Понятие социальной организации.
Среди элементов структуры общества важное место принадлежит социальным организациям. Соц. орг. - система связей и отношений, объединяющих какое-то число индивидов или групп людей для достижения определённых целей, т. е. организация как элемент соц. структуры. Социальная организация — одно из наиболее сложных общественных явлений, обладающее своей специфической структурой. Основной критерий структурирования социальных организаций — степень их формализации, соотношение формального и неформального элементов в них. С учетом этого критерия различаются организации формальные и неформальные.Под формальной организацией в литературе понимают систему (сеть) "отношений, представляющих собой официально установленную структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальной организацией". Основу формальной организации составляет разделение труда, связанное со специализацией деятельности должностных лиц. Каждое из них выполняет строго определенные функции в соответствии с занимаемой позицией. В своей совокупности эти лица составляют специальный административный аппарат, без которого формальной организации не существует. Основной задачей такого аппарата является координация действий своих членов в целях сохранения организации. Формал. организ. вкл. в себя исключительно служебные связи между индивидами как по вертикали (подчинение, соподчинение), так по горизонтали (сотрудничество). Бюрократия — это форма организации современного общества, его управленческих структур, характеризующаяся жесткой регламентацией отношений между социальными институтами, группами и людьми, строгой иерархией власти, безличностью административной деятельности, существованием привилегированного слоя служащих, осуществляющих власть и господство в организации.В отличие от формальной, неформальная социальная организация — это спонтанно складывающаяся система социальных связей, норм, действий, являющаяся результатом длительного межличностного либо группового общения. Неформальные отношения повышают эффективность формальной организации, поскольку: а) сглаживают возможный конфликт между подчиненными и вышестоящими должностными лицами; б) способствуют сплоченности членов организации; в) сохраняют чувство самоуважения людей, их индивидуальной целостности. Соц. орг. хар-ся синергетическим эффектом (общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий его субъектов).
В.И.Франчук в своей работе «Основы современной теории организаций» (М., 1995) приводит более расширенную трактовку понятия социальной организации, под организацией он понимает «любую достаточно устойчивую социальную группу с регламентированным поведением людей. Регламентированное поведение означает, что поведение людей в организации носит нормативно-правовой характер, Т.е. определяется нормами, положениями, правовыми актами, общими для всех ее членов» , ключевым в определении организации в данном случае выступает свойство устойчивости.
Устойчивость — как одно из основных свойств организации — отмечают сторонники функционализма (Т.Парсонс) и французские институционалисты (М.Ориу, Ж.Ренар). Несмотря на многообразие точек зрения, в дальнейшем мы будем придерживать трактовки, данной А.И.Пригожиным. Исходя из сформулированного им определения, видно, что ключевым элементом организации выступает цель. Именно для достижения определенной цели люди объединяются в организации, организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать продолжительное время.
Объединение людей в социальную организацию происходит в двух случаях:
· во-первых, когда достижение какой-то общей цели возможно осуществить только через достижение индивидуальных целей (заработок, престиж, реализация своих способностей), таким образом возникают, например, предприятия и учреждения,
· во-вторых, когда индивидуальные цели можно достичь только через выдвижение и достижение общих целей, в результате чего появляются, например, акционерные общества и так называемые общественные (массовые, союзные) организации.
По мнению А.И.Пригожина , цели организаций бывают трех разновидностей:
• цели-задания
• цели-ориентации
• цели системы
Цели-задания — это планы и поручения, задаваемые организацией более высокого по подчинению уровня организации менее низкого уровня, отражающие внешнее назначение последней. Например, министерство диктует определенные плановые задания заводу по выпуску комбайнов. Цели-задания являются приоритетными, в основном вокруг них и по их поводу происходит интеграция организации. Особенность этих целей заключается в том, что обычно они не возникают из собственных мотивов участников, так работнику непосредственно не нужен выпускаемый его заводом комбайн. Мотивация работников на цели-задания осуществляется через цели-ориентации.
Цели-ориентации — это цель большинства, сумма индивидуальных целей, Т.е. общие интересы участников, реализация которых возможна только коллективно через организацию. Естественно, что, кроме общей для всех цели, у каждого из них есть и другие, свои специфические цели. В одних случаях коллективные цели неуловимы и переменчивы, а в других, наоборот, однозначны и чуть ли не вечны. Например, в качестве коллективной цели может выступать материальная заинтересованность участников в получении заработной платы.
Цели системы — это стремление сохранить организацию как относительно самостоятельное целое, Т.е. упорядочить связи, сохранить равновесие, целостность и стабильность организации. Для достижения организацией устойчивости ее работники нуждаются в постоянстве связей, требований и норм. Достижение устойчивости является постоянной, несменяемой целью организации. Например, приспособление организационного режима к особенностям персонала (гибкие графики работы), снижение конфликтности, преодоление текучести кадров, уменьшение числа реорганизаций эффективны как в социальном, так и производственном аспектах.
Типология соц. орг-ий. А. И. Пригожин говорит о четырех организационных образований в обществе: деловых, союзных, ассоциативных организациях и поселениях. Деловые организации (предприятия, учреждения) — это первичные организационные образования, создаваемые государством, местной властью, акционерными обществами и др. В силу этого организации могут быть государственными, муниципальными, частными.
С одной стороны, деловые организации осуществляют социальное управление и социальный контроль, с другой — работают на удовлетворение человеческих потребностей в области производства предметов потребления, отдыха (рекреации), лечения, образования, воспитания, социализации и т. д. Вторая группа социальных организаций в их "вертикальной" типологии — союзные, или общественные организации.Они создаются для удовлетворения многообразных потребностей людей в общении, самореализации, получении дополнительных политических правовых, материальных и иных возможностей союзные организации — это форма общественной самодеятельности и массового самоуправления. Третий тип — ассоциативные организации, обладающие рядом признаков социальных организаций. Но вообще это скорее социальные группы, существующие за счет взаимного удовлетворения интересов их членов. Особенностью функционирования ассоциативных организаций является связность целей каждого из участников, при которой речь идет не об их общности и единстве, а лишь о том, что цель одного может выступать средством для достижения цели другого. Наконец, четвертым типом социальной организации являются поселения. Как считает А. И. Пригожин, они обладают сходными с ассоциацией признаками организации и выполняют важную роль объединения людей на какой-либо общей для них территории для достижения целей определенного характера.
Социальное управление и управление в организациях. Основой функционирования организации является наличие управления. Применительно к социальной организации понятие управление используется в двух аспектах. Во-первых, речь идет об управлении в самой организации. Во-вторых, имеется в виду управленческая деятельность организации по отношению к каким-либо социальным общностям, группам, процессам, явлениям. Само социальное управление представляет собой целенаправленное воздействие на общество, его конкретные структуры с целью их регулирования, упорядочения, оптимального развития. Принципиально возможны два способа управления как целенаправленного воздействия: прямое (через приказ) и опосредованное (через мотивацию и стимулирование). Однако наибольший эффект функционирования организации достигается тогда, когда оба эти способа используются как взаимодополняющие. Здесь много зависит от субъекта управления, в том числе и от того стиля деятельности, который он стремится применять в отношениях с управляемыми людьми и структурами (обществом, общностями, социальными организациями). управление в организации вкл. в себя: планирование самой деятельности, ее предвидение, организацию человеческих и материально-финансовых ресурсов для ее осуществления, принятие решений и отдачу распоряжений на их основе, корректировку и координацию действий различных участников управленческого процесса, контроль за достижением поставленных целей и поведением членов организации в соответствии с принятыми социальными нормами. Говоря об управлении в организации, необходимо представлять себе два его вида: внешнее, централизованное и внутреннее, или самоуправление. Первый вид означает управление организациями, осуществляемое извне, то есть находящееся за их границами. Филиал фирмы, находящийся в Екатеринбурге, управляется из ее центра, расположенного в Москве; При все плюсах централизованного управления (широта обозрения, учет интересов всей системы, а не только данной организации) оно не может знать и учитывать в полной мере потенциал данной организации, по-настоящему проникаться ее нуждами заботами. В этом смысле управление, осуществляющееся изнутри организации (самоуправление), плодотворнее.