Наиболее детальную разработку мер по предупреждению конфликтов интересов и порядка их урегулирования содержат этические кодексы американской государственной службы.

Есть общие правила, определяющие время представления финансовых деклараций. В большинстве случаев должностные лица и служащие подают декларации не позднее 30 апреля каждого календарного года. Вновь назначенные служащие или должностные лица подают декларации в течение 30 дней с момента их назначения. Важным условием, практикуемым во многих странах, является требование подачи служащими и должностными лицами, оставляющими свой пост, так называемой заключительнойдекларации. Как правило, эта декларация подается в течение 60 дней после завершения служащим или должностным лицом своей деятельности.

Требование открытости и прозрачности ГМС ставит вопрос о доступности финансовых декларацийслужащих и должностных лиц для ознакомления общественности.

В большинстве стран финансовые декларации доступны общественности для ознакомления при соблюдении условий:

1) лицо, изучающее или снимающее копию с декларации, должно зарегистрировать в Комиссии по этике свою фамилию и домашний адрес одновременно с фамилией того, чья декларация изучается;

2) лицо, подавшее декларацию, имеет право по своему запросу получить сведения о фамилии и адресе любого лица, которое знакомится с его декларацией.

В этическом законодательстве многих стран естьтребование декларирования лоббистской деятельности, по которому лица, расходующие денежные средства, или получающие вознаграждение для оказания влияния на законодательные действия, или делающие подарки для оказания влияния на управленческие действия, должны регистрироваться и отчитываться о своих затратах. Обычно информация о регистрации включает фамилию регистрируемого лица или регистрируемой организации, фамилию работодателя, если таковой имеется, и предмет будущей лоббистской деятельности.

В отчеты о затратах включаются продукты и напитки для должностных лиц и служащих, вознаграждение, выплаченное лоббистам и их административно-хозяйственные расходы. Организации, занимающиеся главным образом лоббистской деятельностью, должны представлять отчет тех лиц или субъектов, которые обеспечивают не менее 5% дохода организации.

В юрисдикцию Комиссий по этике входит применение санкций по отношению к тем, кто нарушает отмеченные требования. Так, в «Кратком изложении закона об общественной этике штата Мэриленд» говорится, что Комиссия, если решит, что нарушение Закона имело место, имеет право:

1) издать предписание о приостановке и прекращении противоправного действия;

2) объявить выговор;

3) рекомендовать уполномоченным органам вынести порицание, понизить в должности или наложить другое дисциплинарное взыскание.

Комиссия может просить судебные инстанции: издать предписание о приостановке или прекращении противоправного действия; отменить некоторые служебные действия; наложить значительный штраф. Закон конкретно определяет, какое его нарушение служащими может стать основанием для истечения срока найма, для наложения дисциплинарного взыскания или для приостановки выплаты жалованья. Если будет установлено, что лицо своевременно не подало финансовую декларацию, не зарегистрировалось в качестве лоббиста или не подало отчет о лоббистской деятельности, то оно может подвергнуться штрафу до 250 долл. Лицо, которое сознательно или преднамеренно нарушает положения Закона о лоббистской деятельности, подвергается и уголовному наказанию.

Важная составляющая профилактики и предупреждения конфликтов интересов - оказание консультативной помощи служащим и должностным лицам, что также входит в функции Комиссии по этике.

Если должностное лицо или служащий считает, что действие, которое он намеревается совершить, может по-разному толковаться законом об этике, ему рекомендуют обратиться к персоналу Комиссии по этике. Если при этом требуется официальное письменное заключение, то служащий может запросить и его. Консультативное заключение может быть также запрошено должностным лицом или служащим относительно подчиненного ему должностного лица или служащего, оно может быть запрошено и лицами, не являющимися должностными лицами, служащими или лоббистами. Лицо, запрашивающее заключение, может попросить о конфиденциальности заключения. Поэтому очень важно, чтобы консультативные заключения были по возможности написаны таким образом, чтобы не допустить опознания личности – его объекта.

Наши рекомендации