Естественно, добровольцы помогают не только больным, но и бездомным, наркоманам, алкоголикам, беспризорным детям.
Например, в Эммануил-хаузе - благотворительном центре-приюте в Ноттингеме (Великобритания),штатных сотрудников - 20, а волонтеров - 150. Центр открылся в 1976 году, сперва это была благотворительная столовая. Сейчас каждый день сюда приходит около 150 человек (бездомные, наркоманы, алкоголики, люди с другими проблемами). Здесь они могут получить советы нарколога и психиатра, консультации о получении социальных пособий. Кроме того, здесь можно помыться, постричься, постирать, есть компьютерная комната, библиотека, кружки искусств и ремесел. Волонтеры, которые работают в центре, - люди разных профессий и разных возрастов, начиная с 17 и до 75. Много студентов местных университетов, пенсионеров и даже безработных. Они помогают на кухне, в компьютерном классе, в благотворительном магазине и в кружках. Важное занятие волонтеров - уважительно и внимательно выслушивать людей, которые приходят за помощью в приют. Для подопечных приюта такое внимание очень важно. Волонтеры проходят специальную подготовку по таким предметам, как "Способность выслушать", "Равные возможности", "Симптомы и профилактика СПИДа", "Наркомания и алкоголизм", "Психические болезни". Для них издается информационный бюллетень, проводятся собрания и праздники.
Volunteering England:http://www.volunteering.org.uk
Германия
В немецком языке, как и в русском, существует несколько понятий, эквивалентных английскому слову Volunteering - это добровольная деятельность, общественно-полезная работа, гражданская активность. Это языковое разнообразие указывает на то, что мы должны выяснить, какое значение мы придаем обозначенным явлениям, и какие функции они имеют. Volunteering является часто употребляемым понятием не только в англоязычных странах, но и во всем мире. В немецком языке ему соответствуют понятия добровольная работа, общественно-полезная деятельность, добровольная гражданская активность.
С одной стороны, речь идет о социально-политической реставрации. Предъявляющее чрезмерные требования государство хотело бы отдать большую часть ответственности, которую оно в прошлом с таким удовольствием брало на себя, самим участникам социальных конфликтов или самим людям, затронутым какой-нибудь социальной проблемой. Это также связано с процессом устранения неравенства в обществе эмансипации.
С другой стороны, речь идет о смене ценностей в социальной работе. Традиционный тип деятельности для общего блага, а также традиционное разделение ролей между профессионалами и любителями, кажется, уже исчерпали себя. Профессионалам не хватает добровольных помощников. При этом проявляется своеобразное противоречие:
Эмпирические данные показывают, что мотивация к общественно- полезной деятельности не понижается. Организации, занимающиеся социальной работой (а также политические партии) напротив жалуются, что уже почти не осталось желающих помогать "штатным сотрудникам".
Ясно одно: многие новые формы добровольной социальной деятельности значительно отличаются от классической модели. Новым, по масштабам и качеству, являются постоянные переходы от работы добровольцем к работе штатным сотрудником, от профессиональной - к любительской деятельности, от помощи другим - к самопомощи.
Новым является и уровень требований, которые добровольцы и любители предъявляют в их социальной активности к структурам, с которыми они работают.
Все новейшие исследования "новой добровольной работы" показывают, что часто речь идет о "договорных конструкциях", связанных с определенной проблемой, целью, задачей, стабильность которых во многом зависит от эффективности и успеха при реализации стоящих в начале договора мотивов и целей. Часто инициативы терпят крах еще на подготовительном этапе, когда не удается, найти вид деятельности, удовлетворяющий представлениям. Государственные и общественные организации, заинтересованные в таком сотрудничестве, часто бывают неприятно удивлены, обнаружив, что бесплатные ресурсы добровольцев имеют вполне определенную цену - это высококвалифицированная поддержка и координация работы, заключающаяся в совместном определении цели, планировании, преодолении организационных трудностей, формировании чувства успеха и общности.
«Рассматривая зарубежный опыт, нужно объективно оценивать особенности и условия, существующие в Германии. Время покажет, является ли возможным и целесообразным и простое перенесение в Германию "английской модели". Но эта модель задает нам направление, содержит методические приемы, и, прежде всего, делает ясным то, что повышение значения деятельности волонтеров в социальной сфере тесно связано с изменением в профессиональных структурах, а также в установках и компетенциях штатных сотрудников, работающих с добровольцами». (Доктор Клаус Шпилер)
По данным статистики на 1996 год на территории Федеративной Республики Германии в системе добровольного попечительства действовали 91 тысяча учреждений и служб на 3 миллиона 300 тысяч койко-мест. В них 1 200 000 штатных сотрудников (это около 3% всех трудящихся Германии) и примерно 2,5-3 миллиона человек, которые добровольно и безвозмездно участвуют в попечительстве.
«Представительный опрос 1999 года в Германии показал, что каждый третий гражданин в свое свободное время принимает добровольное участие в общественных инициативах, проектах и союзах, что составляет примерно 22 миллиона человек. Наиболее часто в общественной работе принимают участие жители маленьких населенных пунктов, реже жители больших городов. Женщины, по большей части, работают в социальных учреждениях, в сфере здравоохранения, в школах и детских садах, церковной и религиозной сфере; мужчины – в добровольных пожарных дружинах и политических партиях; молодежь, в основном, участвует в спортивных союзах. В общем на это приходится примерно 5 часов в неделю. Для большинства добровольных участников общественная деятельность является очень важной частью их жизни. 40% не занятых добровольной общественной деятельностью охотно бы приняли в ней участие, если бы были лучше осведомлены на этот счет. По данным Федерального статистического управления, около 17% населения вовлечено в добровольческую деятельность.
Поддержка правительством Германии создания Национального добровольческого агентства способствовала новому подъему добровольчества. На территории бывшей ГДР каждый 4-й человек – участник добровольческого движения.
Эти цифры доказывают, какой потенциал кроется в обществе, которое способно посвятить часть своего времени абсолютно свободно выбранному виду общественной деятельности. Такой вид деятельности соответствует интересам волонтера, служит целям и задачам союза и несет социальную стабильность и социально-культурное разнообразие в общество.
В фазе эксперимента находился в 90-е годы новый проект для людей миновавших юношеский период жизни, для тех кому за 27 – «Волонтерская служба для всех поколений». Волонтерами могут стать трудоустроенные, безработные, пенсионеры и др. Они получают деньги на карманные расходы и страховку на случай чрезвычайной ситуации (несчастный случай, материальная ответственность). На сегодня нанимающая организация получает субсидии от государства в размере 200? на каждого волонтера в месяц». (Гебхард Рус – директор, ЗО «Инициативные Христиане Европы», Германия).
В Германии существует целая система добровольного попечительства, в которой участвуют благотворительные организации и церковь. Это Благотворительная служба рабочих, Диаконическая служба евангелической церкви Германии, Союз милосердия, Паритетный благотворительный союз, Немецкий Красный Крест и другие.