С другой стороны, этике присущ остро философский характер.
1) таккак нравственные отношения носят всеобщий универсальный характер, поскольку затрагивают все стороны человеческих отношений, все сферы человеческой жизни. Экономические, политические, религиозные, юридические и другие виды деятельности содержат нравственный аспект и подвержены этической оценке. Философский статус этики вытекает из всеобщности морали.
2) нравственные проблемы относятся к разряду вечных проблем, что также придает им философский характер. Перед каждым новым поколением и отдельным человеком в различные исторические эпохи и в разных цивилизациях встают одни и те же вопросы: что есть добро и зло, справедливость и несправедливость? Своеобразие исторического времени, социальных условий и индивидуальной судьбы определяет и своеобразие ответов на эти вопросы в системе этического знания.
3) вопрос о соотношении должного и сущего в нравственном поведении людей это одна из форм проявления более общего вопроса о соотношении духовного и практического, материального в содержании человеческой деятельности.
4) философский характер этики в том, что она покоится на определенном философском мировоззрении и философской методологии, является их своеобразным приложением к рассмотрению проблем морали. Не случайно И. Кант называл этику «моральной философией».
Характер связи этики с другими областями знания.Существует регулятивное воздействие этических принципов и норм на деятельность ученых любой области знания, использование данных различных наук для этических обобщений и выводов.Эта взаимосвязь выражается в возникновении пограничных областей исследований в педагогической, медицинской, биологической, юридической и других видов этики.
В содержательном отношении этика включает:
1.Общую теорию морали (метаэтику);анализ методологических, гносеологических, мировоззренческих и других проблем этики и морали.
2. Историю этики и морали, исследующую их возникновение, развитие, специфику на каждом этапе, особенности школ и учений, проблемы нравственного прогресса.
3. Содержание и взаимосвязь основных этических норм и принципов, анализ категориального аппарата этики.
4. Теорию управления нравственными процессами, нравственного воспитания и разрешения нравственных конфликтов.
5.Нравственные аспекты важнейших сфер жизнедеятельности и наиболее актуальных социальных проблем (экология, демография, общество потребления и др.).
6. Виды профессиональной этики.
Социальная роль этики выражена, прежде всего,в ее функциях:
а) мировоззренческая; этика важный элемент системы научного мировоззрения, формируя взгляд человека на роль и место морали в жизни людей, на содержание нравственных отношений, на осознанную приверженность к определенным нравственным ценностям и принципам;
б) методологическая; способность человека, обладающего этическими знаниями, осознанно применять их к анализу нравственного состояния общества, воздействию па нравственные процессы, разрешению нравственных коллизий на индивидуальном и групповом уровнях, а также в умении анализировать иные этические теории;
в) регулятивная; люди посредством знаний о нормах, принципах, нравственных идеалах и ценностях регулируют отношения между собой, причем знания выступают в качестве мотивов конкретных практических действий;
г) гносеологическая;суть не только в отрешенности этики от исторического прошлого, но и в более глубоком проникновении в сущность практических нравственных процессов и порождающих их причин;
д) воспитательная;
е)прогностическая; стремление предвидеть с большей или меньшей степенью вероятности возможные тенденции в изменении общественной морали.
Главные достижения традиционной этики в ее нормативных программах: этика удовольствия (гедонизм), этика счастья (эвдемонизм), этика опрощения (кинизм), этика созерцания, этика долга (стоики, Кант), этика любви и милосердия, этика сострадания (А. Шопенгауэр), этика пользы (утилитаризм), этика героизма, этика разумного эгоизма (утилитаризм), этика ненасилия (Л. Толстой, М. Ганди), этика благоговения перед жизнью (А. Швейцер) и др.
Итак, этообщие, существенные положения, характеризующие этическую теорию и мораль как важнейшую сторону духовно-практической жизни социума. Их усвоение теоретический залог для последующих вопросов этикиГиМ службы.
Развитие учения о морали