V - 1-ая половина iv в. до н.э.
Демокрит (≈ 460-370 г. до н.э.) предпринимает одну из первых попыток рассмотреть возникновение человека и общества как часть естественного процесса мирового развития. Люди постепенно под влиянием нужды, опыта... приобрели все знания, необходимые для общественной жизни. Важно единение граждан и их взаимопомощь. Гражданская война -бедствие для обеих враждующих сторон. «Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, настолько свобода лучше рабства».
Демокрит приветствовал и аристократию духа «Глупцам лучше повиноваться, чем повелевать. По самой природе управлять свойственно лучшему». «Не следует мудрецу повиноваться законам, но (должно) жить свободно».
Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов (V в. до н.э.) «Золотой век», «век Перикла» (одного из вождей демократии). «Софос» (мудрый). Софисты обучали искусству спорить, выступать в суде и народном собрании. Позже слово «софист» ассоциировалось с нечестным ведением спора (с использованием уловок). Софисты развивали разные политико-правовые взгляды. Обычно их: разделяют на два поколения: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Большинство старших софистов придерживалось в целом демократических воззрений. Среди младших встречалось не мало приверженцев аристократии-»тирания.
Протагор (481- 411гг. до н.э.). Его основное положение: «Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют» (общепризнанной истины нет, носителем знаний и справедливости является не толькомудрец, но и каждый отдельный человек. Правомерен демократический строй). По версии Протагора дары Прометея (огонь, знание), и Зевса («стыд и правда», умение житьеоо6ща) достались всем людям. В управлении государством могут участвовать все граждане;
Горгий (≈ 483-375гг. до н.э.) - развивал представления об относительности морали (для мужчины и женщины, свободного и раба, для каждого возраста, конкретного дела...). Позднее это назвали этическим релятивизмом. Одновременно Горгий превозносил благо мира, который является «другом всего прекрасного и хорошего» (См.: «Олимпийская речь» 408г. до н.э., Пелопоннесская война).
Гиппий из Элиды (460-400 гг. до н.э.) - первым из софистов в духе естественно-правового учения резко противопоставил природу (фюсис) и полисный закон (номос). Природа (истинное) противостоит искусственному, ошибочному, т.е. полисному закону. «Закон, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе». В то же время Гиппий под законом понимал «то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что должно делать и от чего надо воздерживаться».
Антифонт (≈ 400г. до н.э.) отмечал, что неравенство людей проистекает из человеческих законов, а не из природы. По природе мы все во всех отношениях равны, притом (одинаково) и варвары, и эллины. Здесь уместно обратить внимание на то, что у всех людей нужды от природы одинаковы».
Один из младших софистов Алкидамант заявлял, что «бог сделал всех свободными, природа никого не сделала рабом» (но это не осуждение рабства, а полемический выпад против аристократических теорий, в которых рабство обосновывается ссылками на природу).
Видимо, наиболее знаменитым из младших софистов был Фрасимах из Халкедона. Он отмечая, что политика- это область проявления человеческих интересов, а не божественного действования. Понятие «сильнейшие» одинаково характеризует правителей всех форм. «Справедливость, утверждаю я, это то, что пригодно сильнейшему».
Сторонником аристократического правления был Калликл, считая, что по природе лучший выше худшего. «По-моему, законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы, расточая и похвалы и порицания».
Принципиальным критиком софистов был Сократ (469-399гг. до н.э.). Уже при жизни он был признан дельфийской пифией мудрейшим из всех людей. Обсуждение морально-политической проблематики Сократ поднял на уровень дефиниций. Тем самым закладывались начала собственно теоретического исследования. Сократ считал, что и естественное право и закон полиса восходят к разумному началу. С помощью понятийного подхода он пришел к выводу о тождестве разумного, справедливого и законного. Сократ был принципиальным сторонником законности. Он отрицательно относился к «крайней» демократии в родных Афинах, при господстве которой последовало поражение от Спарты. Сократ говорил, что если невозможно исполнять «установления предков», то, по крайней мере, следует подражать «тем, которые в настоящее время считаются первыми», т.е. аристократической Спарте.
«Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править». Подобный политический идеал правления знающих критически расходился с принципами, как демократии, так и родовой аристократии, олигархии и тирании. Особо резко Сократ критиковал тиранию.
В 399г. до н.э. видные деятели вернувшейся к власти демократии выдвинули против 70-летнего Сократа обвинение в безбожии, нарушении отечественных законов и развращении малолетних умов. Осужденный на смерть (чаша с ядом) Сократ остался верен своим принципам: не нарушать законов, не отвечать несправедливостью на несправедливость - и отказался от подготовленного его друзьями побега из тюрьмы.
После смерти Сократа многие его ученики покинули Афины. Среди них был и представитель знатного афинского рода Платон (427-347гг. до н.э.). Он много путешествовал и вернулся в Афины в Э87г. до н.э., приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа. Платон основал свою знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Сама Академия просуществовала почти целое тысячелетие (до 529г. н.э.). На протяжении жизни воззрения Платона менялись, но, в целом, он рассматривается как родоначальник философии объективного идеализма.
«Пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом бог, гораздо более чем какой-либо человек, вопреки утверждению некоторых».
Диалоги и письма Платона, написанные после создания Академии, относятся к зрелым произведениям мыслителя. Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона: «Государство» и «Законы». В диалоге «Государство» идеальный государственный строй рассматривается по аналогии с космосом и человеческой душой. Разумному началу души соответствуют правители-философы, яростному началу - воины, вожделеющему - земледельцы и ремесленники. «Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость». «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать.., до тех пор государствам не избавиться от зол». По поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько.
Для сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает общность имущества и быта. «Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий». Денег у стражей нет; существует общность жен и детей. Прообразом идеального государственного строя послужила аристократическая Спарта. (Хрестоматия. С. 36, 43, 45-51. (комментарии)
Диалог «Законы» является последним сочинением Платона. Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реализовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего государства. В «Законах» Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.
ЕА. Воротилин выделяет четыре основных отличия диалога «Законы» от диалога «Государство»:
1.Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов, устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Каждый гражданин на правах владения получает земельный надел и дом. На другие виды имущества возможна частная собственность. Для удобства расчетов предусматривается точное число граждан - 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладают.
2. Деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права приобретаются в зависимости от размеров имущества. (4 класса).
З. В диалоге «Государство» рабы лишь упоминаются. Во «втором по достоинству» государстве «земледелие предоставлено рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве».
4. Платон подробно описывает организацию государственной власти и законы наилучшего строя. Здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми.
Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся - демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. На сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государственных органов тайное «ночное собрание», в которое входят 10 самых мудрых и престарелых стражей и другие лица. Им вручается верховная власть в государстве. Все обязаны действовать в точном соответствии с законами, но 10-ть из «ночного собрания» причастны к божественной истине и в этом смысле стоят над законом. Платон не мог по своим идейным соображениям допустить верховенство закона над религиозной моралью.
Следует избегать модернизации взглядов Платона на мораль, закон. Например, в диалоге «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Но в данном случае под законом понимается совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенной цитате речь идет о подчинений правителей установлениям легендарного Кроноса.
В то же время в диалоге «Политик» Платон выделил формы государства, основанные на законе: монархия, аристократия, демократия. Вопреки существующим в них законам и обычаям управляются тирания, олигархия, извращенная демократия. Но все эти формы правления являются отступлениями от идеального государства, где политик единолично осуществляет власть, «руководствуясь знанием».
Политико-правовая доктрина Платона была нацелена на консервацию полиса как формы государственного устройства. \
Дальнейшее развитие античной политико-правовой мысли связано с именем Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда его второе имя - Стагирит). Юношей он отправился в Афины; учился, а затем преподавал в академии Платона. После смерти учителя Аристотель много путешествовал, а в 342 - 340 гг. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра. Вернувшись в Афины, он открыл собственную философскую школу - Ликей. Политико-правовые взгляды Аристотеля изложены в трактатах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития» и др. Ему принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг - истина». Философские воззрения Аристотеля формировались в полемике с учителем. Он считал, что Платон глубоко заблуждался, допустив существование особого мира идей или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, препятствовавшим развитию естественнонаучных знаний, Аристотель приступил к созданию системы идеалистической метафизики. Положение о предустановленных в природе целях составило методологическую основу политико-правовой теории Аристотеля. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие от природы. Уже самой методологией исследования государства и права эта концепция была направлена против демократических исследований Протагора и других софистов.
Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению (семья, род, государство). «Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть на лицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни» По Аристотелю, государство - это - «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Под людьми подразумеваются только свободные граждане греческих полисов. «Варвар и раб по природе своей понятия тождественные». Рабство установлено природой.
Частная собственность у Аристотеля так же установлена природой (спор с Платоном). «Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе». «Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим».
Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. К правильным государствам он относил монархию, аристократию, политию; к неправильным - тиранию, олигархию и демократию.
Симпатии Аристотеля - на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии. При политии предусматривалась собственность средних размеров. «Законодатель должен при создании того или иного государственного устройства постоянно привлекать к себе средних граждан». Экономику как умение правильно вести хозяйство Аристотель противопоставляет хрематистике, или искусству накопления ради наживы.
Помимо ограничения размеров собственности предусматриваются совместные мероприятия для обеспечения солидарности зажиточных граждан и свободной бедноты (совместные трапезы и др.). «Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею - общим».
В политии власть «сосредотачивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет». Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Политически этот строй характеризуется сочетанием демократических и олигархических методов осуществления власти. В связи с этим Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Принципом уравнивающей справедливости является «арифметическая пропорция», она затрагивает отношения обмена, возмещения ущерба, назначение наказаний за имущественные и некоторые другие преступления. Закон при этом «обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными во всем». Напротив, при распределяющей справедливости учитывается положение человека в обществе. Ее принципом служит «геометрическая пропорция» - воздаяние по достоинству и заслугам. Применяется распределяющая справедливость в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства. Скажем, если ударит начальник, то ответный удар наносить не следует, если же ударят начальника, то следует не только ударить, но и подвергнуть каре.
Право, по Аристотелю, отождествляется с политической справедливостью, подчеркивается его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. Поэтому право отсутствует в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти.
Политическое право Аристотель делит на естественное и условное (волеустановленное). «Что касается политического права, то оно частью естественное, частью условное. Естественное право — то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено (это безразличие прекращается)». Вспомним, что у софистов различие между естественным правом (по природе) и условным (полисными законами) означало даже их противопоставление. Своеобразие позиции Аристотеля обусловлено тем, что под «природой» он в вопросе права имеет в виду политическую природу человека. Под условным правом подразумевается все то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. Под условным правом понимаются как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право (предписания семьям, рабство, частная собственность, война с варварами...) стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. По Аристотелю постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова. «Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов».
Направленная против учений рабовладельческой демократии, концепция Аристотеля была призвана умалить значение писаных законов, подчинить их нормам обычного права и предустановленной в природе справедливости.
Политико-правовая теория Аристотеля суммировала развитие взглядов землевладельческой аристократии в Древней Греции.