Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Нормативный правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА ВО ВРЕМЕНИ — время, в течение которого нормативный правовой акт способен оказывать регулятивное воздействие, т.е. порождать определенные юридические последствия. Это обязательность требований (предписаний) нормативно-правового акта (его исполнения) в течение определенного времени на определенной территории и в отношении определенного круга лиц и организаций. Действие нормативного правового акта во времени охватывает комплекс правил, определяющих: а) момент вступления акта в законную силу; б) момент прекращения его действия; в) условия применения установленных нормативным актом правовых норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»); г) возможность применения некоторых положений нормативно-правового акта после утраты им юридической силы («переживание закона»).

Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу.

Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей ее территории через 10 дней с момента их опубликования в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации"

Действие во времени – наиболее значимый параметр с практической точки зрения действия нормативных правовых актов. Слишком быстрое (после принятия) введение в действие крупного и сложного нормативного акта может вызвать затруднение в работе органов государства, поставить в невыгодное положение тех или иных субъектов, повлечь за собой трудности в решении практических вопросов. Внимание следует обращать, прежде всего, на момент вступления в юридическую силу и на момент утраты юридической силы, в отдельных случаях возможна обратная сила нормативно-правового акта, и лишь иногда – переживание его действия.

Нормы права должны действовать во времени в соответствии со следующими принципами:

-общее правило – немедленное действие правовых норм,

-норма, ухудшающая правовое положение граждан и других субъектов права, должна иметь только перспективное действие,

-норма, улучшающая правовое положение граждан и других субъектов права, имеет обратную силу,

-исключения из этих правил, которые должны быть закреплены законодательно, возможны только при наличии специальных коллизионных норм

Обратная сила – это ревизионная сила нормы. Такая норма предполагает пересмотр (ревизию) уже урегулированных в соответствии с ранее действовавшим законодательством прав и обязанностей. Норма обратного действия изменяет возникшие ранее правоотношения, обязывает пересмотреть правоприменительные акты о размере выплат, привлечении к уголовной, административной ответственности, признании права собственности и так далее с более ранней даты, чем дата вступления нормы в силу. Н-р в УК смягчение наказания по заявлению истца. ГК не имеет обратной силы.

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗАКОНА — состояние, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может действовать в отношении определенных актов и обстоятельств.

Прекращение действия - утрата нормативным актом юридического значения (юридической силы) в случаях, предусмотренных законодательством. Действие нормативно-правового прекращается в следующих случаях:

1. истечения срока, на который был рассчитан акт

2. принятия нового нормативного акта, которому противоречат положения ранее изданного акта;

3. признания акта неконституционным; признания акта, утратившего силу;

4. прекращение существования гос-ва (СССР)

5. приостановления действия акта органами, принявшими этот акт, или иным уполномоченным на то органом

Действие нормативно-правовых актов в пространстве связано с их распространением на определенную территорию. Нормативно-правовые акты государства распространяют свое действие на всю территорию данного государства. Это правило вытекает из характеристики власти государства как власти суверенной. Именно вследствие государственного суверенитета действие нормативно-правовых актов государства на его территории безраздельно и исключительно.

Территорией государства признается часть земного шара, на которую распространяется суверенная власть данного государства. Обычно к ней относят: сухопутное пространство в пределах государственных границ; недра земли в пределах государственных границ; внутренние воды, то есть воды рек, озер и иных водоемов, берега которых полностью принадлежат государству; территориальные воды; континентальный шельф; воздушное пространство в пределах государственных границ; военные суда под флагом государства; гражданские суда под флагом государства, находящиеся в нейтральных водах или в международном воздушном пространстве; территории посольств, миссий, консульств государства за рубежом; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект.

Высшими и центральными органами государства могут приниматься нормативные правовые акты, действующие на ограниченной части государства.

Свою территорию действия имеют нормативные правовые акты местных органов государства. Их решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории какой-либо административно-территориальной единицы предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Если возникает проблема соотношения нормативных актов, действующих на всей территории республики и действующих на определенной ее части, то она решается по принципу преимущественной юридической силы актов вышестоящих органов перед актами нижестоящих органов.

Из общего правила действия нормативных правовых актов в пространстве существуют исключения – так называемые случаи экстерриториального действия закона, которое проявляется в основном в отношениях с иностранными гражданами и организациями, а также с гражданами и организациями Российской Федерации, находящимися за границей. Суть экстерриториального действия – в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства (дипломатический иммунитет, военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации).

Наши рекомендации