Ренесансные черты в архитектуре беларуси втор половина 16- перв половина 17 вв.

Архитектура Основные архитектурные стили XVI – первой половины XVII в. ренессанс барокко белорусское барокко

18. Архитектура В архитектуре XVI в. набирал силу стиль ренессанс. Он отличался ком- пактностью объёмов и скромностью декора. Примером является каль- винистская церковь в Сморгони. Кальвинистская церковь в Сморгони. Современный вид

19. Архитектура Ренессансные здания часто сох- раняли прежние оборонитель- ные элементы. В частности Зас- лавский кальвинистский сбор размещён на месте древнего замка - на высоком холме, окру- жённом рвом и валом с четырь- мя земляными бастионами. Заславский кальвинистский сбор. Современный вид

20. Архитектура В этом стиле в конце XVI в. был перестроен замок в местечке Мир. Мир- ский дворцово-замковый комплекс начали возводить магнаты Ильини- чи в 1520-е гг. Его оборонительная система с тремя уровнями для веде- ния боя была уже приспособлена к огнестрельному оружию и пушкам. Особенно впечатляет его празднично-торжественное декоративное оформление, построенное на контрасте красного цвета стен и белых оштукатуренных ниш. Внешне похожие, все пять башен замка имеют индивидуальное решение. Мирский замок. Современный вид

21. Архитектура Под влиянием Контрреформации на белорусских землях стал распрост- раняться новый архитектурный стиль - барокко. Первым его образцом стал Несвижский костёл Божьего тела построенный итальянским архи- тектором Яном (Джованни) Марией Бернардони в 1587-1593 гг. Костёл стал также фамильной усыпальницей для магнатов Радзивиллов. Несвижский костёл Божьего Тела. Современный вид

22. Архитектура Архитектурные формы барокко, заимствованные из Италии, были до- полнены местными строительными приёмами. Сложилось своеобраз- ное белорусское барокко. Примером его является костёл бригитского монастыря в Гродно. Храм был построен в с 1634-1642 гг. Костёл бригитского монастыря в Гродно. Современный вид

37. Храмы оборонного типа. Особенности, черты и системы декоративного оформления храмов.

Развитие архитектуры

конец XVI—первой половины XVII вв

С начала XVI в. Европа переживала период религиозных волнений, вызванных активным движением Реформации. Идеи Лютера и Кальвина, направленные против догматов католической церкви, стали его основой и вызвали появление протестантизма. Во второй четверти XVI в. идеи Реформации приходят и на белорусские земли, достигнув апогея в 60-х гг. Представители многих крупных магнатских родов Великого княжества Литовского, чтобы идеологически закрепить свою независимость, стали активными сторонниками протестантской веры и инициаторами строительства новых храмов.

Наиболее ранним каменным протестантским храмом в Беларуси стал Кальвинский сабор в Заславле (Минский район; в настоящее время — православная Спасо-Преображенская церковь). Он был заложен в 1577 г. по приказу князя Яна Глебовича в центре замковых укреплений.

Конструкция храма без алтарной апсиды обусловлена особенностями протестантской религии, отрицающей все религиозные таинства, кроме крещения и причастия, что, в свою очередь, отрицает и необходимость алтаря как сакрального места для священника.

Монолитность и строгую гармонию архитектурных форм здания подчеркивает скромный ренессансный декор в виде рустованных пилястров и арочного пояса, расположенного в верхней части стен по периметру храма.

В 1569 г. в Люблине было подписано соглашение о государственно-политическом союзе Великого княжества Литовского и Польского королевства, в соответствии с которым образовалось новое федеративное государство — Речь Посполитая. Оно находилось под властью одного правителя — польского короля и великого князя литовского с общим органом законодательной власти — сеймом, единой внешней политикой и денежной единицей.

Изменения в структуре государственного строя привели к существенным изменениям и в религиозной сфере жизни страны. К моменту объединения единственной религией Польши было католичество. А в Великом княжестве Литовском бытовали три христианские конфессии: православие, католичество и протестантизм. После заключения в 1596 г. церковной Брестской унии к ним присоединилась и греко-католическая униатская церковь, которая сохраняла православную обрядность, церковно-славянский язык богослужения, юлианский календарь, традиционные праздники, но признавала главенство Папы Римского и католическое вероучение.

Подобной религиозной ситуации не было ни в одном другом европейском государстве. Однако вскоре после образования Речи Посполитой при поддержке королевской власти католическая церковь начала активную борьбу за религиозно-политическое лидерство в стране.

В год заключения Люблинской унии в Великом княжестве Литовском появился орден иезуитов, созданный в Риме в 1534 г. с целью восстановления могущества и господства католической церкви. Свое основное внимание иезуиты направили на миссионерскую и культурно-образовательную деятельность. С орденом иезуитов связано появление в белорусской архитектуре и искусстве нового европейского художественного стиля — барокко.

Первым примером барочной архитектуры в Беларуси стал иезуитский костёл Божьего Тела в Несвиже (Минская область), возведенный в 1584 — 1593 гг. по проекту итальянского архитектора, монаха-иезуита Джованни Марии Бернардони. Инициатором строительства являлся несвижский князь Николай VIII Криштоф Радзивилл Сиротка.

Несвижский костел строили по образцу римского храма Иль Джезу — первого европейского барочного храма, главного храма иезуитов. Вместе с тем белорусский костел имеет ряд отличий от итальянского прототипа: в общей композиции — боковые граненые капеллы прилегают к основному объему, декоративное оформление главного фасада упрощено, более детально разработаны боковые фасады, а высоко вздымающийся купол и по сей день формирует силуэтную панораму города.

Несвижский костел — пример первой в белорусской архитектуре трехнефной крестово-купольной базилики с планом в виде вытянутого («латинского») креста и безбашенным фасадом. Главный фасад закрывает все остальные части сооружения, поэтому объемно-пространственная структура здания раскрывается постепенно, а это важный принцип барочной композиции.

Постепенно новый художественный стиль вошел в жизнь представителей разных христианских конфессий и фактически определил культуру Беларуси XVII — XVIII вв.

В сооружениях раннего барокко классические итальянские барочные формы и приемы упрощаются, они приспосабливаются к местным условиям и историко-культурным традициям, кроме того, наряду с барочными элементами нередко проступают черты византийской, романской или готической архитектуры: массивность конструкций, преобладание массы над пространством, многогранные формы алтарных апсид и др.

Наиболее ранний памятник такого типа — костeл Oбретения Святого Kреста ордена бернардинцев в Гродно (1595 — 1618 гг.). В его архитектуре отражено несколько периодов строительства храма. Наиболее древняя алтарная часть — полукруглая апсида, более низкая, чем сама базилика, со стрельчатыми оконными проемами с витражами, со стенами, укрепленными ступенчатыми контрфорсами, — несет на себе отпечаток готического стиля. Главный фасад храма, богато декорированный пилястрами и арочными нишами, с криволинейным силуэтом верхнего яруса выполнен как самостоятельный элемент конструкции в духе раннего барокко

Однако в отличие от несвижского костела гродненский храм не имеет ни поперечного нефа — трансепта, ни купола. Своеобразным продолжением фасада храма воспринимается башня-колокольня.

Строительство безбашенных базиликальных костелов продолжалось почти до второй половины XVII в. Однако уже во второй четверти столетия начинают активно возводить храмы с двухбашенным главным фасадом. Именно такой тип становится наиболее характерным для архитектуры белорусского барокко, а художественное решение главного фасада с двумя башнями по сторонам — одной из его главных особенностей. Считается, что истоки подобной композиционной структуры фасадов восходят к оборонительным сооружениям белорусской готики. Утратив свою оборонительную функцию, башни акцентировали главный фасад и поддерживали свойственную барочному стилю динамику архитектурных масс, при которой башенные вертикали являлись логичными завершающими элементами.

Один из лучших ранних памятников данной группы — костeл Благовещения ордена бригиток в Гродно — однонефный, с полукруглым алтарным завершением, вписанным в общий прямоугольный план здания. Он был построен в 1634 — 1642 гг. по инициативе Криштофа Веселовского, маршалка ВКЛ и его жены Александры. Главный двухбашенный фасад храма, больший по ширине, чем основной объем сооружения, решен по-барочному пышно и декоративно. Башни имеют лишь один ярус и не возвышаются над фронтоном, что придает фасаду тектоническую целостность и завершенность.

По-настоящему уникальный памятник ранней барочной архитектуры Беларуси — Петропавловская (Екатерининская) церковь в Минске, построенная в 1612 — 1630 гг. В ее облике нашли отражение те весьма непростые условия, в которых оказалась православная церковь после заключения Люблинской и Брестской уний. О существенном давлении на православное население Великого княжества Литовского рассказывают многие исторические документы.

Одним из его проявлений была передача православных храмов униатскому духовенству, а также резкое сокращение, а с 1623 г. и практически полный запрет нового строительства православных церквей. Поэтому памятники православной каменной культовой архитектуры данного периода в каждом отдельном случае представляют собой уникальное явление.

В 1611 г. землю под строительство православного монастыря и церкви св. Петра и Павла пожертвовала Авдотья Друцкая-Горская. Строительство было активно поддержано жителями Минска, однако в сентябре 1612 г. городские власти, ссылаясь на королевский указ, под угрозой значительного штрафа его запретили. После смерти короля Сигизмунда III православные депутаты, приехавшие на сейм, решительно заявили, что не примут участия в выборах нового короля, пока не будут удовлетворены их требования относительно свободы вероисповедания.

Итогом стали утвержденные в 1632 г. «Статьи для успокоения народа русского греческой религии», которые вновь разрешали строительство православных храмов, но по образцу костелов. Возможно, именно по этой причине возведенная из камня в 20 — 30-х гг. XVII в. Петропавловская церковь получила барочный двухбашенный фасад, разделенный карнизами на высоте перекрытия нефов.

Если в храмах раннего барокко башни на главном фасаде трактовались как цельные объемы, то памятники архитектуры белорусского раннего и позднего барокко дают примеры их более сложной, динамичной и художественно выразительной конструкции — ярусной, с постепенным уменьшением в высоту.

Виленское барокко.

Ви́ленское баро́кко — условное название позднего этапа развития стиля барокко в храмовой архитектуре Римско-католической церкви в Речи Посполитой, в том числе на территории распространения Брестской церковной унии[1]. Архитектурно-художественная система виленского барокко получила распространение во второй половине XVIII века благодаря деятельности выпускников архитектурного отделения Виленского университета и наибольшая концентрация памятников этой ветви барокко сосредоточенa в Вильнюсе.[2]

Костёл Святых Иоаннов в Вильнюсе

У истоков виленского барокко стоял архитектор Ян Кристоф Глаубиц (ум. 1767), который, перестраивая существующие и проектируя новые храмы столицы ВКЛ, черпал вдохновение[источник не указан 155 дней] в современных постройках Австрии и Баварии. Много общего[источник не указан 155 дней] с памятниками виленского барокко имеют польские постройки Паоло Фонтана (например, собор Винницы). Особенную популярность[источник не указан 155 дней] стиль получил и среди греко-католиков; отсюда его второе название[источник не указан 155 дней] — униатское барокко. Примерами виленского барокко могут служить:

Список примеров в этой статье или её разделе не основывается на авторитетных источниках непосредственно о предмете статьи или её раздела.

Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, содержащие данные элементы списка как примеры. В противном случае раздел может быть удалён.

в Вильнюсе

Костёл Пресвятой Девы Марии Утешительницы (Августинцев)

Костёл Св. Екатерины. По проекту Иоганна Кристофа Глаубица, в 1741—1743 построен фронтон и верхние ярусы двух колоколен костёла, в 1746 году реконструирована капелла.

Костёл Святого Казимира - перестроен, снесены башни

Костёл Вознесения Господня (Миссионеров). Иконические башни костёла миссионеров надстроены в 1750—1756 по проекту Иоганна Кристофа Глаубица.

Костёл Св. Троицы (Тринаполь)

Костёл Обретения Святого Креста (Кальварийский)

Костёл Господа Иисуса

Костёл Св. Креста (Бонифратров)

Костёл Св. Архангела Рафаила

Костёл Всех Святых

Костёл Святого Духа

Костёл Св. Иоаннов. Главный западный фасад и восточный фронтон костёла Святых Иоаннов (1738—1748) по проекту Иоганна Кристофа Глаубица, в интерьере был сооружён уникальный ансамбль из 23 алтарей в стиле барокко (сохранилось 10 алтарей).

Костёл Сердца Иисуса (Визиток)

Костёл Св. Якова и Филиппа

Церковь и монастырь Святого Духа - экстерьер перестроен

Никольская церковь- экстерьер реконструирован

Костёл Св. Георгия

Интерьеры Евангелико-лютеранский костёла по проекту Иоганна Кристофа Глаубица.

Ворота монастыря Базилианов построены в 1761 г. по проекту Иоганна Кристофа Глаубица. Предполагается также, что Глаубиц в 1750 году возвёл две грациозные боковые башни при восточного фасада церкви Святой Троицы и в 1760—1763 годах на прежнем фундаменте построил здания монастыря, восстановил часовню Скуминов.

Наши рекомендации