Вопрос 35. Проблемы гуманитарной интервенции и миротворчества в мировой политике 1990-х годов. Составлено Ником.

Начинаем, как и полагается, с УСТАВА ООН.

Статья 2 – Все члены ООН воздерживаются от угрозы силой или ее применения.
Но:

Статья 51 – Право на индивидуальную или коллективную самооборону

Статья 39 – СБ определяет существование любой угрозы миру и необходимые меры.
Статья 41 – Полномочия СБ ООН для принятия мер, не связанных с применением ВС.

Статья 42 – Если СБ ООН сочтет меры статьи 41 недостаточными, то он уполномочивается предпринимать действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Статьи 43-47 – порядок предоставления государствами-членами контингентов.

Миротворчество.
Миротворческие операции – совокупность политико-дипломатических, военных и иных форм и методов коллективных международных усилий по восстановлению международного мира и стабильности в конфликтных регионах посредством системы скоординированных мер по предотвращению, снижению остроты, разрешению, ликвидации последствий международных и немеждународных конфликтов.


Поскольку вопрос про 90-е, так и буду говорить.

Основные тенденции развития миротворческих операций:

· Переход от вмешательства в межгосударственные конфликты к более широкому и частному вмешательству во внутренние конфликты

· Увеличение масштабов вмешательства

· Рост числа операций, осуществленных региональными организациями как самостоятельно, так и во взаимодействии с ООН. Более частая передача инициативы от ООН к региональным организациям.

· Размывание грани между операциями по поддержанию мира и операциями по установлению мира (принуждению к миру). Нарастание количества элементов принудительных действий в структуре операций, применение силовых средств не только для самообороны,

· Разрыв между военной и политической сторонами операций. Военная стадия выполняется быстрее и эффективнее, а вот поддержание мира и миростроительство – медленнее.

· Эрозия критериев непредвзятости и равноудаленности миротворцев от сторон конфликта – часто к операциям допускаются страны, имеющие собственные интересы в регионе конфликта.

· Усложнение мандатов операций

· Раннее вмешательство в назревающие конфликты

· Силовое разъединение сторон

· Вертикальная агрегация операций: предупредительные меры, санкции – прекращение вооруженного насилия – постконфликтное восстановление разрушенных политических и экономических институтов, проведение выборов под международным наблюдением.

Проблемы ООН:

· активизация, 92г – создание Департамента миротворческих операций в составе Секретариата ООН.

· Сдвиг от пассивного к активному миротворчеству, расширение функций персонала миротворческих операций.

· Применение силы в том числе и для защиты гражданского населения, обеспечения передачи гуманитарной помощи, давления на конфликтующие стороны (а не только для самообороны, как изначально требуется).

· Т.о. – доктринальная основа и организационная схема отличаются от буквы устава ООН. Наибольшее распространение получили операции по разъединению и разоружению сторон конфликтов. контролю за прекращением огня и пограничными буферными зонами между враждующими сторонами, по осуществлению полицейских функций в постконфликтный период. Это Уставом непосредственно не предусмотрено. Им предусмотрено либо наблюдательные и посреднические миссии (6 глава Устава), либо принудительные военные действия (7 глава устава). ТО есть получается глава 6+)

· ООН не стала универсальным субъектом миротворческой деятельности. Неэффективность и неоперативность деятельности. Чаще всего одной ООН недостаточно.

· Избирательность ООН в отношении того, в какие конфликты надо вмешиваться.

Гуманитарные интервенции.

Устав ООН не предусматривает возможности вмешательства в дела суверенного государства. Однако предпринимаются попытки оправдать гуманитарные интервенции. Концепция танцует от понятия ограниченности суверенитета государства и от необходимости этот суверенитет преодолевать, если государство нарушает права человека в отношении своих граждан. В принципе, ничего нового в этом нет, т.к. подобные деяния осуществлялись еще во время Х.В. (Вьетнам, Камбоджа). Но в 90-е годы, во-первых, они участились, во-вторых, впервые появились попытки легитимации и легитимизации гуманитарных интервенций. То есть если раньше они считались чем-то из ряда вон выходящим, исключительными случаями, то теперь их пытаются превратить в практику, подкрепив, прямо или косвенно, решениями ООН.

Доклад «Ответственность по защите» - 2001 год (это не 90-е годы, но он концептуализирует и легитимизирует интервенции). Понятие суверенитета как ответственности:

· Власти несут ответственность за осуществление функций защиты безопасности и жизни граждан и содействия их благополучию

· Внутри страны власти несут ответственность перед гражданами, на международной арене – перед ООН.

· Следовательно, представителей власти можно привлечь к ответу, как за действия, так и за бездействие.

Если государство не справляется со своими функциями обеспечения защиты, то они переходят к международному сообществу, которое имеет право вмешиваться. То есть имеют право на осуществить интервенцию.

Примеры интервенций:

1992 год, Сомали – интервенция американцев и пакистанцев. Неудачно.

1995 год, Босния и Герцеговина по мандату ООН, разрешающему бомбежку для предотвращения геноцида

1999 год, Косово – без мандата ООН. Но потом – фактическое одобрение резолюцией 1244 СБ ООН.

Наши рекомендации