ФОРМЫ ВЛАСТИ – смотрите конспект лекции!!!!!!!!!!!!

Лекция №2 Власть

1. Понятие и особенности власти как социально-политического феномена. Основные подходы к определению политической власти.

2. Формы власти.

3. Структура, признаки и функции политической власти.

4. Особенности политической и госуд власти.

5. Легитимность политической власти.

6. Разделение власти.

1. Понятие и особенности власти как социально-политического феномена. Основные подходы к определению политической властиВласть является центральной категорией политологии. Власть – это возможность с опорой на различные средства (силу, авторитет, закон, экономические механизмы, традицию) оказывать воздействие на людей и тем самым осуществлять собственную волю. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым занимаются науки, изучающие политику. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учре- ждениях, во всем государстве – в этом случае мы имеем дело с верховной, по литической властью. Феномен власти многомерен. Хотим или не хотим, но всегда и везде мы вовлечены встроены в отношения власти. Власть непременное условие организованности и порядка в человеческих сообществах. В зависимости от ее содержания трактуется как сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за власть – самое бескомпромиссное и жестокое соперничество сословий, групп, партий, нередко приводящее их к взаимному уничтожению. Вместе с тем вопрос о власти всегда был важнейшим вопросом любой социальной революции и любой модернизации общества. Любое общество не может существовать без организации. Она необходима прежде всего для координации деятельности всех членов общества, чтобы выжить существовать и развиваться. Однако каждая организация предполагает руководство, которое возможно только, когда воля руководителя обязательно выполняется.

Власть – это вид общественных отношений, которые представляют собой : 1) выражение потребностей сложной социальной системы в организации и саморегуляции (в обществе возможны 3 вида регулирующих взаимодействий субъектов политики: ксенический, химерный. Симбиозный); 2) следствие формирования общественной стратификации.

Для возникновения и существования отношений власти, от самых простых до самых сложных, необходим следующий минимум универсальных элементов (по Е.Вятру):

- не менее двух партнеров отношений власти; этими партнерами могут быть как отдельные лица, так и группы лиц;

- приказ субъекта власти, т.е. выражение им своей воли по отношению к объекту, сопровождаемый прямой или косвенной угрозой применения санкций в случае неподчинения;

- подчинение;

- наличие общественных норм и законов, устанавливающих, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, к кому эти приказы относятся, обязан подчиниться, т.е. необходимы определенные правила, в рамках которых действуют тот, кто властвует и тот, кто подчиняется.

Эволюция власти В истории существовало несколько форм власти. Французский полито лог М. Дюверже говорит о трех исторических формах власти. 1) Анонимная власть, распыленная среди членов примитивного общества; она проявлялась в совокупности веровании и обычаев, которые жестко регламентировали индивидуальное поведение. 2) Усложненность социальных потребностей и появление новых видов деятельности для их удовлетворения заметно повысили интенсивность взаимодействий индивидов. Это потребовало концентрации власти в руках вождей. Таким образом, анонимная форма власти уступила место индивидуализированной. 3) Процесс нарастания социальною неравенства обнаружил слабость индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Поэтому началась институциализация власти. В результате власть приобрела политический характер и выразилась в деятельности государства, партий и других организаций. 4) Дополняя типологию М. Дюверже, можно сказать о четвертой исторической форме власти, формирующейся в конце нашего века, – системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население более десятка европейских стран. Первые две исторические формы власти являются догосударственными (потестарными) и носят неполитический характер. Третья форма власти, называемая иногда государственно-публичной, и четвертая, надгосударственная, являются собственно политической властью.

Исторически понятие «власть» (от греч. Сгаtos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами – «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть». Н. Макиавелли обосновал суть и социальную природу политической власти как государственной, представляющей реальную способность правительства повелевать подданными. Это в его понимании и есть власть. Цель государства, политики – увеличение власти любыми средствами. Орудие власти – право; основа власти – «хорошие законы» и «хорошее войско». Власть – сила, способная обуздать страсти людей и воспитать в них гражданские добродетели. Представления о главенствующей роли политической власти в обществе развивал английский философ Гоббс. Государственной властью Гоббс называл «лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие». Власть является соединением воли граждан в единую волю. Она безгранична, абсолютна, каковы бы ни были ее формы. Власть держит людей в страхе, направляет их действия к общему благу. Власть есть сила. Кто не обладает силой, тот не обладает властью. Гоббс объяснял ее необходимость в основном также социальными при чинами, хотя и связывал это с желанием избавиться от царившей в естественном состоянии «войны всех против всех». Идея политической власти как господства общей воли, опирающейся на насилие, была воспринята марксизмом. Но уже в качестве субъекта общей воли здесь выступает экономически господствующий класс. Политическая власть, таким образом, определяется по существу как объективная власть капитала.

Признавая всеобщность политической власти, политологи по-разному ее определяют. Основополагающий вопрос в исследовании – это вопрос о природе политической власти, и он решается в одном, общем русле. Власть рассматривается как свойство системы общественных отношений. Такой подход характерен как для марксизма, так и для структурно-функциональной теории, с анализа и других концепций. Например, одни исследователи характеризуют власть как производство намеченных целей, другие – как способность личностей, групп или институтов определять или изменять ряд альтернативных действий или выбор альтернатив. Третьи – как возможность недееспособность одних субъектов управлять процессом принятия решений, несмотря на сопротивление других, и т. д. В приведенных и других определениях власти, как бы они ни различались, по сути выражается общий смысл. Социальная власть, включая политическую, – это общественное отношение между индивидами, группами, классами и т. п.

В современной теории политики существует несколько направлений или школ научной мысли, отражающих различные методологические подходы к изучению власти, ее сущности, природы и т.п. Основные из них:

§ легистская – исторически самая давняя (древнекит. теоретик легизма Шан Ян (390-338 до н.э.)); в ней абсолютизируются правовые принципы власти;правовые принципы власти;

§ телеологическая, характеризующая власть как устойчивую способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов с помощью других людей;

§ теологическаяконцепция власти – всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, – лишь исполнители божественной воли. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода

§ поведенческая (бихевиористская), рассматривающая власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие – подчиняются (английское слово behavior означает “поведение”);

§ психологическая базируется на поведенческом подходе и раскрывает субъективную мотивацию поведения реальных индивидов, истоки власти, которые коренятся в сознании и подсознании людей; психоанализ трактует власть как способ господства бессознательного над сознанием; по Фрейду стремление к власти явл сублимацией либидо;

§ инструменталистская, трактующая власть как возможность использования определенных способов воздействия, в том числе насилия;

§ структурно-функционалистская, рассматривающая власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения;

§ конфликтологическая теория власти (К. Маркс, Ф. Энгельс, В И. Ленин) – власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим; природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества; обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы;

§ дуалистическая концепция власти – согласно этой концепции власть следует отличать от господства. М. Дюверже выделил два элемента внутри власти: а) материальное принуждение, б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно; при отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Источниками осуществления власти служат насилие и верования субъектов политического процесса, прежде всею их вера в необходимость власти вообще и вера в ее легитимность (законность, справедливость). Двойственность власти (не случайно М. Дюверже образно назвал ее двуликим Янусом) выражается в том, что она с одной стороны является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества для всеобщего блага;

§ реляционистская, рассматривающая власть как отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго.

Помимо названных, существуют и другие подходы к проникновению в сущность власти.

Выделяют следующие виды власти: экономическую, политическую, социальную, культурно-информационную, принудительную и др Среди них основная – политическая. В политологии существуют 2 основных подхода к определению политической власти: 1) как отношения господства и починения (силовыми или «мягкими» методами) 2) как регулятор общественной жизни, средство решения задач, стоящих перед обществом. Т.о. с учетом многоаспектности власти можно дать лишь самое общее ее определение.

Властьэто способность и возможность субъектов осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различного рода средств – права, авторитета, принуждения, убеждения, насилия.

ФОРМЫ ВЛАСТИ – смотрите конспект лекции!!!!!!!!!!!!

3. Основные структурные компоненты власти: ее субъект, объект, источники, ресурсы (средства) и функции.

Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всею это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т. л. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т. е. служит средством достижения других целей. Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта. Конечно, реальные носители власти в разной степени наделены всеми этими качествами. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ – политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий.

Объект власти. Власть – всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т. е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния – более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект.

Источники власти – властное первоначало. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знания, социальный и политический статус, харизма и т.д. Американский футуролог О. Тоффлер в книге “Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге ХХI века” подробно анализирует три основных источника, питающих власть. Согласно Тоффлеру, сила, богатство и власть связаны в единую систему, в определенных условиях взаимозаменяемы и в совокупности нацелены на поддержание власти. Каждый из этих источников сообщает власти определенное качество. Сила или угроза ее применения способны лишь на грубое принуждение, функционально ограничены и свойственны лишь власти низшего уровня. Богатство является источником власти среднего качества, которая может иметь в своем распоряжении как негативные, так и позитивные средства стимулирования. Знания лежат в основе власти высшего качества, наиболее эффективной. Тоффлер утверждает, что в современном мире знания (в различных формах: информации, науки, искусства, этики) в силу своих преимуществ – бесконечности (неисчерпаемости), общедоступности, демократичности – подчинили силу и богатство, став определяющим фактором функционирования власти.

Ресурсы власти – для того, чтобы политическая власть была реальной, то есть достижение намеченных результатов, она должна основывать на определенных ресурсах. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим являет не равномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т. п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т. п.) либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом). Итак, можно выделить следующую классификацию ресурсов:

– Экономические – материальные ценности, необходимые для производства и потребления; характеризуются господствующей формой собственности, объемом валового национального продукта на душу населения, стратегически важными природными ресурсами, золотым запасом, степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику страны достижений научно-технической революции. Соответственно экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, а так же внешнеэкономическая деятельность в части укрепления независимости страны.

– Социальные ресурсы – это мероприятия по изменению статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности. Власть, пытаясь расширить свою социальную базу, должна наиболее полно обеспечивать общенациональные интересы, привлекать на свою сторону колеблющиеся промежуточные слои, добиваться социального партнерства с «управляемыми» слоями и группами. Социальные ресурсы частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

– Культурно-информационные – это духовные ценности, знания, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетными. К культурно- информационным ресурсам можно отнести: системы хранения и учета национального, культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм. Сюда же включается система гарантий, препятствующих доступу к печати, радио и телевидению террористам и всякого рода экстремистским эле- ментам.

– Принудительно-силовые – оружие, аппарат физического принуждения); этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти. Часто к этому виду ресурсов относят и юридические ресурсы власти – это материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на которых власть сформирована и опирается в практической деятельности. К юридическим ресурсам можно отнести всякого рода инструкции, мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, постановления и указы, не охваченные действующим законодательством. Сюда можно отнести указы президента, постановления правительства, альтернативные постановления судебных и исполнительных органов. Роль юридических ресурсов власти существенно возрастает в переходных политических режимах, когда реалии жизни часто выходят за рамки достаточно интернационального законодательства.

– Демографические – люди как ресурс, создающий другие ресурсы; это универсальный многофункциональный ресурс, который поставляет все другие ресурсы. Человек составляет триаду власти: он и ресурс, и объект, и субъект.

Функции власти: господство, регуляция, контроль, организация и т.д. каждая из них доминирует в зависимости от конкретных исторических условий и типов общества: в классово-антагонистическом преобладают функции господства и контроля; в период модернизации – мобилизация и координация, в стабильных демократических обществах на первый план выходит функция управления и регуляции.

4. Политическая власть – способность класса, группы или индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, организаций, законов, политических отношений. Политическая власть – это власть, осуществляемая через государство и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она так или иначе связана с государством и государственным регулированием, но не обязательно является государственной властью. Следует отметить, что политическая и государственная власть, во многом совпадая, в то же время не тождественны. Всякая государственная власть является политической властью, однако не всякая политическая власть является государственной. Содержание политической власти гораздо шире, а государственная власть является ее центральным институтом.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью в использовании силы в пределах государства. Люди в повседневной жизни отождествляют власть и силу, действительно, в определенных ситуациях сила и власть совпадают (например, когда инакомыслящих заключают в конце лагерь или когда уничтожают политических врагов). Но чаще всего политическая власть не использует силу, ибо она связана со сложными формами управления социальными процессами, где применение силы неадекватно существующим социальным, культурным и психологическим условиям. Политическая власть не сводится к насилию, оно служит часто показателем кризиса власти 2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их; З) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всею общества обращается с помощью права ко всем гражданам; политическая власть обладает способностью проникать во все виды деятельности, связывать или противопоставлять людей друг другу; 4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно- информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственников, социальных фондов и т. п.; 5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы. Механизм дееспособности политической власти составляют: господство, руководство, управление, организация и контроль. Государство основано на разделении общества на управляющих и управляемых. Законодательно оно оформляется в государственно-правовых актах. Руководство заключается в выработке и принятии органами исполнительной власти важных для общества решений, в организации субъектов по их осуществлению. Управление осуществляется через непосредственную деятельность административного аппарата и правительственных органов власти. Организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи действий отдельных людей, групп, классов, учреждений и организаций. Если управление и руководство осуществляется по вертикали (от руководителей и управленцев к подчиненным), то организация производится в горизонтальной плоскости. Контроль обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Контроль выполняет также роль обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какие последствия имеет ее управленческое воздействие.

В политологии выделяются следующие функции политической власти: 1) обеспечение господства определенных социальных групп в обществе; 2) управление общественной жизнью людей, включая поддержание общественного порядка с позиций интересов тех или иных больших социальных групп; 3) поддержание целостности и единства общества. В авторитете верховной власти многие мыслители прошлого видели единственное средство спасения от анархии.

Для выполнения функций политическая власть институализируется, т. е. оформляется в специальные учреждения, должности, которые могут быть легальными и нелегальными. Как и в какой мере, власть выполняет свои функции, судят об ее эффективности (силе или слабости). Власть эффективна при условии: а) если адекватно отражает интересы тех социальных групп, на которые она опирается, и умеет увязывать их с интересами общества как целого; б) если власть не противопоставляет себя обществу, не навязывает своих требований, противоречащих большинству его, а приспосабливает эти требования к мнению общества и одно временно формирует общественное мнение в соответствии со своими установками; в) если власть, удовлетворяя интересы и потребности тех социальных групп, на которые опирается, вместе с тем постоянно демонстрирует свою готовность идти навстречу интересам других групп, или, по край ней мере, не ущемляет их настолько, чтобы противопоставить себя этим группам.

Высшим видом политической власти является государственная власть. В ней политическая власть достигает наибольшей концентрации. Госуд власть характеризуется следующими дополнительными признаками:

- отдаленность от общества, выраженная в существовании особого класса лиц и аппарата управления, осуществляющих властную волю;

- суверенитет;

- централизованность и всеобщность;

- распространяется на всю территорию государства, обозначенную границами;

- монополия на легальное применение силы с целью принуждения, гос власть является единственным законным носителем насилия;

- имеет максимальный объем ресурсов.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Верховенство государственной власти представляет собой исключительное право государства устанавливать в обществе единый правопорядок, определять статус государственных органов, наделять правами и обязанностями граждан, использовать насилие. Средоточие политической власти у государства означает также его верховенство по сравнению с другими политическими институтами. Суверенитет государственной власти не предполагает ее бесконтрольности со стороны общества. Развитие гражданского общества потребовало ограничить суверенитет рамками закона, чтобы власть не была выше закона. В силу этого принцип суверенитета предполагает наличие сильной государственной власти, действующей строго в рамках закона

5. Легитимность политической власти Для объяснения политической власти важно понимать различие между эффективностью власти и ее легитимностью. Эффективность власти, как было показано, опирается на инструментальные ценности, тогда как легитимность основывается на политических ценностях и абсолютных моральных принципах. Эффективность власти еще ничего не говорит о ее легитимности. Легитимность политической власти, ее институтов – базовый элемент их закрепления и функционирования в обществе.

Господство как институционализированный порядок, определяющий, кто командует, а кто подчиняется, обеспечивается не только принудительной и вооруженной силой политической власти. Еще Наполеон отметил, что королевский трон достаточно легко завоевать штыками, но усидеть на штыках невозможно. Т.е. для стабильного, безопасного и комфортного существования политической власти как господства необходимо умение использовать такие ресурсы, которые способны сформировать в массе населения устойчивые мотивы добровольного подчинения и законопослушания.

Признание большинством общества или его социально значимой частью необходимости, обоснованности и законности данной политической власти, выраженное в общественном согласии подчиняться ей и установленному ею порядку добровольно, в политологии обозначается понятиями «легитимное господство» или «легитимная политическая власть».Существенно здесь то, что ситуация легитимного господства предполагает взаимное ожидание того, кто командует, что его приказу будут повиноваться, а тех, кто повинуется, что приказ будет иметь тот характер, какой ими, повинующимися, ожидается и, следовательно, признается.

Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин «легитимность» (legitime) имел несколько значений. Он возник в начале XIX века во Франции и первоначально практически отождествлялся с термином «legalite» (законность). Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной. Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлением большинства граждан. Легитимность – это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан. Оно означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения Подобное объяснение принципа легитимности дал М. Вебер, который включил в нее два положения: во-первых, признание власти правителей, и во-вторых, обязанность управляемых подчиняться ей.

Легитимность власти – это социально-психологическое явление. Она существует в сознании граждан в виде положительной установки на политические институты данной власти, как вера и убеждение, что данные институты являются правомерными и справедливыми. Однако не следует думать, что подобные убеждения разделяют все граждане той или иной страны. В обществе всегда есть социальные группы, не разделяющие политический курс режима и не принимающие его решений. Однако легитимностъ власти предполагает наличие и поддержки со стороны большинства граждан общества. Легитимность может быть выражена в добровольном принятии большинством, скажем, конкретной формы правления, власти того или иного класса, гегемонии определенной партии и т. д. В таком случае легитимность возникает из однородности доминирующих в обществе установок, нравов, традиций, признание единых общих интересов и ценностей. Но чаще всего легитимность – предмет борьбы (политической, идеологической) за господство определенных политических сил, предмет поиска специальных методов оправдания перед обществом.

Понятие «легитимность» обосновал в научном плане М. Вебер, и он же по критерию мотивов подчинения выделил три основных «чистых» типа легитимности политической власти (господства):

- традиционная (патриархальная) легитимность. Здесь политическая власть основывается на религиозной вере в священность издревле существующих порядков, в божественное происхождение власти и по традиционной привычке подчиняться. Для данного типа легитимности характерны отношения: монарх – подданные; господин – слуги; т.е. отношения, присущие докапиталистическим (доиндустриальным) обществам аграрного типа, феодальным монархиям. М. Вебер подчеркивал, что патриархальный тип господства по своей структуре во многом сходен со структурой семьи, и именно это обстоятельство делает его особенно прочным и устойчивым;

- харизматическая (о слова харизма» – божественный дар) легитимность политической власти. Здесь политическая власть основывается на эмоционально-воодушевляющей вере в необыкновенные способности и качества личности правителя, дарованные ему природой, судьбой или Богом. К харизматическим качествам М. Вебер относит сверхъестественные способности, пророческий дар, выдающуюся силу ума, духа и слова. Харизматической властью обладают: пророки, основатели мировых религий – Будда, Иисус Христос, Магомет; великие полководцы – Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон; политические вожди – Ленин, Троцкий, Сталин, Гитлер и др. Для данного типа легитимности характерны отношения: пророк – апостолы-последователи; герой-полководец – солдаты; вождь-демагог – масса, толпа, т.е. отношения, которым присущи большое напряжение, требующее подвигов, свершений, повседневного героизма, энтузиазма.

Харизматическая власть чрезвычайно эффективна особенно в функции организации или мобилизации масс, но относительно кратковременна, исчерпываясь периодом жизни носителя харизмы. Она также обладает огромным революционно-преобразующим потенциалом и, как правило, отвечает потребностям эпохи великих перемен.

- рационально-легальный тип легитимности политической власти. Здесь отношения господства и подчинения основываются на рациональном интересе и понимании необходимости политической власти, действующей на основе и в рамках правовых законов. Особенность данной легитимности в том, что политическая власть формируется посредством демократических процедур и подчинение адресовано не личности, а законам. Им подчиняются и управляемые, и управляющие. Аппарат управления состоит из специально образованных и компетентных чиновников (бюрократов), которые действуют в максимально строгом соответствии с юридическими законами и, невзирая на лица, подчиняются только служебному долгу. Рациональная легитимность характерна для демократических стран и возникает она как ответ на вызов аксиомы европейских буржуазных революций – «никто не вправе управлять народом без его согласия».

Типы легитимности власти, описанные М. Вебером, в идеальном, «чистом» виде в политической реальности не существуют. В каждом конкретном случае, в той или иной стране реальность легитимности политической власти выражается в смешанном виде ее «чистых» типов. Поэтому определение характера легитимности политической власти каждой конкретной страны осуществляется по признакам явного преобладания одного из них. Считается, например, что парламентская демократия не имеет достаточно сильной легитимности в глазах масс, и поэтому М. Вебер указывал на необходимость укрепления её элементами традиционной (наследственная монархия) или харизматической (политический лидер, избираемый непосредственно всем народом) легитимности.

Легитимность власти – это не постоянное, застывшее состояние, а довольно подвижная переменная. Легитимность власти на каких-то этапах ее существования может возрастать, на каких-то падать. В обществе происходят колебания легитимности власти. Эти колебания связаны с процессами легитимизации и делигитимизации власти. Легитимизация – это процесс роста общественного признания лидеров и институтов политической власти. Делегитимизация – процесс падения авторитета лидера и институтов политической власти. Легитимностью та или иная политическая власть может обладать сотни лет, а утратить ее в течение нескольких месяцев. Утрата легитимности ведет, по меньшей мере, к кризису политической власти или же к ее краху, смуте, революции, смене правящей элиты и политического режима.

Показателями степени легитимности политической власти являются:

- уровень интенсивности мер принуждения и устрашения, применяемых властью в обществе для осуществления своей политики;

- наличие или отсутствие реальных попыток свержения правительства или лидера;

- интенсивность проявлений гражданского неповиновения;

- результаты выборов, референдумов;

- массовость демонстраций в поддержку власти или ее оппозиции.

Как фактор, решающим образом обеспечивающий комфортную устойчивость власти, легитимность всегда и везде является предметом особых забот правящих сил. Эта перманентная (непрерывная) озабоченность стимулируется тем, что в любом обществе всегда имеются социальные группы и политические силы, которые оспаривают легитимность существующей политической власти. Без всякого преувеличения следует отметить стремление обрести и затем постоянно воспроизводить свою легитимность. Это проблема №1 любой политической власти. Решаемость данной проблемы зависит от способности власть имущих создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующее устройство государственной власти, ее институты и методы управления являются наилучшими из реально возможных.

Существенное значение здесь имеет идеологическая деятельность правящего класса, т.е. его умение подчинить общественное мнение своим идеям, создать привлекательно-позитивный образ целей политической власти, и на этой основе побудить массы к добровольному подчинению и одобрению ее действий. Но сколь бы ни была велика интенсивность идеологической деятельности государства, кризис или даже полная утрата легитимности неизбежны, если действия политической власти неэффективны, опасны в других сферах жизни общества и не отвечают или противоположны ожиданиям – надеждам масс, их национально-традиционным (в том числе и религиозным) ценностям.

Важнейшими признаками падения (кризиса) легитимности власти:

§ рост степени принуждения;

§ ограничение прав и свобод;

§ запрещение политических партий и независимой прессы;

§ рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами;

§ низкая экономическая эффективность власти.

Последний признак – наиболее существенный

Различают два типа кризисов легитимности власти: 1)персонифицированный; 2) институциональный.

Кризис персональной легитимностисвязан с утратой общественного доверия к личности политического лидера, главы государства или составу парламента и преодолевается, как правило, посредством очередных или внеочередных выборов в органы представительной власти.

Институциональный кризис легитимности возникает и развивается на основе массового недоверия, перерастающего в нетерпимость к устройству государства, к способности его институтов осуществлять успешную экономическую и социальную политику. Данный тип кризиса легитимности, если не окажется преодоленным посредством реформ, качественно повышающим эффективность действий политической власти, перерастает в политическую революцию, что в свою очередь приводит к смене правящего режима и переустройству государственной системы.

Нетрудно заметить, что легитимность и эффективность политической власти в качестве важнейших факторов ее стабильности действуют по принципу круговой взаимозависимости: доверие граждан к власти является основой ее эффективности, а последняя обеспечивает ее легитимность.

В случаях, когда равновесие этого взаимодействия по внешним (например, война) или внутренним причинам (например, экономический кризис) нарушается и возникает ситуация дефицита легитимности, грозящая снижением эффективности политической власти, правительство компенсирует недостаток легитимности авторитетом силы легального принуждения. Обеспечивая, таким образом, относительную политическую стабильность, правительство посредством социального маневрирования и осуществления необходимых реформ может устранить ситуацию дефицита легитимности и не допустить ее кризиса.

В современном обществе выработаны многообразные средства легитимизации власти: политические, идеологические, экономические и т.д. К политическим средствам относятся, прежде всего, поиск поддержки, расширение социальной базы власти. Важным инструментом этой формы легитимизации являются демократизация общественной жизни, расширение участия граждан в управлении. Это создает ощущение общей причастности людей к политике, проводимой властью, позволяет гражданам в определенной степени чувствовать себя ее субъектом. Ощущению причастности к власти могут способствовать пропаганда проводимого политического курса, идеологическая обработка масс. Самым действенным средством легитимизации власти является успешное осуществление государственной политики и экономических программ, устойчивый рост доходов населения и в целом уровня жизни.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ.

Разделение власти – это теоретическая доктрина и реальная практика разделения власти между несколькими политическими институтами. Суть разделения заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

Попытки разделения властей или ограничения власти суверена предпринимались уже в античных государствах. В средние века во многих европейских странах власть была поделена между государством и церковью.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Локк считал, что народ является высшей властью. Он (народ) с помощью общественного договора учреждает государство и передает власть правителям, которые делят власть на законодательную и исполнительную. Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»). Он считал, что для ограничения злоупотреблений властью и установления верховенства закона, власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

На практике принцип разделения властей был осуществлен при образовании США и закреплен в Конституции 1787 г. Суть этого принципа заключается в том, что политическая власть делится на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Каждая из ветвей власти является относительно независимой от других и выполняет свою специфическую функцию. Но это не только простое распределение функций между различными звеньями государственного аппарата, а создание трех относительно независимых сфер властвования со своими особыми структурами.

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления. Законодательную власть в республике осуществляет парламент, избираемый гражданами на определенный срок. Исполнительную впасть осуществляет правительство, которое формирует либо президент (в президентской республике), либо парламент (в парламентской республике). Судебная власть осуществляется органами судебной системы. В функции судебной власти входит не только осуществление правосудия, но и контроль за соблюдением законов исполнительной и законодательной ветвями власти, а также защита прав граждан.

Для того, чтобы одна ветвь власти не посягала не прерогативы другой, пределы компетенции каждой из ветвей, детально расписаны и закреплены законодательно, например, в Конституции. Таким образом, создается система «сдержек и противовесов», которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Выше речь шла о горизонтальном разделении власти. Но есть еще и вертикальное разделение, которое значит, что размежевание функций происходит между разными уровнями госуд власти. В любой стране существует по крайней мере 2 таких уровня _ общенациональный (центральный) и местный. Между ними могут быть и промежуточные уровни. Сосредоточение власти в центре не является эффективным, т.к. Центр не способен в полной мере учитывать местные особенности. Но и значительный перевес в сторону местного уровня тоже не совсем эффективен, т.к. приводит к сложностям в решении общенациональных проблем. Поэтому необходим оптимальный баланс, который вырабатывает для себя каждая страна с учетом своих конкретных условий.

Наши рекомендации