II. Признаки, ресурсы и функции власти.
Признаки власти.
1. Верховенство - то есть решения власти общеобязательны для всего общества, их должны выполнять все люди, все органы и организации, каждый человек независимо от согласия или несогласия с ними.
Все обязаны подчиняться власти. Политическая власть может способствовать развитию чего – либо (СМИ, экономики) или же наоборот, уничтожать что - либо.
2. Всеобщность (безличность) - власть охватывает всех и каждого, действует от имени всего общества (пример - вынесение приговора в суде - от имени РФ).
3. Легальность (законность) власти. То есть власть, действующая в обществе, основывается на законе. Только власть имеет право на применение насилия открыто и на законных основаниях.
4. Легитимность власти. Это поддержка власти населением. Это символ веры граждан во власть. Любая власть существует до тех пор, пока она пользуется хотя бы относительной поддержкой людей, в противном случае она будет переизбрана на выборах или свергнута в результате мятежа или революции.
5. Моноцентричность - то есть существование у власти только 1 общегосударственного центра принятия властных решений. Центр всегда один (Москва, Петербург, т.д.). Гегель: “Государственная власть должна быть сосредоточена в 1 центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь”. В истории на очень короткий период времени может возникнуть несколько центров власти - 2, 3, 4, более. Пример, ситуация двоевластия после Февральской революции, когда власть принадлежала 2 органам - Петроградскому совету рабочих и солдатских депутатов и Временному правительству, так продолжалось до лета 1917 года. Еще один пример - ситуация в СССР в начале 90-х годов 20 века, когда на союзном пространстве из 15 республик было 16 центров (плюс 1 общесоюзный).
Ресурсы политической власти.
Это то, на что опирается власть.
1. Экономические. Власть сама по себе ничего не производит, она не создает никаких материальных ценностей, но материальные ресурсы требуются для содержания властного аппарата, стабильной ситуации в стране, выплаты социальных пособий, проведения выборов и т.д. К экономическим ресурсам относятся заработные платы, премии, льготы, жилье, полезные ископаемые, др.
2. Силовые - армия, милиция, ФСБ, другие министерства и ведомства - те, кто держит оружие в руках. Подчинение происходит в результате привычки, согласия с решением власти или силы, в результате несогласия с решением власти. Власть всегда должна обладать определенной силой, обеспечивающей проведение в жизнь властных решений. Без принуждения, без силы не будет выполняться такой признак власти как общеобязательность (выполняться будут только выгодные тому или иному классу, группе, человеку решения, а остальные, пусть и важные, будут игнорироваться). Однако опора только на силу не может быть эффективной, должно быть еще и моральное обоснование притязаний на власть. Пример, даже власть и культ личности Сталина опирался кроме репрессий на обоснование величия Сталина и партии, чему верили.
3. Социальные ресурсы власти. Это поддержка власти народом, желание откликнуться на призывы и просьбы власти и желание работать во властных структурах. Любая власть существует до тех пор, пока она пользуется относительной (абсолютной быть не может поддержкой народа). Вместе с тем, социальные ресурсы могут превратиться и в антиресурс власти - при революции.
4. Информационные ресурсы. Это СМИ. Они в современных условиях играют значительную роль в принятии властных решений, доведения их до населения, в формировании облика власти. Власть стремится объяснить принимаемые решения народу для их популярности и эффективности, власть стремится представить себя всегда в выгодном свете - радетелей за народ, стремится агитировать за себя. Явление цензуры - то есть контроля со стороны власти за СМИ позволяет ей наиболее полно использовать этот ресурс.
В тоже время СМИ могут быть и антиресурсом власти, если они начинают критику власти. Пример - критика советской власти и советского строя в конце 80-х - начале 90-х годов в СССР. Еще один пример - критика действий власти во время 1-й Чеченской войны. Широкая критика власти со стороны СМИ и общественности может повлечь за собой перемены курса власти, отставки властных лиц или же даже крушения власти.
Политическая власть и СМИ.
СМИ - это учреждения, созданные для открытой, публичной передачи различных сведений любым лицам.
Политическая власть и СМИ взаимодействуют тесным образом. Иногда СМИ называют 4-й властью. Однако в действительности СМИ не являются таковой. Исходя из признаков власти, СМИ не отвечают требованиям верховенства, с сообщениями СМИ можно соглашаться, а можно и не соглашаться.
У СМИ нет всеобщности, каждое СМИ действует не от имени всего общества, а от собственного имени. Наконец, у СМИ нет моноцентричности - есть СМИ общенациональные, есть региональные или же даже местные.
Функции СМИ:
· информативная
· политическая оценка
· образовательная
· критика и контроль власти
· мобилизационная (на выборы)
· оперативная (обслуживание определенных организаций)
Функции власти:
· Организация и управление обществом в целом и в каждой его сфере (поддержка экономики, образования, культуры, др.)
· Обеспечение стабильности в стране
· Модернизация политической системы, приспособление ее институтов к потребностям общества.