Геополитика и общественное развитие Японии

Современное положение Японии, ее политическая роль в мире со­вершенно не соответствуют достигнутой экономической мощи Страны восходящего солнца. В конце XX в. политические условия, навязанные Японии США после поражения в войне 1941—1945 гг., значительно огра­ничивают ее свободу в выработке собственной внутренней и внешней по­литики, в выборе геополитического пути. Это касается и геостратегических отношений Страны восходящего солнца с ее ближайшими соседями, включая и Россию.

Земля духов

Один из основателей геополитики Карл Хаусхофер относил Японию к «островным странам с континентальным типом мыш­ления». Немецкий ученый полагал, что Япония представляет собой полную противоположность другого островного государва — Англии. Оснований для такого противопоставления было немало. Англия всегда отгораживалась от Европы, противопос­тавляла себя ей. Япония, напротив, поддерживала тесные связи с Азией, в большей степени с азиатским Китаем, с Кореей и обязана континенту практически всем — от письменности до орудий труда и производства. В духовной жизни эту связь про­следить тоже нетрудно: древние сакральные тексты «Кодзики» (записан в 712 г.) и «Нихон секи» — средоточие японской традиции — во многом заимствованы из китайского, корейского, а также индийского и малазийского духовного богатства.

Безусловно, это заимствование было обогащено и адаптиро­вано к особенностям национального самосознания, переработано им и в результате приобрело самобытную сущность. И япон­цы не без оснований считают свою страну родиной сакрального, «землей духов», Страной восходящего солнца, «страной духов­ного изобилия». Для них Япония — символический онтологиче­ский пояс. Философские взгляды японцев характеризуются самоуглубленностью, предельной сосредоточенностью, медиатив­ной направленностью. Такая «философия жизни», основанная на одном из течений буддизма — «дзен» — сформировала стиль мышления, образец жизни японцев. Предметы быта, обыденные житейские дела (чайная церемония, искусство бонсай — выра­щивание мини-деревьев — традиция, пришедшая в VI в. из Ки­тая, и др.) стали действенной формой медитации, носят яркий отпечаток сакрального, подчеркивающего мысль о слиянии че­ловека с природой, с духом Земли, с Космосом.

Так кто же открыл Курилы?

Русско-японские отношения имеют более чем трехсотлетнюю историю. Первые сведения о Курильских островах сообщил в 1697г. русский землепроходец В.В. Атласов. В 1745г. большая часть Курильских островов была нанесена на «Генеральную кар­ту Российской империи» в Академическом атласе. Покорители Дальнего Востока, первооткрыватели Курил встречали порой японские суда, на которых приезжали любители острых ощуще­ний «пошарить по сусекам» народа айну, проживавшего как на Курилах, так и на острове Хоккайдо. После открытия русскими мореходами Курил и закрепления их за Российской империей (поднятие русского флага, установка православных крестов на всех островах гряды, включая Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, на которые сейчас претендует Япония) эти земли были нанесены на все карты мира как принадлежащие России. (Даже на карте школьного атласа, изданного в Токио в 1954 г. с помет­кой «Одобрено Министерством просвещения» граница Японии с СССР проведена так, что Хабомаи — территория Японии, а Ку­нашир, Итуруп и Шикотан из ее территории исключены).

Необходимо подчеркнуть такой немаловажный момент из истории Японии. В 1633, 1636, 1639 гг. последовали три указа японского правителя о «закрытии страны». Япония была закры­та для иностранцев, особенно европейцев. (Впервые европейцы — португальцы — попали в Японию в 1542 г.). Особо отмечаем, что страна была закрыта не только для европейцев, но и для соседей за исключением китайцев. Самим японцам было запреще­но строить большие суда и ходить дальше указанной прибрежной зоны. «Открыл» Страну восходящего солнца американский крейсер под командованием капитана М.Перри в 1854г. Для европейцев были открыты порты Симода и Хакодате.

Но вернемся к российско-японским отношениям. В указе Павла I от 8 июля 1779 г. сказано, что острова, «простирающиеся от Камчатки... на юг к Японии», находятся в «обладании» России. Через несколько месяцев на эти острова высадились небольшие десанты японцев, которые низвергли русские кресты как знаки принадлежности этих островов России.

В 1853 г. в Японию прибыла русская миссия во главе с Евфимием Путятиным. Император России Николай I в инструк­ции, данной Путятину, указывал, что Россия относит к Курильской гряде и острова к югу от Итурупа до Японии, т. е. те четы­ре острова, на которые упорно претендует нынешнее правитель­ство Японии.

По русско-японскому договору 1855 г. все Курильские ост­рова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России. По русско-японскому договору 1875 г. Россия уступила Японии 18 Курильских островов. В Санкт-Петербурге был под­писан документ, который назывался «Трактат о промене части острова Сахалин на гряду Курильских островов», где говорилось, что в число обмениваемых островов вошла «гряда», или «группа» островов, в число которых Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабо­маи не входили.

После поражения России в войне 1904—1905 гг. по Порт­смутскому мирному договору, навязанному России прежде всего США и Англией, эти четыре острова и половина острова Саха­лин отошли к Японии. В 1945 г. после разгрома Квантунской армии в Маньчжурии, японских гарнизонов на Итурупе, Кунашире, Шикотане и Хабомаи они вновь перешли под юрисдик­цию России. В апреле 1945 г. был принят Устав ООН, который предписывал коллективные меры против любого агрессора (ст. № 107 Устава ООН). Он допускал изъятие территорий госу­дарств, воевавших против союзников. В случае противоречий .между действовавшими договорами и Уставом ООН преимуще­ственную силу имел Устав ООН (ст. № 103). А этот Устав был одобрен Японией в 1956 г. Отсюда вытекает, что притязания Японии на «северные территории» не имеют под собой юриди­ческой силы.


Наши рекомендации