Развитие этики в эпоху Античности (II тыс. до н.э. €

Античность (лат. — древность) – зд. это цивилизации Древней Греции и Древнего Рима во всем многообразии их исторических форм. Большой вклад в становление и развитие этики как науки, изучение морали внесли такие античные мыслители, как Сократ (470/469—399 до н.э.), Платон (428/427— 348/347 до н.э.), Аристотель (384—322 до н.э.), Эпикур (342/341—271/270 до н.э.), Тит Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.).

Основоположником этики как философской науки о морали считается Сократ (имя переводится с древне-греческого как «спаситель власти»). Сократ первым стал открыто рассуждать об образе жизни, был за это осужден на смертную казнь (обвинен в том, что учил молодежь жить собственным разумом, не ориентируясь на внешние авторитеты). От Сократа идет традиция рассуждений в русле нравственной философии, которые он вел на рынках и мастерских (говорил, что Афины — это тучный, ленивый конь, а он сам — овод, не дающий ему покоя). Сократ мог спокойно переносить побои и насмешки тех людей, которые не могли состязаться с ним в споре. Он был приверженцем демократии, не боялся выступать против большинства. Приговоренный судом к смертной казни (должен былвыпить чашу отравленного вина), отказался от организованного его учеником побега из тюрьмы (мой побег покажет мою неправоту) и упрекал друзей, оплакивавших его судьбу.

В этическом учении Сократа два важных момента.

1. Смысл человеческой жизни сводится не к получению натуральных благ, а к получению знаний («Сколько же есть вещей, без которых можно жить»).

2. Не каждому человеку природой отпущено делать добро. Но то, что ему дано, он обязан совершенствовать. Если человек к этому не стремится, он должен чувствовать вину перед Богом и окружающими.

Античные мыслители разработали такие нравственные принципы:

• эвдемонизма (счастья). Высший смысл человеческого существования — стремление к счастью. Свой вклад в развитие данного принципа внесли Антисфен (ок. 435—375 до н.э.), Аристотель и Цицерон (106—43 до н.э.). Счастье становится главной добродетелью в эпоху Античности;

• гедонизма - подчинение моральных требований единственной цели — получению наслаждения и избеганию страданий.

В Древней Греции одними из первых философов, проводивших принцип гедонизма в этике, были Демокрит (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) и Аристипп (ок. 435 — ок. 355 до н.э.). Наиболее известен обоснованием гедонизма Эпикур (341—270 до н.э.), с его именем связано целое течение в теории морали — эпикуреизм. Идеи гедонизма также проповедовал римский последователь Эпикура Лукреций (ок. 99—55 до н.э.);

• аскетизма, отшельничества. Принцип предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения. Попытки теоретического обоснования аскетизма предпринимали Зенон (ок. 336 — ок. 264 до н.э.), Диоген Синопский (ок. 412—323 до н.э.). Однажды, уже стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошел меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба. Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».

Этотпринцип исповедовал иАнтисфен;

• этического релятивизма; нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени.

Обоснованием положений этического релятивизма занимались Протагор (ок. 490 — ок. 420 до н.э.), Пиррон (ок. 360—270 до н.э.). Пример этического релятивизма –диалог между христианским миссионером и одним из представителей африканского племени готтентотов в середине XIX в.: — Что такое плохо? — Это когда мой сосед побьет меня, угонит мой скот, похитит мою жену. — Что такое хорошо? — Это когда я побью моего соседа, угоню его скот, похищу его жену.

Античные мыслители активно занимались и вопросами этикета. Так, древнегреческий философ Теофраст (ок. 370—288/285 до н.э.) в труде «Этические характеры» приводит примеры бестактных поступков:

— прийти за советом к занятому человеку;

— ворваться с пьяной толпой к больной возлюбленной;

— обратиться за поручительством к уже пострадавшему от поручительства;

— явиться в суд свидетелем, когда дело уже закончилось;

— поносить женский пол на свадьбе;

— пригласить усталого и только что пришедшего домой человека на прогулку;

— привести покупателя, предлагающего более высокую цену, к продавцу после уже состоявшейся продажи;

— начать рассказывать все с начала, когда суть дела уже понятна собравшимся;

— явиться за процентами к только что потратившемуся на жертвоприношение должнику;

— рассказывать при наказываемом рабе о том, как другой раб повесился от бичевания;

— попытаться в третейском суде поссорить стороны, желающие помириться.

Центральная установка мыслителей античного этапа изучения этики: мораль растворена в человеке, а главная добродетель - стремление к счастью.

Наши рекомендации