Ресурсы и функции политической власти

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общества. Под источниками власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти. К ним относятся такие факторы, как сила, авторитет, закон, богатство, престиж, тайна, харизма и др.

Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Власть во всяком обществе с необходимостью использует определенные ресурсы, без которых она не может быть реализована. Речь идет о насилии, принуждении, праве, поощрении, убеждении, традициях, обычаях, мифах, страхе и др. Иногда к названным ресурсам относят организационные, демографические, социально-психологические, административные, силовые и дипломатические. Власть тем эффективнее, чем шире и полнее ее ресурсы. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал. Возникновение политической власти обусловлено жизненными потребностями развития общества, в котором она выполняет важные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики и служит для поддержания целостности общества.

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта, так как власть возникает в отношениях между людьми. Субъектами власти могут быть отдельные личности, общности людей: государства, союзы государств, организации и т.д. Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Легитимность власти

Понятие «политическая власть» тесно связано с понятием «легитимность». Власть бывает легитимной или нелегитимной. Термин «легитимность» происходит от латинского «легитимус», означающий «согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный». Применительно к политике легитимность означает ее признание, объяснение, оправдание. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.

Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях. В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них. Эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.

Теория разделение властей

Теория разделения властей впервые была выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами. В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По принципу разделения властей построены конституции многих государств, в том числе Республики Беларусь, Соединенных Штатов Америки, Российской Федерации. Статья 6 ныне действующей Конституции Республики Беларусь гласит: «Государственная власть в Респблике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и урвновешивают друг друга». Реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и установления культа личной власти. Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти. Современная демократия как форма организации политической власти и всей общественной жизни является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением человечества в этом плане с точки зрения самоценности личности.

Порядок формирования, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются конституцией.


Наши рекомендации