Практическая работа № 7 «Россия – НАТО: от партнерства к жесткому оппонированию»
Цель работы :
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв
Задачи:
- Изучить назначение и основные направления деятельности НАТО
- формировать умение ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире
- воспитывать толерантность
Оборудование:
1. Распечатка «Россия – НАТО: от партнерства к жесткому оппонированию»
2. Методические рекомендации по составлению конспекта(слайд)
3. Компьютер, проектор, экран
Ход работы:
1. Ознакомьтесь со слайдом «Методические рекомендации по составлению конспекта»
5. Прочитайте материал распечатки «Россия – НАТО: от партнерства к жесткому оппонированию»
6. Выполните конспект «Россия – НАТО: от партнерства к жесткому оппонированию»
7. Сдайте работу на проверку преподавателю
Россия – НАТО: от партнерства к жесткому оппонированию
Взаимодействие НАТО и России уже стало, можно сказать, традиционным. Еще во времена Советского Союза М. Горбачев инициировал процессы сближения с Западом, разоружения и транспарентности. Это был переход от так называемой «Доктрины Брежнева» к «Доктрине Горбачева». На Западе эту доктрину называли «Доктрина Синатры» (Sinatra Doctrine), подразумевалась песня Синатры «My Way». СССР отпускал своих военных союзников по Варшавскому договору из-под жесткого диктата и предлагал им искать свой путь в обеспечении национальной обороны, включая принятие самостоятельных политических, экономических и, конечно, оборонных решений.
ЭЙФОРИЯ 90-Х
НАТО в 1991 году предложило всем странам бывшего Варшавского договора более близкое политическое и военное сотрудничество. Предшествовало этому шагу историческое заседание НАТО во главе с генсеком Манфредом Вернером в Лондоне в 1990 г. На этом заседании была принята известная Лондонская Декларация о преобразованном Североатлантическом союзе, т.е. о рождении нового НАТО. М. Вернер объявил об окончании холодной войны и необходимости преодолеть цикл войны и мира, терзавший Евро-Атлантику столетиями. В Лондонской Декларации было записано: «Наш Североатлантический союз должен в еще большей степени быть агентом перемен. Он может помогать создавать структуры более единого континента, поддерживая безопасность и стабильность силой нашей общей веры в демократию, права личности и мирное разрешение споров».
Именно тогда НАТО впервые протянуло руку дружбы странам ОВД и предложило СССР, Чехословакии, Венгрии, Польше, Болгарии и Румынии установить дипломатические официальные отношения и тесное военное сотрудничество с Альянсом.
Уже с 1991 года намечалось стратегическое партнерство, общий путь сотрудничества, диалога и взаимодействия НАТО и СССР, до его распада в декабре. Важно упомянуть, что Советский Союз был одним из основателей Совета евро-атлантического партнерства (СЕАП). Тогда же начался взаимный обмен делегациями. Этот период с 1990 до 1997 гг. можно обозначить как «период эйфории» в отношениях России и НАТО. Обе стороны выразили политическую волю к сближению, заявив, что бывшие противники стали партнерами. Это был очень важный психологический шаг, и в декларации СЕАП было записано, что бывшие страны Варшавского договора и НАТО не рассматривают друг друга как противников.
Несмотря на все трудности, которые Россия пережила после распада СССР в период создания СНГ, Россия оставалась стратегическим игроком Европы и стратегическим игроком евро-атлантического пространства. Сближение и диалог в первоначальном формате продлились до 1993 г., а потом наступила некая неразбериха, хаос. Было непонятно, как НАТО координировать работу со странами бывшего соцлагеря и стран-ми СНГ, которые имели политическую волю к сближению, но по-разному представляли будущее сотрудничество. В Альянсе думали, какую площадку создать для структурного диалога и военного практического сотрудничества. И американский Конгресс вышел в конце 1993 г. с идеей начать программу «Партнерство ради мира». Россия стала участником этой программы с 1994 г.
После этого шага Россия выразила добрую волю в решении вопросов безопасности на Балканах, отправив в 1995 г. свои миротворческие войска, которые взаимодействовали и с натовскими, и с ненатовскими силами. РФ не хотела потерять свое влияние на Балканах. Балканский вопрос стал тогда если не спорным, то очень важным для выражения внешнеполитических стремлений как Западной Европы, так и России и всех бывших стран соцлагеря. С военной точки зрения применение и действия российских Вооруженных сил в операциях на Балканах обеспечивали баланс сил в урегулировании Балканского вопроса. Своим участием на Балканах РФ показала, что хочет оставаться включенной в решение вопросов безопасности в Европе и хочет быть одним из основных игроков европейской безопасности.
В 1994 г.состоялся важный визит – Б. Ельцин посетил США и встретился с Б. Клинтоном. Это был Саммит США–Россия, на котором были продекларированы внешнеполитические, внутриполитические и экономические цели новой России, включающие стремление сохранить свое доминирование на пространстве СНГ и желание предотвратить расширение НАТО на восток. В Альянсе в 90-е был сделан вывод, что отношения между Россией и НАТО заслуживают какого-то специального формата, так как уже сам по себе этот контур Россия–НАТО был особым – по значению, политике, возможностям Россия отличается от остальных стран. В итоге в 1997 году НАТО и Россия подписали Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и Организацией Североатлантического Договора.