Г. ноября 18. €

Мы, нижеподписавшиеся крестьяне общества Кумолова, 16 ноября сего 1905 г., собравшись на общий сход для обсуждения своего эконо­мического и правового положения и руководствуясь тем, что все русские люди, какие бы они должности ни занимали, хлопочут об улучшении своего житья-бытья и что всем поданным России монаршею волею предоставлено право открыто заявлять о своих нуждах, — единогласно постановили: представить свои нужды и нужды всего населения России в Совет министров в полной уверенности, что наш голос, голос забитого и обездоленного мужика-пахаря, будет услышан и принят при проведении в жизнь новых, предначертанных рукою монарха реформ.

Бедность наша, доходящая до нищеты, произвол со стороны власть имущих, малоземелье, непосильные налоги, бесправие, невежество и т. д. без конца довели нас, русских пахарей, до отчаяния. Жить так, как мы живем в настоящее время, становится невозможным: голодное семейство своими воплями надрывает наши сердца; тяжелый труд, труд, доходя­щий до изнеможения, и к тому же скудная пища, подтачивает наше здоровье, убивает в нас все человеческое, все жизненное и превращает в рабочих животных, обреченных только есть, множиться и работать до упаду сил.

Нас обвиняют в невежестве, называя медведями, обвиняют также и в пьянстве, но это говорят и обвиняют те, которые не знают нас, не зна­ют и нашей трудовой, будничной жизни. Пусть эти судьи и обвинители пристально вглядятся в нее, пусть прислушаются к голосу обезличенно­го русского народа, тогда им всем, этим обвинителям, стало бы ясно, что при таких крепостнических условиях нашей жизни нам, крестьянам, невозможно и думать о другой жизни, жизни духовной: она не только не может развиваться среди нас, но даже и те зародыши, которые еще

123
в детстве нам заложены в души школою, окончательно вытравливаются постоянными заботами о насущном куске хлеба.

Есть у нас поблизости народная библиотека, но мы не берем книг, не читаем их, но не берем не потому, что не видим пользы от их чтения; нет, а нам некогда, нам недосуг заниматься ими: мы должны, не разгибая спины, работать день и ночь, чтобы кое-как прокормить свою семью и уплатить всевозможные налоги, которыми и так русский мужик-пахарь не обижен.

Мы часто задаем себе вопросы: кто заботится о нас, мужиках, кто подает нам руку помощи? Ответ на это прост — никто! Хотя есть со сто­роны земства маленькая попытка облегчить нашу тяжелую крестьянскую жизнь, но оно, это земство, в одном случае само бессильно, а в другом — все хорошее превращает в зло, произвол, благодаря тому, что проведение в жизнь этого хорошего поручается или местной администрации, или же нашим кулакам, которые смотрят на это как на средство личной наживы, отчего жизнь уезда подвигается вперед черепашьим шагом, тогда как средства тратятся громадные.

Нужды наши, а также нужды всего населения России так велики и разнообразны, что невозможно их всех выразить на бумаге! Постараемся заявить лишь те, без устранения которых невозможно и немыслимо достигнуть мира, тишины и вообще того благополучия нашей дорогой Родины, которого желают и к которому стремятся все ее верные сыны, а в том числе и мы.

1. Ввиду того, что при существующем полицейском и чиновничьем строе государства не могут быть удовлетворены все нужды населения России и чрез это не восстановится благополучие страны, мы считаем необходимым скорейший созыв народных представителей с законода­тельной властью, избранных всем населением страны всеобщим, пря­мым, равным и тайным голосованием, без различия национальностей, пола и вероисповедания, для выработки новых основных законов страны в интересах трудящихся классов.

2. Признавая площадь крестьянского землевладения вообще, и на­шу в частности, недостаточной, мы требуем передачи удельных, кабинет­ских, монастырских, церковных и частных владельческих земель в руки народа на основании закона, выработанного выборными от народа.

3. Отмены законов, стесняющих крестьян в распоряжении ими землею.

4. Возвратить сельским обществам те земли, которые отрезаны у крестьян при уничтожении крепостного права и служат для помещиков орудием их закрепощения.

4. Признавая существующую систему обложения податями непра­вильной и несправедливой, мы постановили требовать прекращения всех косвенных налогов и заменить их прогрессивно-подоходным.

* Повтор нумерации в подлиннике.

5. Г. ноября 18. € - student2.ru Предоставления судам прав понижать непомерно высокие аренд­ные платы и объявлять недействительными сделки, имеющие кабальный характер.

6. Для увеличения промыслов нашей страны мы находим необхо­димым объявить все воды Российской империи свободными для рыбной ловли каждому.

7. Ввиду дурных наклонностей существующей полиции и непри­годности ее к исполнениям своих обязанностей, а также и уменьшения частных поборов на их разъезды мы находим своею обязанностью тре­бовать уничтожения этой полиции и возложения забот о поддержании общественного порядка на сельские общества.

8. Требуем также упразднения института земских начальников, как штата вредного и неспособного исполнять своих обязанностей, и передать суд в руки народа.

9. Требуем введения всеобщего обязательного народного образова­ния за счет государства во всех учебных заведениях, как в низших, так и высших.

10. Должностные лица в земские и общественные учреждения долж­ны также избираться на основании всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права из всего местного населения.

11. Уничтожения сословия и полную равноправность всех граждан, независимо от пола, религии и национальности.

12. Введения мелкой земской единицы.

13. Свободы передвижений и свободы всевозможных промыслов.

14. Уничтожения платы священнослужащим за совершения св. та­инств и треб и назначения им жалованья от правительства.

15. Отмены всех существующих пенсий как лицам, состоящим на го­сударственной службе, так и на общественной, и выработать правильную норму вознаграждения.

16. Полной амнистии всем пострадавшим за политические и рели­гиозные убеждения.

17. Неограниченной свободы слова, печати, собраний, сходок, сою­зов и свободы совести.

18. Отмены смертной казни и военных судов.

19. Отмены военного положения и усиленной охраны по всей Рос­сийской империи.

20. Закрытия казенных винных лавок.

21. Улучшения положения русского солдата.

К сему и подписуемся представители деревень...

Следует 12 подписей, из них 6 — женских и приписка:

К сему постановлению единогласно присоединяются и крестьяне.

Арболовского сельского общества.

Представитель Арболовского общества Николай Иванов. Высший подъем революции 1905-1907 гг. Ч. 1. С. 542-544.

№71
1905 г. ноября 20. — Постановление собрания крестьян
8-ми селений (в д. Аксаново) Можайского уезда Московской
губернии

Постановление собрания крестьян селений: Аксинино, Новое Село, Ханево, Авдотьино, Горетово, Перещаново, Бели и Аксаново, состо-явшагося 20 ноября 1905 г., в деревне Аксанове, Можайского уезда. Присутствовало свыше 300 человек обоего пола.

1) Узнав об аресте в Москве семи членов бюро всероссийскаго кре-стьянскаго союза, собрание выражает свое глубокое негодование и про­тест по поводу такого грубого произвола и возмутительнаго нарушения прав гражданина, обещанных манифестом 17 октября 1905 г., усматривая в этом поступке правительства страх перед объединением крестьянства и желание задушить рост крестьянского союза, стремящегося мирным правовым путем удовлетворить нужды народа, и вывести Россию на путь счастья, процветания и свободы, собрание единогласно заявляет, что никакие аресты и преследования не остановят великого и святого дела объединения крестьянства для достижения власти и земли.

2) Собрание требует полной амнистии всем потерпевшим за все, так называемыя, политическия преступления и земельные безпорядки и не­медленной отмены навсегда смертной казни. Довольно крови, довольно казней, да здравствует свобода, да здравствует освободительный союз русских крестьян, городских рабочих, армии и всего русского народа.

В том, что постановление это принято я, сельский староста деревни Аксаново, удостоверяю.

П. Климов /Печать сельского старосты/

Газ. «Сын отечества» 1905. 23 ноября; «Право» 1905. 27 ноября.

№72

1905 г. ноября 20. — Приговор крестьян Дудергофской воло­сти Царскосельского уезда Петербургской губернии в Совет министров

Крестьяне Дудергофской волости Царскосельского уезда, собрав­шись в количестве 114, 20-го ноября 1905 г. по обсуждению своих нужд пришли к следующему заключению:

Правительство России, державшее народ долгие годы в невежестве, нищете и угнетении, привело страну к полному разорению. Собра­ние уверено, что правительство не может внести спокойствие в России и не способно обновить ее, а потому считает необходимым:

1) Сосредоточить верховную власть в руках законодательного со­брания, составленного из представителей народа.

2) Представители в законодательное собрание должны избираться всем населением России, без различия национальностей и религии, всеобщим, равным, прямым голосованием при тайной подаче голосов.

3) Современное земство должно быть преобразовано с предоставле­нием ему более широких прав. Выборы в земство должны производиться на тех же началах, как и в законодательное собрание.

4) Предоставить населению неприкосновенность личности, жили­ща, свободу совести, слова, печати, собраний, союзов и стачек.

5) Уничтожение сословий и полная равноправность всех граждан России.

6) Даровое и обязательное образование, общее и специальное, для всех детей обоего пола.

7) Добавочное наделение землею и лесом крестьян и других лиц, за­нимающихся земледелием и страдающих малоземельем, за счет удельных, государственных, монастырских и частновладельческих земель. Условия надела должны быть определены законодательным собранием.

8) Постепенная отмена всех косвенных налогов и установление прогрессивного налога на доход и наследство.

9) Полная амнистия всем пострадавшим за политические и рели­гиозные убеждения.

10) Отмена военного положения и положения об усиленной охране.

11) Уничтожение в Дудергофской волости навсегда всякой торговли крепкими напитками и, если возможно, также прекращение приготовле­ния и продажи их во всей России.

Собрание постановило разослать эту резолюцию по всем обществам Царскосельского уезда, послать в газеты и Союз союзов38, а также уве­домить о ней графа Витте. Собрание постановило учредить крестьянский союз в Дудергофской волости и первою целью союза поставить привлече­ние новых членов в союз и бойкотирование выборов в государственную думу по существующему положению.

Следует 114 подписей .

Петербургские большевики в период подъема первой русской революции 1905-1907 гг. Сб. мат-в и док-в. Л. 1955. С. 397-398

№73

1905 г. ноября 21 Я*- Приговор крестьян с. Федотьева Спас­ского уезда Рязанской губернии

1905 года, 21 ноября, мы, нижеподписавшиеся, крестьяне 1-го об­щества, бывшие господина Сулимы, Федотьевской волости, Спасского уезда, собравшись 21 ноября на сельский частный сход и обсудив свое тяжелое положение, пришли к следующему заключению, что при общем бюрократическом порядке не могут быть как следует разрешены и наши местные нужды. Для устранения этого непорядка необходимо, чтобы

государством управляли не чиновники, а выборные от всего народа, ко­торые знают народные нужды и как им помочь. Объявленное 6 августа положение о Государственной думе этого не дает, выборы в эту думу производятся неправильно, обставлены таким стеснением, «to трудно попасть в думу лучшим людям. Власть по-прежнему остается в руках чи­новников, и от такой думы пользы для народа не получится. Поговорив между собою, мы единогласно признали следующее:

1. Народных выборных в Государственную думу должен избирать весь народ, все население России, мужчины и женщины, от 20 лет, богатые и бедные на равных правах. Выборы должны быть прямые, чтобы каждый избиратель подавал свой голос за выборного от себя, а не через -йыборщиков, и также закрытой баллотировкой, чтобы голоса подавались безбоязненно и по чистой совести.

2. Наблюдение за правильными выборами следует поручить особо­му комитету, избранному в каждой волости самим народом из достойных доверия лиц. Полиция же, земское начальство и волостное начальство не должны иметь никакого вмешательства в выборы.

3. Народным выборным в Государственную думу должно принадле­жать право обсуждать и утверждать законы, назначать налоги, наблюдать за правильностью государственных расходов; министры же и другие чи­новники обязаны давать им отчет в своих действиях. Кроме народных выборных, никакая власть не может издавать законы. Принятые же на­родными выборными законы никакой другой властью не могут быть отменены.

4. Разделение населения на сословия должно быть уничтожено, нужно установить сословие — «русские граждане», поравнять всех в правах.

5. Волостное правление должно быть изменено. В состав волости должны входить все живущие в ее пределах, и волости должно быть пре­доставлено право облагать сборами для своих надобностей всех жителей, сообразно их доходам. Население волости должно пользоваться полной свободой, как по выбору должностных лиц, так и ведению всех своих общественных дел.

Должность земского начальника, как вредная для народа, должна быть немедленно отменена.

6. Уездное и губернское управления должны находиться в руках земства, избранного тем же правилом, как и народные выборные в Госу­дарственную думу.

7. Для устранения вопиющей нужды в земле, по несправедливости в пользовании ею, необходимо, чтобы были переданы в общую собствен­ность всего народа все земли государственные, удельные, монастырские, церковные и другие, а также и частновладельческие. Условия этой пе­редачи должны быть установлены правильно и свободно избранными х> народными выборными Государственной думы. Земля должна даваться в пользование только тем людям, кто будет обрабатывать ее трудом своим и своей семьи.

8. Тягостные для населения косвенные налоги на предметы потре­бления (акциз на спички, сахар и пр.) должны быть заменены прямыми налогами, сообразно дохода.

9. Все дети школьного возраста, обоего пола, должны получать образование на государственный счет.

10. Необходимо, чтобы все русские граждане беспрепятственно, без всякого разрешения начальства, могли устраивать собрания, соединять­ся в общества и союзы, свободно говорить, писать и печатать о своих нуждах и обидах и о том, как их устранить. Необходимо отменить паспорта, затрудняющие менять местожительство. Необходимо, чтобы никого не арестовывали иначе, как по постановлению суда; полиция не смела бы самовольно арестовывать и врываться в дом для обысков. За всякое нарушение всех этих прав полиция и другая власть должна подлежать суду присяжных, с уплатой убытков потерпевшим.

11. Должны быть немедленно освобождены и восстановлены во всех правах своих все без исключения ранее пострадавшие за такие требования и за земельные беспорядки. Мы, нижеподписавшиеся, присоединяемся к Всероссийскому крестьянскому союзу. К этому нас заставили при­соединиться наши земельные нужды. С отмены крепостного права нас числилось по ревизии 180 душ мужского пола, земли нам дадено было по одной десятине на каждую душу; в количество этой земли входит усадебная и выгон для скота. В настоящее время нас уже насчитывается 400 душ мужского пола, а земля все та же, так что нам нельзя иметь долж­ное количество скота, так что требуют с нас непосильную плату за скот, лугов также не имеем и нет лесу, где бы могли срезать прут. Вся прилегаю­щая к нам земля, смежная с нами, находится в купеческих руках, продана им нашим бывшим барином Сулимой. Означенная земля сдается нам за очень высокую арендную плату, так что земля не оплачивает при пло­хом удобрении наших трудов. Налоги несем страшно обременительные, платим земский сбор, государственный и содержим свое сельское пра­вление, а владелец с смежной с нами землей, имея лес, покосы и большое количество пахотной земли, таких повинностей обременительных не име­ет; — все это ему обрабатывается мужицкими руками и мужицким горбом.

К сему подписуемся, крестьяне. Следуют подписи.

Крестьянское движение в Рязанской губернии в годы первой русской револю­ции. Док-ты и мат-лы. Рязань, I960. С. 84—86.

№74

Наши рекомендации