Отаденсне-не-о ней ватэй (О-Ш-йе-попе-пе-о па \уа'-1а), или благодарение клену 3 страница
Территория, лежавшая между р. Гудзон и оз. Эри и включавшая самые ценные районы нашего штата, являлась родиной ирокезов в отличие от других территорий, расположенных к северу, югу, востоку и западу от нее, которые они завоевали и держали в под чинении, но занимали только на время охоты. В период наивысшего военного превосходства ирокезов, около 1660 г., они беспрепятствен но совершали походы от Новой Англии до Миссисипи и от р. Св. Лаврентия до Теннесси. Они держали в своей власти большую часть этих обширных земель, связав их непрочными узами индейского завоевания. Но штат Нью-Йорк был их исконной территорией, центром их могущества и местонахождением их огней совета. Здесь находились их деревни, их кукурузные и табачные поля, их рыболовные и охотничьи угодья и места погребений их отцов. Длинный дом, которому они уподобляли свое политическое устройство, открывал свою восточную дверь к р. Гудзон, тогда как западная выходила на Ниагару. В период открытия европейцами эта обширная область
28'
представляла собой наследственное владение ирокезов, их родину (если не прародину), и они отстаивали ее от враждебных групп с таким пылким патриотизмом, какой могли вдохнуть в сердце человека только эти прекрасные владения. Ирокезы сознавали, какие политические преимущества давало им их географическое положение. Они гордились тем, что занимали лучшую часть материка. Расположившись на верхних течениях рек Гудзон, Делавэр, Сусквеханна, Огайо и Св. Лаврентия, текущих в разных направлениях к морю, они держали под своим контролем ворота в страну и могли по течению этих рек спускаться по желанию в любой пункт. В то же время оз. Онтарио и горы на севере, а также цепь Аллеган на юге обеспечивали их стране изолированное положение, что в значительной степени защищало их от напора переселенческих групп. В то же время озера и реки, столь замечательным образом пересекавшие каждую часть Длинного дома, со своими верховьями, разделенными лишь короткими волоками, бескрайние долины, не разрезанные горными, преградами, предоставляли им все возможности для быстрого сообщения друге другом. Они сами заявляли, что «ихстрана обладала многими преимуществами, превосходящими любую другую часть Америки».
Установление пограничной линии на первый взгляд представляется трудной проблемой индейской географии. Но своеобразный обычай наших предшественников в значительной мере облегчил ее решение и дал нам возможность с достаточной уверенностью установить территориальные границы наций Лиги. Ирокезы не признавали никаких естественных границ и заменяли их долготными линиями. По-видимому, это было результатом их обычая селиться на обоих берегах занятых ими рек. Не имея представления о колодцах, они обычно ставили свои жилища на берегах небольших потоков и легко переходимых вброд рек или вблизи обильных источников. Внутренние озера никогда не разделялись пограничной линией, но сама линия отклонялась так, чтобы вся окружность каждого озера могла быть во владении лишь одной нации. Такое пренебрежение естественными границами, которыми могли бы служить реки и озера, и замена их прямыми линиями значительно облегчают исследование, и их границы определяются с большой долей точности, как только удается установить на них те или иные пункты.
После изгнания так называемой нейтральной нации (]е-§о'-за-за) с берегов Ниагары в 1651 г.6 и эри (§а-диа'-§а-о-по) из области между Дженеси и оз. Эри в 1655 г.в сенека, до тех пор обитавшие к востоку от Дженеси, распространили свое владычество на все пространство между оз. Сенека и Эри. На востоке их территория примыкала к землям кайюга. Линия границы между ними вполне установлена, она начиналась у угла залива Содес на оз. Онтарио и шла к югу почти по долготе Вашингтона, пересекала р. Клайд близ деревни того же на-
6 СЬаг1еуо1х'з Ш81. Т. 1, с. 377. Нейтральная нация была известна у ирокезов под именем «нации Кошки»; само слово 1е-8о'-5а-за обозначает «дикая, кошка». Шарльвуа приписывал это название эри (т. 2, с. 62).
в Там же, т. 2, с. 62.
звания и р. Сенеки, около четырех миль к востоку от ее истока из оз. Сенеки. Продолжаясь к югу и отклоняясь немного к востоку, линия проходила близ озера у его начала и, перерезав р. Чемунг к востоку от Элмайры, уходила в Пенсильванию.
Территория кайюга лежала на обоих берегах оз. Кейюга и простиралась к востоку, включая Оваско. Так как сенека были наследственными «стражами входа» Длинного дома, то в их образной манере обозначения друг друга они именовались первым огнем, и так до могауков, бывших пятым. Между кайюга и онондага, бывшими третьим огнем, пограничная линия не определяется так четко, так как онондага претендовали на земли, лежащие западнее, чем определяла граница. Она начиналась у оз. Онтарио, близ устья р. Осуи-го, на ее западной стороне, и, проходя между оз. Кросс-Лейк и Оттер-Лейк, продолжалась к югу в Пенсильванию, пересекая Сусквеханну к западу от Оуэго.
На пограничной линии между онондага и онейда самым заметным пунктом был Дип-Спринг (Ое-о-зопд'-чуа), близ Манлиуса, в графстве Онондога. Этот родник не только отмечал пограничную линию между ними, но и являлся хорошо известным местом остановок на Великой срединной тропе, или большой дороге ирокезов, которая проходила через самое сердце их земель от р. Гудзон до оз. Эри. От Дип-Спринг линия шла точно к югу в Пенсильванию, пересекая р. Сусквеханну близ ее слияния с Ченанго. К северу от этого ключа линия отклонялась к западу, оставляя на территории онейда всю окружность оз. Онайда. Пересекая р. Шеюку (ЗЬе-и'-Ка), или исток Онайды, несколькими милями ниже озера, линия опять уклонялась к востоку, пока не достигала меридиана Дип-Спринг. Отсюда она шла точно на север, пересекая Блэк-Ривер в области Уотертаун и р. Св. Лаврентия к востоку от Тысячи островов.
Свидетельство ирокезов относительно этой пограничной линии подтверждается фактами, содержащимися в существующих договорах. По договору в форте Шуйлер, онейда, уступив «все свои земли народу штата Нью-Йорк навсегда», сохраняли дополнительно к своей главной резервации «удобный участок земли у рыболовных угодий р. Онайды, около трех миль ниже выхода ее из оз. Онайда, с оставлением ее как для онейда и их потомства, так и для высадки и ночевки жителей вышеназванного штата» г. Из этого ?ке договора явствует, что Дип-Спринг находился на западной границе резервации онейда д.
г Договор в форте Шуйлер, 22 сентября 1778 г.— 8Ше Пер. А1Ьапу.
д Судья Джонс из Ютики в 1846 г. в письме, находящемся у автора, говорит об этом источнике следующее: «У вершины холма, называвшегося некогда холмом Канасерага, близ которого теперь проходит дорога от Читтенанго к Манлиусу, находится большой, широко известный всегда бьющий родник, обычно называемый «Большой ключ». Углубление, сделано ли оно Всемогущим или человеческими руками, имеет, пожалуй, футов 15 в диаметре и несколько футов глубины, с пологими склонами, легкими для спуска, и на дне его имеется всегда полный резервуар. Что совсем необычно — это то, что вода выходит в нижней части резервуара и исчезает в верхней. Этот источник, когда еще осеняли его старые леса и дикий олень спускался испробовать его прозрачных вод, долго был любимым местом встреч между онейда и онондага; в течение
Тускарора после их изгнания из Северной Каролины в 1712 г. повернули к северу и искали покровительства у ходеносауни, основываясь на общем происхождении. Они были приняты в Лигу в качестве шестой нации и всегда с тех пор считались членом Конфедерации, хотя не были допущены к полному равноправию. Им была назначена часть территории онейда, лежащая между реками Юна-дилла на востоке, Ченанго на западе и Сусквеханна на юге. Остается неясным, расселялись ли они по всей южной окраине земель онейда, как показывает граница на прилагаемой к книге карте, ибо тем самым онейда отрезали бы свои южные владения в Пенсильвании и Виргинии. Тускарора не имели прав на эти южные земли, и вполне вероятно, что их территориальные владения, права на которые никогда не были полными, были ограничены реками Юнадилла и Ченанго. Онейда в качестве первоначальных владельцев этой земли в 1785 г. явились вместе с тускарора участниками договора в форте Херкимер, по которому земля была уступлена государству6. Тускарора были рассеяны среди других наций, хотя и продолжали сохранять свою национальность. Впоследствии у них было несколько селений близ оз. Онайды, одна деревня при впадении р. Кейюги и одна в долине Дженеси, ниже Эйвона. Впоследствии сенека дали им область на р. Ниагаре, куда они и переселились; их потомки еще занимают сохранившийся участок этой земли, близ Льюистона, в графстве Ниагара.
Были еще две другие небольшие группы или остатки племен, живших в пределах территории онейда: мохекуннуки, обитавшие несколькими милями южнее крепости Онайда, и индейцы Новой Англии, жившие к югу от Клинтона. Этими землями они также были обязаны великодушию онейда, к которым они, как политические изгнанники, обратились с просьбой дать им «место, на котором они смогли бы расстелить свои одеяла»; позже эти владения были закреплены за каждой группой путем договора.
Труднее всего установить границу между онейда и могауками, так как между пограничной линией, указываемой ирокезами, и линией, даваемой, хотя и недостаточно точно, в существующих договорах, имеется расхождение. Согласно их собственному свидетельству — а это является надежнейшим источником,— эта линия спускалась с севера близ западной границы графства Херкимер и, пересекая р. Мохок пятью милями ниже Ютики, тянулась на юг, в Пенсильванию. В то же время из различных договоров с онейда явствует, что они продали государству земли на обоих берегах р. Мохок вниз до Херкимера и Джерман-Флатс, а также земли на рукаве р. Делавэр, именуемом Мохок, к востоку до Делхай. После ухода могауков онейда могли бы отстаивать свои права перед штатом, чего они не стали бы делать по отношению к своим братьям, также и штат мог бы предпочесть включить эти земли, чтобы предупредить все дальней-
многих поколений старики обеих наций сходились, чтобы вспомнить былые военные подвиги, молодые храбрецы встречались здесь на дружеском совещании... Это была граница между нациями».
е Договор в форте Херкимер. 28 июня 1785 г.— 81а1е Вер.
шие споры. Верхняя крепость могауков Ганегэйхага (Са-пё-§а-Ьа'-§а)ж была расположена на месте г. Данюб, в графстве Херкимер, почти против соединения речки Уэст-Канады с р. Мохок. На основании этих фактов данную границу можно считать наиболее достоверной. Территория могауков простиралась до р. Гудзон и оз. Шамплейн на востоке, за вышеупомянутыми исключениями, и до р. Св. Лаврентия на севере.
Таково было территориальное деление между различными нациями Лиги. Во время охотничьих экспедиций они привыкли держаться в границах собственных владений, что для народа, частично существовавшего охотой, имело известное значение. На многочисленных и обширных охотничьих угодьях, лежавших за пределами их земель, каждая нация могла беспрепятственно располагаться лагерем. Установлением этих территориальных границ между нациями Лиги сохранялась политическая обособленность каждой из них.
Непосредственно связаны с нашей индейской географией тропы или лесные тракты ирокезов. Главная тропа проходила через штат с востока на запад, во многих местах ее пересекали поперечные тропы, шедшие вдоль берегов озер и рек. Она начиналась возле Олба-нинар. Гудзон и, дойдя до р. Мохок у Скенектади, шла вверх по этой реке до места перевоза у Рома. Отсюда, проходя к западу, она пересекала долину Онондога, затем нижние берега озер Кейюги и Сенеки, долину Дженеси у Эйвона и наконец выходила к речке Буффало в месте расположения г. Буффало. Этот маршрут был выбран столь удачно, что уже после землеустроительной съемки местности на этой индейской большой дороге с незначительными изменениями на всем протяжении штата были устроены заставы. Эта тропа не только соединяла главные селения ирокезов, но и прокладывала путь в Канаду на западе и через р. Гудзон на востоке. Торговля и освоение природных богатств страны в настоящее время показали, что эта тропа является одной из важнейших естественных больших дорог континента. Теперь очевидно, что она была обусловлена географическими особенностями территории; но поскольку для открытия ее необходимы были широкие сношения, использование этого большого тракта свидетельствует о значительно более широких связях ирокезов с востоком и западом, чем это им когда-либо приписывалось.
На берегах Сусквеханны и ее рукавов, истоки которых находятся близ р. Мохок, и на берегах Чемунга и его притоков, начинающихся близ Дженеси, были другие тропы, все они сходились у Тайоги, при слиянии этих двух главных рек. Они, таким образом, соединялись все в одну тропу, которая, спускаясь по Сусквеханне, образовывала великий южный путь в Пенсильванию и Виргинию.
Столетия за столетиями и племя за племенем протаптывал краснокожий человек эти древние исхоженные тропы. От Атлантического океана до Миссисипи и от северных озер до Мексиканского залива главные индейские пути через страну были так же тщательно и ра-
ж Это было, несомненно, старейшее селение могауков, так как от него племя получило свое имя. На наречии сенека — это Гэйнеага, Оа-пе-а-^а.
зумно проложены и так же хорошо известны, как наши собственные. По многим из этих длиннейших троп ирокезы совершали военные экспедиции и таким образом практически изучали географию страны. В пределах своих непосредственных территорий они так же были знакомы с географическими особенностями, маршрутами путешествий, озерами, холмами и реками, как впоследствии мы сами.
На карте, приложенной к книге, сделана попытка восстановить ирокезские географические названия того периода (1720). Многие из наших собственных названий имеют корни в ирокезских наречиях; и что касается этих названий, то данная карта имеет целью указать их происхождение и значение. Наша география все еще недостаточно совершенна в обозначении некоторых особенностей природы, в то же время некоторые из употребляемых сейчас наименований могли быть с успехом заменены туземными; в обоих этих случаях карта может по крайней мере предложить известный выбор. С обозначенной на карте датой связаны некоторые анахронизмы, которые будут очевидны критическому глазу; но они не дают достаточного основания для более ранней или более поздней датировки. Потомки ирокезов сохранили с большой точностью названия своих древних местностей и передавали их нашим городам и селениям по мере их постепенного возникновения. Должной данью нашим индейским предшественникам была бы запись названий, которыми были окрещены ими наши реки, озера и потоки, а также места их древних поселений.
Нами сделана попытка дать эти названия на диалекте той нации, в пределах территории которой были расположены поименованные места или объекты. За небольшими исключениями, это удалось сделать. Нации говорили на разных наречиях общего языка, и, хотя они довольно легко могли понимать друг друга, все же различия между ними были довольно значительны. Эти диалектологические различия сильнее сказались в их географических названиях, чем в основе самих диалектов, и в этом, возможно, главная причина того, что эти названия так разнообразны. Так, ирокезское название Буффало на диалекте сенека — Во-з1ю'-\уеЬ, у кайюга — Ве-6-зпо'-чуеп, у онондага — Ве-о-за'-л^еп, у онейда — Ве-озе'-1о1е, у могауков — Ве-о-Ьозе'-1о1е и у тускарора — Ке-о-1Жго'-га. Для той же цели и в том же порядке могут быть приведены вариации названия Ютика: Кип-йа-йа'нхз, Кип-Ла-йа'-зез, 1Чопе-с1а-с1а'-з1з, Уа-шш-с1а-йа'-з18, Уо-попе-йа'-813, Уа-пип-па'-гаЬз.
В этих примерах сходство названий большее, чем обычно. При переходе этих имен из бесписьменных ирокезских диалектов в наш язык они много теряют в своем звучании и силе их ударений. Поэтому трудно судить по этим образцам о самом языке. Нельзя быть уверенным и в том, что при записи этих слов достигалась полная точность. В самом деле, с помощью наших букв невозможно передать манеру и различные комбинации, в которых употребляются многие из их основных звуков. Но они точны постольку, поскольку частое повторение каждого названия самими индейцами давало возможность автору выделить звуки каждого слога вместе с тщательной провер-
2 ЗаказКа 2548 33
кой всей системы звуков. В Приложении I имеется схема, содержащая все названия, приведенные на карте; они размещены по графствам, и указано значение каждого из них. Так как границы графств отмечены на карте пунктиром, то легко будет навести справку по любой местности. Тропы С\7Уа~а-§;луеп'-пе-уиЬ), или большие тракты, проложенные нашими предшественниками, также отмечены на карте. Среди них можно найти Великую срединную тропу от района Ол-бани до района Буффало, которая прослеживается детально от пункта до пункта на всем ее протяжении.
Остается отметить происхождение и значение названий некоторых наций. После образования Лиги ирокезы назвали себя ходеносауни, что означает «народ Длинного дома». Название возникло в связи с тем, что они уподобляли свою конфедерацию длинному дому, имеющему перегородки и отдельные огни (согласно их старинному способу постройки домов), внутри которого жило под общей крышей несколько наций. Между собой они никогда не употребляли никакого другого имени. Разнообразные названия, даваемые им в различные периоды, были совершенно случайны; ни одно из них они никогда сами не признавали.
Сенека называли себя Нундэйваоно (1Ч1ш-с1а-\\'а'о-по), что означает «народ великого холма». ЗЧип-йа-хуа'-о, корень слова, означает «великий холм», а конечные слоги — о-по — выражают идею «народа». Таково было название их старейшего селении, расположенного на холме у верхнего края оз. Канандейгуа, близ Нейплса, где, согласно сказанию сенека, они вышли из-под земли.
Гвэюгвэхоно (Оие'-и-^\уеп-о-по), имя кайюга, означает «народ на ненадежной земле», корень слова буквально значит «обманчивая земля». Это, несомненно, относится к болоту у нижнего конца оз. Кейюга, близ которого, по всей вероятности, было основано их первое поселение.
Онундага (О-шш-йа'-ёа), слово, от которого произошло имя онон-дага, означает «на холмах»; отсюда имя, данное ими самим себе, Онундагаоно (0-пип-(1а"-§а-о-по), переводится «народ на холмах». Из высказываний различных авторов явствует, что их главное селение в эпоху их открытия находилось на одном из холмов, возвышавшихся над долиной Онондога.
Онейда так долго обозначались как «народ камня», что, пожалуй, рискованно предлагать замену Онэйотека (0-па-уо1е'-Ьа), однако корень, от которого происходит их имя, означает не только «камень», но и один из видов его, известный нам как гранит. На диалекте сенека он означает именно эту горную породу, отсюда правильность буквального перевода их племенного имени Онэйётекаоно (0-па-уоЬе'-1са-о-по), «народ гранита»3.
Существует сомнение относительно значения имени могауков Ганеагэйоно (Са'-пе-а'-§а-о-по), на основании того факта, что оней-да, онондага и сенека утеряли его значение. Но могауки переводят
3 Говорят, что подлинный камень онейда, находящийся сейчас на кладби-же в Ютике, представляет собой гранитный валун.
корень этого слова как «обладатель кремня», не будучи в состоянии дать какие-либо дальнейшие разъяснения. Следует отметить, однако, что слово в том виде, как оно дано ими (Оа-пе-§а-Ьа'-§а), имеет на один слог больше, чем соответствующее слово в языке сенека, что может свидетельствовать об утере его значения. В отчете, перечисляющем наши индейские племена, приписываемом де Жонкэру, есть место, имеющее отношение к этому вопросу: «У могауков эмблемой их селения являются сталь и кремень»". Обладание такой новинкой могло быть достаточным в прежние дни, чтобы изменить название не только селения, но также и нации.
Имя тускарора Дусгэйовэх (Виз-§а-о'-\\'еп), переводящееся как «народ, носящий рубашки», было именем, принятым перед их переселением из Каролины и после начала сношений с белыми. Все предшествующие имена для сохранения единообразия даны на наречии сенека, так как не только окончания, но и самые корни различны в отдельных наречиях.
Географические названия, направления троп и местоположения селений ирокезов будут более подробно рассмотрены в одной из следующих глав.
ГЛАВА III
Интерес к нашим предшественникам. — Охотничья стадия.
— Непостоянство ее институтов. — Происхождение Лиги.
— Сахемства. — Наследственные звания. — Совет Лиги. —
Равенство сахемов.—Вожди.—Военные предводители.—
Влияние народа. — Единство расы
Социальная история и политическая деятельность индейцев окутываются мраком так же быстро, как исчезают в лесу их следы под осенними листьями. Нация за нацией, раса за расой появлялись и шли они к своей гибели, и ни первые, ни последние из них не могли ни объяснить своего происхождения, ни сосчитать годы своего существования.
Полная недостоверность сведений об индейских расах сменяется некоторой надеждой, когда мы обращаемся к ирокезам, последним из тех, кто господствовал на территориях, на которых был воздвигнут Нью-Йорк. Мы находимся с ними во многих своеобразных взаимоотношениях. Их расцвет происходил одновременно с ранним заселением нашего штата, а события их упадка переплелись с гражданской жизнью нашего штата; и, утратив в конце концов свой суверенитет, они из правителей страны превратились в зависимые нации, живущие под покровительством вытеснившего их правительства.
Ирокезам по общему согласию отводится самое высокое положение среди индейских рас континента, находившихся на охотничьей
и Бое. Шз*. N. У., уо!. 1, с. 22.
2* 35
стадии. Они не имели себе равных ни в законодательстве, ни в красноречии, ни в выносливости, ни в военной проницательности. «Ни жуткое одиночество в глуши, ни недоступное убежище на холодном севере» не были преградой для их храбрости и отваги. Пространство не давало укрытия, расстояние не могло защитить от военных отрядов ирокезов, достигавших холмов Новой Англии и склонов Аллеганских гор, прерий Миссисипи и лесов Теннесси. В создании Лиги, преследовавшей двойную цель — укрепление силы и обеспечение мира,— благоприятно проявились их способность к гражданской организации я их мудрость в законодательстве. Во время роста могущества ирокезов, с начала XVII до середины XVIII столетий, среди них выделилась группа ораторов и вождей, не имевших себе равных среди краснокожих ни в красноречии на советах, ни в мужестве на войне. Одним словом, Лига ирокезов была проявлением наивысшего развития индейца, когда-либо достигавшегося им на охотничьей стадии.
Ряд обстоятельств придают истории Лиги неизменный интерес. Анализ ее гражданских и домашних институтов выявляет все элементы индейского общества и индейской жизни повсюду в нашей республике. Благодаря более развитому законодательству ирокезов и возросшей весомости и разнообразию дел, входивших в компетенцию Лиги, у них индейский характер проявился полнее, чем у любой другой расы, за исключением ацтеков. В их институтах воплощены цель и сущность учреждений всей индейской семьи. Однако, в то время как сведения.о политических событиях старательно собирались и систематизировались, созданное ими управление, социальные узлы, которые их объединяли, побуждения и сдерживающие начала, оказывавшие на них влияние, едва ли когда-либо были темой исследования и никогда еще углубленно не изучались. Лига ирокезов, расчлененная и разбитая, и в сумерках своего существования все еще стремится к единству, связываемому обрывками той нравственной веры, которую не могли разрушить ни политические невзго-ды, ни истекшие годы. Существуют какие-то причины данного явления, которые один лишь союз наций объяснить не может и которые истории до сих пор не удавалось постигнуть. Целью настоящей работы является не изложение политических событий, а исследование структуры и духа управления, а также сущности учреждений, при которых и благодаря которым получились данные исторические результаты.
Приступая к исследованию такой темы, как индейская организация;'мы сталкиваемся с некоторыми общими положениями, требующими внимания и предварительных размышлений. Благодаря созданию общества и правительства человечество подпадает в значительной степени под влияние общественных отношений, и его прогресс, как установлено, точно соответствует мудрости учреждений, при которых развивался его разум. Страсть краснокожего к охотничьей жизни оказалась слишком глубоко укоренившейся, чтобы быть регулируемой усилиями законодательства. Его правительство, если бы таковое попытались создать, должно было бы сообразоваться
с этим непреодолимым стремлением его разума, с этим врожденным чувством — иначе им бы пренебрегли. Действие этого могучего начала приковывает племена Северной Америки к их первобытному состоянию. Другим следствием этого начала, еще более роковым для политического преуспеяния, является постоянное дробление первоначальных стволов насельников континента, препятствовавшее возрастанию численности и мощи любой расы или нации. Всякий раз, как охотничья территория становилась слишком густо заселенной, чтобы обеспечить легкое пропитание живущих на ней, какая-то группа под предводительством любимого вождя отделялась, подобно рою, от материнского улья, уходя на поиски нового местообитания, и с течением времени становилась независимой. В этом настоящая причина того, что красная раса никогда но возвысилась и не может возвыситься над своим современным уровнем. Небольшое число первоначальных стволов, бесконечное число независимых племен и их прошлая история подтверждают правильность этого положения.
Очевидно, основатели Лиги сознавали ослабляющее действие этого постоянного дробления и пытались путем противоположного принципа — объединения — преодолеть это зло. Они стремились объединить расу такой системой отношений, на основе естественного распространения которой возникла бы индейская империя, способная по своему размаху господствовать над окружающими нациями и тем самым положить конец постоянным войнам. Мы должны поэтому считать незаурядным достижением тот факт, что ирокезские законодатели объединили обособленные племена и независимые нации и установили между этими нациями совершенный и гармоничный союз. Кроме того, путем еще большего усиления законодательной деятельности им удалось так построить свою конфедерацию, что как политическая структура, сложившаяся из самостоятельных частей, она была приспособлена к охотничьему состоянию и все же содержала элементы сильной власти.
Еще одной своеобразной чертой индейских организаций является то, что их упадок и кружение внезапны и обычно происходят одновременно. Грубый толчок извне или изнутри легко нарушает их взаимоотношения, и, вновь отброшенная назад, к доминирующему чувству индейской жизни •— охотничьей страсти, могущественная нация быстро распадается на множество обломков, растворяется и забывается в неразличимой массе меньших племен. Но Лига ирокезов подверглась еще более суровому испытанию. Она пала перед саксонской, а не индейской расой. Если бы Лига была предоставлена самой себе и противостояла бы давлению окружающих наций, ведущих, подобно самим ирокезам, охотничий образ жизни, то есть основание полагать, что она просуществовала бы века и, возможно, преодолев охотничью страсть, произвела бы цивилизацию путем самобытного и спонтанного развития ".
Своеобразной особенностью характера индейца является то, что он не стремится увековечить себя в памяти отдаленных поколений с помощью монументальных надписей или сооружений, возводимых
Рис. 2. Головной убор (§08-1о'-№еЬ) |
Рис. 3. Ожерелье (§а-с!е-и8-Ъа) |
благодаря искусству и трудолюбию человека. Ирокезы исчезли бы, не оставив никакого следа, ни единого памятника после себя, если бы им самим было вверено сохранение их имен и деяний. Бесписьменный язык, народ без города, правительство без летописей так же неуловимы,как олень и дикая птица, лесные сожители индейца. С уходом человека исчезает всякий след индейского господства. Индеец оставляет лишь наконечник стрелы на склоне холма, достойную эмблему его занятий, примитивную курительную трубку и еще более примитивный сосуд, погребенные возле его костей,— одновременно свидетельство его суеверия и доказательство его существования. Если бы у индейца было честолюбивое стремление к бессмертию, он скорее бы вверил свою силу неписаной памяти своего племени и расы, чем надписям на столбах в его родной стране, или другому памятнику, более прочному, чем медь, который не смогут разрушить ни опустошающий дождь, ни бушующий ветер, ни бег времен а.
а Сравните переживания Перикла с переживаниями Горация:
ХОС1 00
«%•»] теар ехяатш т^ ч иф.-/](; т| той Ёр-ро Ь^ситатса. (ТЪисуй. 1ЛЬ 2, с. 43)16.
топшпеШипа аеге регепшиз, дие в!ги ругатхйит аШиз; 1 поп 4тЬег ейах, поп АдиПо 1тро1епз РоззИ (Игиеге, аи! тпитегаЪПез Аппогит зепез, е! {и^а 1етрогшп (Ног., ЫЬ. 3, 0<1е 30)1в.
Так как эта раса должна всегда фигурировать на начальных страницах истории нашей страны и должно быть высказано какое-то суждение о ней, то нашим долгом мы считаем изучить ее управление и институты и записать с беспристрастием ее политические деяния; иначе, помимо того что мы потушили ее огни совета, мы подвергли бы память о ней как о народе несправедливому и незаслуженному осуждению.