По организации лабораторных работ семинарских и практических занятий
Лабораторные занятия по дисциплине не предусмотрены учебным планом.
Тематика, планы к семинарским, практическим занятиям
Модуль 1. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Практическое занятие № 1
Тема: «Социально-экономические и правовые меры,
Предпринимаемые в современной России по реализации
Конвенции ООН «О правах ребенка»
1. Каковы общие положения международных правовых актов в области социально-правовой защиты детства, на которые ориентируется современное российское законодательство?
2. ПочемуКонвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. занимает особое место среди всех международных документов в области прав и свобод детей?
3. Когда в нашей стране была ратифицирована Конвенция ООН «О правах ребенка»?
4. Какие рекомендации Комитета ООН по правам ребенка способствовали разработке системы мер организации и мониторинга реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» в России?
5. Перечислите функции Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
6. Каким качественным изменениям подверглась нормативно-правовая база социальной защиты детства после ратификации нашей страной Конвенции ООН «О правах ребенка»?
7. Перечислите, по каким направлениям в субъектах РФ осуществляется законотворческая деятельность по приведению законодательства в соответствие с Конвенцией ООН «О правах ребенка».
Учебно-исследовательские задания
1. Подготовьте устные сообщения «Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства», «Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства».
2. Подготовьте реферативные выступления по теме.
3. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 1.
Тематика рефератов
1. Проблемы детства в современной социокультурной ситуации.
2. Конвенция ООН «О правах ребенка» и её реализация в современной России.
3. Дети как объекты государственной социальной политики.
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1 Декларация прав ребенка: принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г. //Народное образование. – 1993. – №5.
2. Конвенция ООН «О правах ребенка»: принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. //Народное образование. – 1993. – №5.
3. Конвенция ООН «О правах ребенка» и ее реализация в современной России: материалы научно-практической конференции, посвященной 10-ти летию принятия ООН Конвенции «О правах ребенка». – М., 2001.
4. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. – М., 2005.
5. «Семейный кодекс РФ» от 29.12. 1995. № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ
«Об образовании в РФ».
7. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. – М., 2003.
2. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие. – М., 2004.
3. Кравчук Н.В. Деятельность международных органов по защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством РФ //Защита прав ребенка в современной России: материалы научно-практической конференции /отв. ред. А.М. Нечаева. – М.,2004.
Модуль 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХМАО-ЮГРЕ
Семинарское занятие № 2
Тема:«История социальной защиты детства в России»
1. Родоплеменные и общинные формы помощи детям у древнейших славян (с древнейших времен до Х в.).
2. Социальная помощь детям с Х в. до конца XVIII в.
3. Государственная политика защиты детства в XIX – начале ХХ в.
4. Государственная политика социальной защиты детей в годы советской власти.
5. Государственная политика социальной защиты детей на современном этапе.
Учебно-исследовательские задания
1. Подготовьте реферативное выступление по любому вопросу темы.
2. Составьте сравнительную таблицу «Модели социальной защиты детства в России: исторический аспект».
Период | Объекты социальной защиты детства | Субъекты социальной защиты детства | Краткая характеристика | Доминирующая модель социальной помощи и поддержки детей |
1. Архаический. Родоплеменные и общинные формы помощи детям у древнейших славян (с древнейших времен до Х в.). | ||||
2. Социальная помощь детям с Х в. до конца XVIII в. | ||||
3. Государственная политика защиты детства в XIX – начале ХХ в. | ||||
4. Государственная политика социальной защиты детей в годы советской власти. | ||||
5. Государственная политика социальной защиты детей на современном этапе. |
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие. – М., 2004.
2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
3. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.
4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие. – М., 2004.
Практическое занятие № 3
Тема:«Система социальной защиты детей в России и ХМАО-Югре на современном этапе»
- Понятие «социальная защита детства», «система социальной защиты детства».
- Назовите предпосылки, цели и основные направления государственной социальной политики в области социальной защиты детства в РФ.
- Национальный план действий в интересах детей – приоритетное направление государственной социальной политики РФ (от 14.09.1995 № 942).
- Принципы государственной политики социальной защиты детства в РФ.
- Формы и методы социальной защиты детства в РФ. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре? Закон ХМАО от 15.12.2002 г. N 80-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры."
- Назовите и охарактеризуйте объекты и субъекты социальной защиты детства.
- Перечислите основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства в ХМАО-Югре.
Учебно-исследовательские задания
1. Пользуясь современной законодательной базой в области социальной защиты детства, проведите анализ социально-правовой ситуации в России в области защиты детства.
2. Дайте характеристику нормативно-правовой базы социально-правовой защиты детства в ХМАО-Югре.
3. Подберите в портфолио основные нормативно-правовые документы социально-правовой защиты детства в ХМАО-Югре.
4. Составьте логическую схему «Объекты и субъекты социальной защиты детства».
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2005 № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 г.».
3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.04.2009 N 63-оз «О внесении изменений в ЗаконХанты-Мансийского автономного округа – Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 г.
4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.12.2000 № 137-оз «О предоставлении именных целевых выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы».
5. Закон ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.08.2013 № 316-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года № 247-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дети Югры" на 2011 - 2015 годы».
7. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.08.2013 № 317-п «О признании утратившим силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 15 июля 2002 года № 430-п «О положении детей в Ханты-Мансийском автономном округе».
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие. – М., 2004.
2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
3. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.
4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие. – М., 2004.
Практическое занятие № 4
Тема: «Организационная структура системы социальной защиты детства в ХМАО-Югре»
1. Какие органы в соответствии с российским законодательством призваны обеспечить гарантии прав ребенка?
2. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенка в ХМАО-Югре: сущность и назначение.
3. Функции органов прокуратуры в защите прав детей.
4. Каковы полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты детства?
5. Структура органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в ХМАО-Югре.
6. Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО-Югре, задачи и функции.
7. Какова компетенция органов управления социальной защиты населения в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав?
8. Компетенция органов управления образованием в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
9. Компетенция органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
10. Какова компетенция органов управления здравоохранением и органов службы занятости в ХМАО в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
Учебно-исследовательские задания
1. Подготовьте доклад о существующих в ХМАО-Югре государственных и муниципальных органах, защищающих права ребенка, его направлениях и содержании деятельности (по выбору студента).
2. Подберите в портфолио нормативно-правовую базу деятельности по защите прав и свобод ребенка соответствующего государственного или муниципального органа.
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1. О прокуратуре РФ: Закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202 – I //Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47 – Ст.4472; Там же. – 1999. – № 7 – Ст.5620; Там же. – 2000. – № 2 – Ст.140; Там же. – 2001. – № 53 (ч.I) – Ст.5018; Там же. – 2002. – № 26 – Ст.2523; № 30 – Ст.3029; № 40 – Ст.3853; Там же. – 2003. – № 27 (ч.I) – Ст.2700; Там же. – 2004. – № 35 – Ст.3607.
2. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40 – Ст.3822; Там же. – 2004. – № 25 – Ст.2484; № 33 – Ст.3368; Там же. – 2005. – № 1(ч. I) – Ст.9, 12, 17, 25, 37; Там же. – 2005. – № 17 – Ст.1480.
5. Закон ХМАО-Югры от 30.05.2013 № 45-оз «О внесении изменений в Закон ХМАО-Югры «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО-Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.08.2013 № 316-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года № 247-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дети Югры" на 2011 - 2015 годы».
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие. – М., 2004.
2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
3. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.
4. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие. – М., 2004.
5. Становление ювенальной юстиции в России: проблемы и перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12-13 ноября 2002 года, Ростов на Дону /под ред. В.Н. Ткачева. – Ростов н/Д, 2003.
Практическое занятие № 5
Тема: «Социальный педагог в системе социальной защиты детства в ХМАО-Югре»
1. Функции, специализации и роли социального педагога в системе социальной защиты детства в ХМАО-Югре.
2. Обязанности и права социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
3. Содержание социально-педагогической деятельности в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
4. Организация и методы работы социального педагога в системе социальной защиты детей в ХМАО-Югре.
Учебно-исследовательские задания
1. Подготовьте письменное сообщение «Из опыта работы социального педагога по социальной защите различных категорий детей в ХМАО-Югре».
2. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 2.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.
2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Дополнительная:
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учеб. пособие. – М., 2004.
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., испр. – М., 2004.
3. Дети социального риска и их воспитание: учебно-метод. пособие./под ред. Л.М. Шипицыной – СПб, 2003.
4. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др. /под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., 2004.
5. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. – 2-е изд. М., 2003.
6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.
7. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: защиты детства в РФ /науч. ред. Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д., 2005.
8. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие. – М., 2004.
9. Технологии социальной работы с семьей и детьми //Департамент труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа /под ред. Ю.В. Крупнова. – Ханты-Мансийск, 2003.
10. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., 2005.
Модуль 3. ПРАВА ДЕТЕЙ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ХМАО-ЮГРЕ
Практическое занятие № 6
Тема: «Вопросы защиты детства в законодательстве Российской Федерации и ХМАО-Югры»
1. Общая характеристика конституционных прав детей в РФ.
2. Охарактеризуйте права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
3. В чем заключаются особенности административной ответственности несовершеннолетних?
4. Какая ответственность предусмотрена законодательством РФ в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения в возрасте до 14 лет?
5. Как осуществляется регулирование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет?
6. Какими нормативно-правовыми документами регулируется охрана интересов детства в семье в РФ и ХМАО-Югре?
7. Охарактеризуйте права ребенка.
8. Перечислите права и обязанности родителей.
9. В чем заключается сущность лишения и ограничения родительских прав?
Учебно-исследовательские задания
1. Выпишите отдельные статьи из Уголовного, Уголовно-процессуального, Административного, Трудового и Семейного кодексов РФ и подготовьтесь к творческой контрольной работе по теме.
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. – М., 2005.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М., 2005.
3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): приняты и провозглашены Генеральной Ассамблеей ООН 1985 г. //Советская юстиция. – 1991. - № 12-14.
4. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5. «Семейный кодекс РФ» от 29.12. 1995. № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
6. «Трудовой Кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
7. Уголовный кодекс РФ. – М., 2005.
8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М., 2005.
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник. – 2-е изд., перераб. – М., 2004.
2. Антокольская М.В. Семейное право: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.
3. Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в РФ: учебно-практическое пособие. – М., 2004.
4. Защита прав ребенка в современной России: материалы научно-практической конференции /отв.ред. Нечаева. – М., 2004
5. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.
6. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
7. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие. – М., 2004.
Практическое занятие № 7
Тема: «Гарантии прав ребенка и государственные социальные стандарты социальной защиты детства в ХМАО-Югре»
1. В чем заключаются гарантии прав детей в Российской Федерации?
2. Дайте общую характеристику государственных социальных стандартов.
3. Охарактеризуйте виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, в ХМАО-Югре.
4. Социальная политика ХМАО-Югры в области охраны материнства, отцовства и детства.
5. Сущность и правовые гарантии охраны материнства, отцовства и детства в Российской Федерации и ХМАО-Югре.
6. Основные направления охраны материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре.
7. Материнский (семейный) капитал. Государственное право на получение сертификата на Материнский (семейный) капитал.
8. Югорский семейный капитал, право на его получение.
Учебно-исследовательские задания и вопросы
1. Какие мероприятия проводятся в ХМАО-Югре в области охраны материнства, отцовства и детства? Приведите примеры.
2. Охарактеризуйте основные направления социальной политики в ХМАО-Югре в области охраны материнства, отцовства и детства.
3. Что представляет собой медико-генетическое консультирование в системе планирования семьи?
4. В чем заключается социальная защита женщин в период беременности и родов?
5. Проанализируйте отдельные статьи закона ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», сделайте краткие записи.
6. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 3.
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. – М., 2005.
2. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
3. «Трудовой Кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
4. Комментарий к Трудовому кодексу РФ /Отв. ред. Ю.П. Орловский. – М., 2002.
5. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
7. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.07.2004 № 45-оз ( ред. от 27.05.2011) «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».
8. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.08.2013 № 316-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года № 247-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дети Югры" на 2011 - 2015 годы».
10. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.12.2000 № 137-оз «О предоставлении именных целевых выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы».
11. Закон ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
12. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.07.2004 № 45-оз (ред. от 27.05.2011) «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».
13. Закон ХМАО-Югры от 28.09.№ 91-оз «Об индексации размеров отдельных видов дополнительных пенсий, мер социальной поддержки, помощи и иных выплат» (с изм. от 23.02.2013).
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Обыденова А.Ф. Социальное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации. – М., 2004.
2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
3. Самарина О.В. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России //Вопросы экономики. – 2000. - № 3.
4. Социальное страхование в РФ. Выплаты за счет средств ФССРФ. Оформление и оплата больничного листа. – 6-е изд., перераб. – Екатеринбург, 2004.
Модуль 4. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ХМАО-ЮГРЕ
Практическое занятие № 8
Тема: «Социальная защита детей из неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре»
1. Понятие и категории неполных и многодетных семей.
2. Проблемы неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре.
3. Система социальной защиты многодетных и неполных семей в ХМАО-Югре.
4. Социальные льготы и пособия для неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре.
5. Социальная защита одиноких матерей и отцов в ХМАО-Югре.
Учебно-исследовательские задания
1. Подберите и проанализируйте нормативно-правовые документы социальной защиты неполных и многодетных семей в ХМАО-Югре.
2. На какие социальные льготы и пособия могут рассчитывать неполные и многодетные семьи в ХМАО-Югре?
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.07.2004 № 45-оз ( ред. от 27.05.2011) «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».
2. Закон ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 22-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.07.2013 № 281-п «Об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях».
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учеб. пособие. – М., 2003.
2. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие. – М., 2003.
3. Обыденова А.Ф. Социальное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации. – М., 2004.
5. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
Практическое занятие № 9
Тема: «Социальная защита детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в ХМАО-Югре»
1. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в ХМАО-Югре.
2. Социальная защита детей-инвалидов и порядок предоставления льгот семьям, имеющим детей-инвалидов в ХМАО-Югре.
3. Социальная защита семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в ХМАО-Югре.
Учебно-исследовательские задания
1. Проанализируйте нормативно-правовую базу социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре.
2. Как в ХМАО-Югре осуществляется социальная защита семьи, имеющей ребенка-инвалида?
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.12.2005 № 115-оз (ред. от16.12.2010) «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».
2. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.04.2006 № 76-п «О порядке выплаты компенсации затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов».
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учеб. пособие. – М., 2003.
2. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие. – М., 2003.
3. Обыденова А.Ф. Социальное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации. – М., 2004.
5. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
Практическое занятие № 10
Тема: «Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре»
1. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
2. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
3. Права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
4. Нормативно-правовая база социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
Учебно-исследовательские задания и вопросы
1. Как в ХМАО-Югре осуществляется социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
2. Проанализируйте нормативно-правовую базу социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре. Чем она отличается от федеральной?
3. Назовите права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Подготовьте реферат по разделу 4, тема 4.1., 4.2., 4.3. (на выбор студента).
Примерные темы рефератов по разделу 4 «Система социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в ХМАО-Югре»
1. Проблемы многодетных семей и механизм их социальной защиты в ХМАО-Югре.
2. Проблемы неполных семей и механизм их социальной защиты в ХМАО-Югре.
3. Социальная защита одиноких матерей (отцов) в ХМАО-Югре.
4. Социально-правовые льготы семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре.
5. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
6. Формы устройства осиротевших детей в ХМАО-Югре: из опыта работы.
7. Функционирование интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ХМАО-Югре.
8. Опыт региона по социальной защите осиротевших детей.
Рекомендуемая литература
Нормативно-правовые документы:
1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.07.2006 № 84-оз «О формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размерах денежных средств на содержание ребенка, об оплате труда приемных родителей, патронатных воспитателей, воспитателей детских домов семейного типа, о единовременных пособиях при передаче ребенка на воспитание в семью, устройстве на патронатное воспитание в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.12.2005 № 144-оз «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по предоставлению и обеспечению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
3. Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 12.07.2013 №361-рп «О предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету ХМАО – Югры на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений».
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослов В.Н. Пути решения проблемы сиротства в России. – М., 2002.
2. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учеб. пособие. – М., 2003.
3. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /под науч. ред. Л.М. Шипицыной – СПб, 2000.
4. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.
5. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ростов н/Д., 2005.
Практическое занятие № 11
Тема: «Социальная служба как институционная основа социальной защиты семьи и детей в ХМАО-Югре»
1. Нормативно-правовые основы функционирования служб семьи и детства в ХМАО-Югре.
2. Институциональные признаки социальных служб семьи и детей, характеристика. Какие функции выполняют эти социальные службы?
3. Типы социальных служб семьи и детства в ХМАО-Югре.
Учебно-исследовательские задания
1. Проанализируйте опыт социального обслуживания семьи и детей в ХМАО-Югре и подготовьте сообщение о деятельности социальной службы семьи и детей в вашем городе, районе, округе (по выбору), руководствуясь следующим планом:
· название и статус учреждения;
· цель и задачи учреждения;
· направление работы учреждения;
· структурные подразделения;
· источники финансирования.
2. Ответьте на вопросы тестовых заданий по разделу № 4.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие. – М., 2008.
Дополнительная:
1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учеб. пособие. – М., 2003.
2. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие. – М., 2003.
3. Обыденова А.Ф. Социальное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации. – М., 2004.
4. Ефимова И.В. Содержание, формы и методы работы центра помощи семье и детям //Cоциальное обслуживание. – 2003. – № 3.
5. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учеб. пособие. – М., 2003.
6. Холостова Е.И. Социальная работа: учеб. пособие. – 2-е изд. – М., 2005.
2.3. Методические материалы для самоконтроля и систематического контроля преподавателем результативности изучения дисциплины
Примерный перечень вопросов к зачету
1. Социально-демографическая сущность детства.
2. Международное законодательство – основа социально-правовой защиты детства в современной России. Основные международные стандарты в области прав и свобод ребенка.
3. Ратификация СССР Конвенции ООН «О правах ребенка». Приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка».
4. Функции Комитета ООН по правам ребенка.
5. Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства.
6. Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства.
7. Понятие системы социальной защиты детства. Понятие «социальная защита детства», «система социальной защиты детства».
8. Социальная защита детства в истории России.
9. Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации.
10. Национальный план действий в интересах детей – приоритетное направление государственной социальной политики РФ.
11. Формы и методы социальной защиты детства в РФ. Каковы основные формы и методы социальной защиты детства в ХМАО-Югре?
12. Объекты и субъекты социальной защиты детства.
13. Организационные основы государственной политики по социальной защите детства.
14. Система государственных и муниципальных органов, защищающих права и свободы ребенкав ХМАО-Югре: сущность и назначение.
15. Государственные и муниципальные органы, защищающие права и свободы ребенка в ХМАО-Югре.
16. Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты детства в ХМАО-Югре.
17. Закон ХМАО от 15.12.2002 г. N 80-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры."
18. Структура органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в ХМАО.
19. Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО, задачи и функции.
20. Компетенция органов управлен