере должен быть обеспечен приоритет интересов общества над частными интересами, экономика должна быть смешанной и в ней свою роль должен играть государственный сектор экономики, обязателен демократический контроль над экономикой. Главные задачи экономического развития – полная занятость населения, рост общественного производства, повышение уровня жизни населения, удовлетворение стремления людей к вознаграждению в соответствии с их трудовым вкладом, справедливое распределение дохода.

Основной идеей идеологов коммунизма как политического течения было создание социалистического государства и построение социалистического общества. К.Маркс и Ф.Энгельс в преобразовании экономической сферы стояли на позиции обобществления всех средств производства, превращении их в собственность всего народа, что должно было служить основой планомерного развития производительных сил, устранения товарного производства, упразднения товарно-денежных отношений, торговли. Однако реализовать идеи К.Маркса и Ф.Энгельса на практике было очень трудно. В силу этого последователь марксизма В.И.Ленин существенно изменил свои взгляды на развитие экономической сферы и, в частности, на товарное производство, товарно-денежные отношения, торговлю, кооперацию. Им были выработаны идеи новой экономической политики, которые после его смерти не нашли поддержки.

Идеи марксизма-ленинизма были использованы в бывшем СССР, вставшем на путь строительства социализма, формирования жесткой плановой системы, отрицания рынка. Но его экономические успехи, также как и других стран, идущих по этому пути, не дали ожидаемых результатов, социалистический эксперимент потерпел провал. Разрушительный удар коммунистической идеологии был нанесен распадом бывшего СССР в начале 90-х годов ХХ столетия.

Вместе с тем именно с коммунистическим мировоззрением бывший СССР и наша республика, входящая в его состав, одержали важные победы – над нищетой, безграмотностью, нацизмом. Коммунистические идеи близки человеку, поскольку в их основе стремление к равенству и социальной справедливости [4].

Рассмотренные экономические платформы различных идеологий позволяют отметить, что отдельные черты марксизма-ленинизма, либерализма, консерватизма в какой-то степени могут быть использованы при формировании идеологии экономического развития Республики Беларусь. Но наша экономика должна развиваться по собственному пути, в рамках присущих нам традиций, ценностей и целей. Наша экономическая политика должна быть последовательной и самостоятельной.

Наши рекомендации