Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве, по кругу лиц

1. Понятие нормативных актов. Основные особенности нормативно-правовых актов.

2. Виды нормативно-правовых актов и их система.

3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Методические указания

Отвечая на первый вопрос плана, студент должен дать определение понятия нормативного акта. При этом следует обратить внимание на те общие признаки, которые свойственны нормативным актам, принимаемым государственными органами, политическими, общественными и кооперативными организациями. Далее следует подчеркнуть особенности нормативно-правовых актов, исходящих от имени государства, по сравнению с иными нормативными актами, действующими в обществе, дать определение понятия нормативно-правового акта, подчеркнуть специфический характер признаков, которыми они отличаются от актов реализации норм права. Изложение этих вопросов следует иллюстрировать конкретными примерами.

При изложении второго вопроса необходимо подчеркнуть системный характер нормативно-правовых актов государства, дать характеристику отдельных видов нормативно-правовых актов с использованием научной литературы и конкретных нормативно-правовых актов, раскрыть содержание основных принципов их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. При этом следует проанализировать причины разрастания ведомственного нормотворчества и связанного с этим принижения роли законов, дать характеристику мероприятий, направленных на преодоление данной деформации.

Отвечая на третий вопрос плана, необходимо проанализировать основные признаки Конституции России, выделяющие ее из всей системы нормативно-правовых актов государства, раскрыть значение Конституции как базы текущего законодательства. Далее следует уделить особое внимание характеристике процесса осуществления правовой реформы, проанализировать ее содержание и объективную необходимость.

ТЕМА 15.

Применение норм права

1. Применение норм права как одна из форм реализации права.

2. Стадии применения права. Требования законности при применении норм права.

3. Акты применения права и его основные особенности.

Методические указания

Отвечая на первый вопрос плана, необходимо сформулировать понятие и указать на важность правильной и эффективной реализации требований норм права. Затем следует рассмотреть основные формы реализации права, используемые в процессе правового регулирования общественных отношений, дать их классификацию на основе обоснования соответствующего критерия. Далее следует определить понятие и раскрыть сущность применения права как особого способа реализации норм права. При этом необходимо показать наличие различных точек зрения по вопросу о круге субъектов, применяющих право. Далее следует рассмотреть вопрос об условиях правильного применения права органами государства. Ответы на данные вопросы имеются в учебной и монографической литературе, рекомендованной к теме.

При изложении ответа на второй вопрос плана должны быть раскрыты специфические особенности каждой стадии процесса применения права и сформулированы требования законности, которые предъявляются к деятельности органов государства на каждой из стадий. Необходимо широко проиллюстрировать примерами из практики деятельность органов, применяющих право.

Ответ на последний вопрос плана предполагает раскрытие основных черт, характеризующих акты применения права и их отличие от нормативных актов. Эти отличия следует показать на конкретных примерах. При этом должны быть сформулированы понятия нормативного акта и акта применения норм права.

ТЕМА 16.

Функция государства

1. Понятие и содержание функций государства:

а) классовое и общесоциальное в функциях государства;

б)гуманистическое и демократическое, интернациональное и национальное в функциях государства.

2. Классификация функции:

3. Эволюция функций государства в условиях глобализации.

Методические указания

При ответе на первый вопрос следует проанализировать понятие функций государства. При этом студент должен иметь в виду, что функции государства ― это научная абстракция, с помощью которой единая государственная деятельность расчленяется на виды. Они различаются характером объекта, непосредственной цели, сил, материально-технических средств, методов, и, как следствие, продукта деятельности;

¾ функции государства не являются в своей основе видами деятельности, присущими только государству. Наряду с государством аналогичные виды деятельности могут осуществляться негосударственными организациями. Так, например, все звенья политической системы общества имеют в основе аналогичные и, в конечном счете, общие функции. Это явление можно назвать функциональным монизмом в организации общественной жизни;

¾ специфика функций государства состоит в том, что оно в качестве органа политической власти придает им общеобязательный характер;

¾ функции государства характеризуются относительным постоянством. При этом, само собой разумеется, в рамках одной и той же функции и одного и того же набора могут решаться разные социально-политические задачи. Особенности функций определяются потребностями политического господства данного класса в данную историческую эпоху;

¾ посредством функций государство реализует свое социальное назначение. В них воплощается то, что есть государство для господствующего класса и общества в целом. В последнем случае, по словам К. Маркса, имеет место выполнение государством «общих дел, вытекающих из природы всякого общества». Отсюда сочетание классового и общественного в функциях государств;

¾ государствам разных исторических типов присущи аналогичные с организационно-технической точки зрения (но не тождественные) функции. Такое сходство в функциях, противоположных по своей классовой сущности государств, является объективной предпосылкой как их ограниченного взаимовыгодного сотрудничества (возникает частичное временное совпадение некоторых целей), так и противоборства между ними (образуются поприща борьбы);

¾ функциям государства относятся не только те виды его деятельности, которые непосредственно служат его социальному назначению, но и те, которые выполняют эту роль опосредованно;

¾ понятие функции не связано ни со степенью развития, масштабами или «удельным весом» того или иного вида деятельности, ни с наличием соответствующего специализированного звена в государственном аппарате. Достаточно самого факта выполнения такой деятельности государством;

¾ каждая функция государства должна рассматриваться как элемент единой системы функций, вне системы понятие функции не имеет реального смысла.

В силу тесной связи функций государства с его сущностью и социальным назначением в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где социальная структура носит ярко выраженный классовый характер, где классы или другие социальные группы противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку, по своему отношению к средствам производства, государство выступает в качестве политической организации экономически господствующего класса (классов). Оно обслуживает, прежде всего, интересы господствующего или доминирующего класса и осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников. Отсюда ― функции государства в классово-антагонистическом обществе имеют четкую классовую характеристику. Это особенно заметно в обществе, где складывается особая классовая напряженность, где сильно политическое противоборство классов. При освещении вопроса студенту следует использовать конкретный исторический материал, иллюстрирующий функции государства.

Анализ второго вопроса предполагает краткую характеристику основных внутренних и внешних функций государства. Важно при анализе этого вопроса исходить, по возможности, из статистических данных по истории развития народного хозяйства и других областей, которые отражают деятельность государства внутри страны и за его пределами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие, сущность и признаки государства.

2. Социальное назначение государства (марксистские и немарксистские теории).

3. Критерии эффективности государственной власти.

4. Типология государства (формационный и цивилизационный подходы).

5. Функции государства: понятие, классификация, содержание.

6. Эволюция функции государства в процессе перехода от командно-административной к рыночной экономике.

7. Понятие формы государства и ее структура.

8. Форма правления. Монархия и республика в различные исторические эпохи.

9. Форма государственного устройства.

10. Федеративное государство: понятие, принципы образования, разновидности.

11. Политический режим: понятие и виды.

12. Тоталитарный режим.

13. Авторитарный режим.

14. Демократический режим. Представительная и непосредственная демократия.

15. Концепция правового государства: возникновение и развитие.

16. Признаки правового государства.

17. Социальное государство и его функции.

18. Гражданское общество: понятие, структура, функции.

19. Проблемы построения правового и социального государства в современной России.

20. Правовые нормы: понятие, особенности и виды.

21. Право как система юридических норм.

22. Функции права.

23. Волевое содержание права. Классовое и общесоциальное в праве.

24. Право и экономика.

25. Право и политика.

26. Право и мораль.

27. Понятие правотворчества и его виды.

28. Особенности правотворчества в различных правовых системах.

29. Виды нормативных актов.

30. Руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда и Высшего арбитражного суда. Акты Конституционного суда.

31. Локальные правовые акты.

32. Юридическая техника.

33. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов.

34. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

35. Реализации права: понятие, формы (в правоотношениях и вне правоотношений), способы.

36. Правоотношение: понятие, виды, субъекты, объекты, содержание.

37. Применение права: субъекты, стадии, акты применения.

38. Толкование права: понятие, виды, способы.

39. Пробелы в праве: понятие, способы восполнения и устранения.

40. Правомерное поведение: понятие и виды.

41. Правонарушение: понятие, признаки, виды.

42. Социальная природа и причины правонарушений.

43. Меры борьбы с правонарушениями.

44. Понятие и виды юридической ответственности.

45. Основания юридической ответственности. Презумпция невиновности.

46. Понятие системы права.

47. Предмет и метод правового регулирования.

48. Публичное и частное право.

49. Материальное и процессуальное право.

50. Внутригосударственное и международное право.

51. Систематизация законодательства: понятие, цели, способы.

52. Основные правовые системы современности и их краткая характеристика

53. Правосознание: понятие и значение в правотворческой и правоприменительной деятельности.

54. Структура и виды правосознания.

55. Правовой нигилизм: формы проявления, социальные истоки, пути преодоления.

56. Правомерное поведение: понятие, классификация, виды.

57. Правонарушение: понятие, признаки, виды, причины возникновения.

58. Законность: понятие, сущность, принципы и требования.

59. Правопорядок как форма проявления социального порядка, как цель и результат правового регулирования.

60. Пути укрепления законности и правопорядка.

Наши рекомендации