Международно-политические процессы в СНГ
СНГ основано главами БССР, РСФСР и УССР подписанием 8 дек 91 г Беловеж соглаш. 21 дек 91 к Соглаш присоед 8 рес-лик- Азерб, Арм, Каз, Кирг, Молд, Тадж, Турк, Узб, подпис совместно с Бел, Росс и Укр в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как межгос организация, которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. До ратиф действит членства Азерб (до сент 1993) и Молд (до апр 1994) были ассоц членами. В окт 1993 действит членом стала Грузия. 12 авг 2008 г Гр заявила о выходе (до авг 2009 пока член). В авг 2005 Туркм вышла из действит членов, получ статус ассоц члена-наблюдателя. Укр и Туркм не ратиф Устав СНГ. В марте 96 г ГД РФ - постановление о денонсации Беловеж соглаш, фактически это реш не имело последствий. Наблюдатель – Монголия. СНГ в чем-то напомин Брит Содруж-во, т к Москва пытается сохр преференц отнош в распад-ся системе, а не неудачное интеграц объед-ие.
В 2008 году о своём желании вступить в СНГ заявил Афганистан
СНГ – сопредельное простр-во. Офиц-но для России – зона жизн-важн интересов. КВП 2008: Дружеств отнош, равноправие и рын принципы в эк-ке. Строит-во союз гос-ва с Белор и форм-ие ЕЭП. Активность в ЕврАзсЭс – тамож союз и еэп с Белор и Каз. Развитие ОДКБ (инстр-т стаб-ти и без-ти), мирное, на основе МП реш конфл в СНГ. Осн напр-ия развития отнош: Россия признаёт возм-ть многоуровн и равноскор интеграции, не противореч интересам НБ РФ и многостор взаимод-ия в рамках СНГ. Политика в отнош СНГ – разноскоростная многоформатная интеграция. Отнош с СНГ приоритетны т к: есть экон интересы, общие инетресы обороны, без-ти, важна защита прав рос граждан, общая культура.
Этапы: 1.дек 91 г – весна 92 г. Удержание. Задача – не допустить дестаб-ции обстановки. Гл – безболезн дезинтеграция. У Ельц не было заинтер-ти в сохр-ии СССР, ему нужно было убрать Горб=>нужно убрать гос-во, през кот он явл. А партия не была на стороне Горб, т к он от нее отказ, партия отстранена от упр-ия гос-вом. Модель удержания – врем схема, чтобы избеж дестаб-ции обстановки. Укр, Бел и Каз обладали на тот момент (до 94 г) статусом неформ яд держав. Попытки интеграции в СНГ были начаты с воен-полит сферы, а не экон, как в ЕС, что было вызвано задачей обустр-ва границ и их охраны, наличием конфл на постсов простр-ве. 2.весна 92 – окт 93 г – апофеоз дезинтеграции. Разруш рублевой зоны. У кажд страны появил свои задачи, установилась модель выталкивания. Типа нам СНГ вообще не нужно, и им не заним-сь. Хотя 93 – дог об экон простр-ве с перспективой тамож союза. Конституирование новых гос-в. Окт 93 г – конфл Верх Сов с През; Москве не до СНГ. Концентрация на внутр пробл, СНГ – периф интерес. После принятия Конст в 93, СНГ – уже ВП. 3.94 – 99 г – период дифференциации простр-ва, отнош. В СНГ входят разн страны=>будут разн подходы и отнош с ними. Разн знач приорит-ти. Москва будет идти по пути создания разн союзов. Принятие «Стратегич курса России с гос-вами СНГ» (1995 г) -1й док-т по СНГ. Гл цель – создание интегрир экон и полит объед-ия гос-в, спос претенд на достойн место в мир сообщ. Основополаг эл-нт – экон сотруд-во, затем интересы без-ти, вопросы гуманит сотруд-ва и прав человека и координация по реш межд проблем. Создание Тамож союза (95 г): РФ-Бел-Каз. В него вошли те страны, кот это было надо. Появл «1го жирка» у СНГ (Богат). 99 – осознание, что нужно создавть интегрир группу. 4.1999 г – приход Путина. Россия отходит от общего видения простр-ва СНГ. Активная интеграция с блоками, структур-ция простр-ва по блокам гос-в. 2000е – не период крушения СНГ, а период, когда можно констат возн-ие новой сист отнош. Принятие КВП РФ (2008г) – новое-РФ отходит от общего видения простр-ва СНГ, разделяет отношения на добрососедские, союзнические и стратегич партнерство.Стремится к построению пояса добрососедства. 2008 г осн шаги в обл: 1)экон кооперации: принятие Стратегии экон развития СНГ до 2020 г; Приорит напр-ий сотруд-ва в сфере тр-та, Комплекса совместных мер по повыш продов без-ти; 2)гуманит взаимод-ия: проведение Форума науч и творч интеллигенции, конкурса молодых исполнителей, молодеж Дельфийских игр, Межд спорт игр и Форума молодежи стран, Года лит-ры и чтения; 3)обеспеч без-ти и наблюд за выборами. Проблема регион-ции: отсутствие на постсов пр-ве явно выраж межд-полит регионов. Вар-ты отнош: союз+интегр (РФ-Бел), интегр без союза (Каз), союз без интегр (с Арм).
Форматы в СНГ: 1.ШОС (2001). Входят 6 стран (Кит, РФ, Каз, Тадж, Кирг, Узб).Размывание регион форматов-пример участники СНГ + Китай. Создана для урегул-ия погранич проблем в ЦА. Для РФ – важна воен-полит сторона союза.
2.ЕврАзЭс (2000).Кирг, РФ, Бел, Каз, Тадж, Узб приостановил членство. Арм, Молд, Укр – наблюдатели. Межд экон орг-ция – форм-ие общ внеш тамож границ, выработка единой внешнеэкон политики, тарифов, т е общего рынка. 2006 – Таможсоюз Бел, РФ, Каз (2004-05 ЦАС 6 окт 05 на саммите ЦАС принято решение, в связи с вступлением Узб в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС — то есть фактически решено упразднить ЦАС).
3.ГУАМ (1997). Гр, Укр, Азерб, Молд. Изначально как орг-ция стран-эксп энергоресурсов. Воен-полит блок. 99-05 – Узб. Ориент на европ и межд стр-ры. Теперь – орг-ция демократии и развития.
4.ОДКБ.(2002 г). 92 г Арм, Каз, Кирг, РФ, Тадж, Узб - в Ташк ДКБ, Азерб, Гр, Бел в 93. Рассчитан на 5 лет, 1999 – продлили Арм, Бел, Каз, Кирг, РФ, Тадж. Узб – ГУУАМ. 2002 г в Москве – реш о проебраз-ии в ОДКБ. в 2006 восстановление членства – Узб. Воен-полит орг-ция. Гл цели: охрана границ, обеспеч без-ти, гарантии взаимного ненападения.4 фев 2009 г в Москве одобрено формирование коллективных сил оперативного реагирования для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с межд терроризмом и экстремизмом, транснац организ преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвыч ситуаций.
5.ЕЭП. Бел, Каз, РФ, Укр Проект экон, возм-но, полит интеграции, 2003. . Попытка вовлечь Укр в более тесн сотруд-во и создать с ней в перспективе там союз Укр подписала, но тормозит сознательно не участвует, с 2005 – недовольства. Хотят ЗСТ.(роль внеш сил в размывании регионал форматов- ЕС несвусмысл заявил Украине, что она не может строить там союз с РФ если хочет зон своб торговли с ЕС).
6.Союз гос-во РФ и Бел, 1997.
7.Содр-во дем выбора, 2005.Укр, Молд, Латв, Лит, Эст, Польш, Словения, Макед, Рум,
Из лекции-Проблема регионализации – отсутствие на постсов прост-ве явно выражен межд-пол регионов как общности, у кот. есть внеш границы и внутрен. сплачивающие факторы. Проблема регионализации определяет проблему размывания СНГ как такового.
Байков и Болгова. Эволюция подходов к оценке роли СНГ.СНГ - уник модель отнош, отл-ся заметным своеобразием по сравн с моделями интеграц процессов, кот сложились к наст времени в рамках ЕС и др регион объединений. СНГ – мех-зм консультаций, наличие такой стр-ры на постсов простр-ве необх (АСЕАН, ОБСЕ). Принятие реш – консенсус минус N. Все могут возд-ся, но страны, не участв, могут не реализ. Матрица: конфр-Гр, игнор-нет, дистанц-Укр, выжид-Бел, Азерб, Молд, Турк, сближ-Арм,Узб,Кирг, интегр-Каз, Тадж. СНГ идет в терминах постсов простр-ва. Прибалтика туда не вкл. Постепенно отходят от этого термина. Всерьез термин ближн зарубежье не исп-ся. Отход от сов формул-ки. Возвращ опр-ие - новые независ госва, и более нейтр-пригранич госва и росс порубежье. Здесь терминология как отраж самовосприятия, дистанц от РФ этих госв. Для РФ СНГ-офиц. зона жизненно важных интересов, пространство, кот необх-мо интегрир под собств лидерством, но РФ не способна предлож ключевым госвам адекватные интеграц форматы в рамках СНГ..У многих отнош как к чемодану без ручки. Нет инвестиций со стороны РФ. Но бросить нельзя вакуум заполнится др.
Федор Лукьянов Новая роль СНГ- единственный форум, где лидеры бывших советских республик могут пообщаться так, чтобы сам факт общения не воспринимался как чья-то уступка. (#Тимошенко было бы трудно рассчитывать на переговоры с Путиным, если бы не совет глав правительств в Минске).
Из старой шпоры-Согласно гипотезе А.И.Никитина, в настоящ время накопилось достаточно объектив факторов, чтобы признать, что 15лет существование геопол образования «пост-советское про-во», состоящего из 12 государств СНГ, подходит к концу. Сегодня наблюдается раскол между двумя группами государств СНГ (ОДКБ-ГУАМ), единые внешние границы Содружества не сложились (в 2005-2006 годах Таджикистан – последнее из государств СНГ, доверявшее защиту своих границ пограничникам России – взял под охрану собственные границы). Распалось единое прав, язык, культу, образоват пространство СНГ. Военно-политическая интеграция в формате 12 государств СНГ не удалась – доказательством чему послужил роспуск Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ в 2005 году. Ряд государств региона вступил во внерегиональные объединения – в частности, в Организацию «Исламская конференция», а внерегиональные альянсы ЕС и НАТО взяли на себя роль посредников в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе и в Центральной Азии. В результае, бывшее «пост-советское пространство», сохранявшее некоторое геополитическое и культурное единство, превратилось в Северо-Восточную Евразию, в которой влияние Москвы, Ирана, Пакистана, Турции, НАТО, ЕС, ОИК, США, Японии, Китая, Южной Кореи и других акторов соседствует, переплетается и создает плюралистический пол и эк баланс сил.
В.Г.Барановскийвысказал мнение, что последние два-три года на постсов про-ве наблюдается новая пол динамика, связанная с изменением источника турбулентности. Если первые 10 лет источники потрясений были унаследованы от сов прошлого, то на нынешнем этапе такими источниками является ориентированный на удержание власти новый правящий класс. Произошел раскол постсов пространства на три местами пересекающихся сегмента – европейский, кавказский и центрально-азиатский, и в настоящее время имеет смысл изучать не отношения в СНГ в целом, а двусторонние отношения между различными странами. Значимую роль продолжает играть рос фактор. В последние несколько лет внутрипол ситуация в России стала более стабильной, что повысило внешнепол дееспособность режима, в том числе и по отношению к постсов пространству. Однако, эта уверенность временами перерастает в самоуверенность и комплекс «большого брата».
Сафранчук отмечает, что у РФ на постсов пр-ве существует 2 базинтереса – получение максимальной отдачи от экспорта энергоресурсов и решение проблемы транзита. При этом важно понимать, что в отношениях с Украиной, Грузией и Белоруссией значение имеет именно цена транзита, т.к. рынки этих стран настолько малы, что для России должно быть практически неважно, по какой цене продавать им энергоносители. На европ направлении Россия хочет, чтобы в вопросах транзита не было политики, но при этом все равно основные усилия уделяет обсуждению рыночных цен на топливо, а не вопросу транзита. На центрально-азиатском направлении существует целый ряд конкурирующих проектов. С 2002 года в регионе меняется сущность конкуренции: важно не кто добывает, а кто и куда будет вывозить. Четыре базовых проекта:
• Российский проект: есть инфраструктура, но она предполагает экспорт в Европу, а государствам Центральной Азии нет смысла ориентироваться только на европейских потребителей.
• Западные проекты: транзит в Европу. Здесь ключевую роль играют Грузия и Азербайджан, и Россия уже проиграла схватку за пути транспортировки на Кавказе.
• Китайский проект для Центральной Азии. Китай нуждается в партнере и источнике энергоресурсов для осуществления проекта по развитию Синьцзянь-Уйгурского автономного округа.
• ЦАРЭС (Центрально-Азиатское региональное экономическое сотрудничество) – проект Азиатского банка развития, которые предполагает объединение в одну экономическую зону Центральной Азии, Синьцзянь-Уйгурского АО, Афганистана с единой системой энергетики и транспорта. В проекте активно участвует Китай.
• Потенциально в регионе может быть иранский проект.