Вопрос 35. Проблемы гуманитарной интервенции и миротворчества в мировой политике 1990-х годов. Составлено Ником.
Начинаем, как и полагается, с УСТАВА ООН.
Статья 2 – Все члены ООН воздерживаются от угрозы силой или ее применения.
Но:
Статья 51 – Право на индивидуальную или коллективную самооборону
Статья 39 – СБ определяет существование любой угрозы миру и необходимые меры.
Статья 41 – Полномочия СБ ООН для принятия мер, не связанных с применением ВС.
Статья 42 – Если СБ ООН сочтет меры статьи 41 недостаточными, то он уполномочивается предпринимать действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Статьи 43-47 – порядок предоставления государствами-членами контингентов.
Миротворчество.
Миротворческие операции – совокупность политико-дипломатических, военных и иных форм и методов коллективных международных усилий по восстановлению международного мира и стабильности в конфликтных регионах посредством системы скоординированных мер по предотвращению, снижению остроты, разрешению, ликвидации последствий международных и немеждународных конфликтов.
Поскольку вопрос про 90-е, так и буду говорить.
Основные тенденции развития миротворческих операций:
· Переход от вмешательства в межгосударственные конфликты к более широкому и частному вмешательству во внутренние конфликты
· Увеличение масштабов вмешательства
· Рост числа операций, осуществленных региональными организациями как самостоятельно, так и во взаимодействии с ООН. Более частая передача инициативы от ООН к региональным организациям.
· Размывание грани между операциями по поддержанию мира и операциями по установлению мира (принуждению к миру). Нарастание количества элементов принудительных действий в структуре операций, применение силовых средств не только для самообороны,
· Разрыв между военной и политической сторонами операций. Военная стадия выполняется быстрее и эффективнее, а вот поддержание мира и миростроительство – медленнее.
· Эрозия критериев непредвзятости и равноудаленности миротворцев от сторон конфликта – часто к операциям допускаются страны, имеющие собственные интересы в регионе конфликта.
· Усложнение мандатов операций
· Раннее вмешательство в назревающие конфликты
· Силовое разъединение сторон
· Вертикальная агрегация операций: предупредительные меры, санкции – прекращение вооруженного насилия – постконфликтное восстановление разрушенных политических и экономических институтов, проведение выборов под международным наблюдением.
Проблемы ООН:
· активизация, 92г – создание Департамента миротворческих операций в составе Секретариата ООН.
· Сдвиг от пассивного к активному миротворчеству, расширение функций персонала миротворческих операций.
· Применение силы в том числе и для защиты гражданского населения, обеспечения передачи гуманитарной помощи, давления на конфликтующие стороны (а не только для самообороны, как изначально требуется).
· Т.о. – доктринальная основа и организационная схема отличаются от буквы устава ООН. Наибольшее распространение получили операции по разъединению и разоружению сторон конфликтов. контролю за прекращением огня и пограничными буферными зонами между враждующими сторонами, по осуществлению полицейских функций в постконфликтный период. Это Уставом непосредственно не предусмотрено. Им предусмотрено либо наблюдательные и посреднические миссии (6 глава Устава), либо принудительные военные действия (7 глава устава). ТО есть получается глава 6+)
· ООН не стала универсальным субъектом миротворческой деятельности. Неэффективность и неоперативность деятельности. Чаще всего одной ООН недостаточно.
· Избирательность ООН в отношении того, в какие конфликты надо вмешиваться.
Гуманитарные интервенции.
Устав ООН не предусматривает возможности вмешательства в дела суверенного государства. Однако предпринимаются попытки оправдать гуманитарные интервенции. Концепция танцует от понятия ограниченности суверенитета государства и от необходимости этот суверенитет преодолевать, если государство нарушает права человека в отношении своих граждан. В принципе, ничего нового в этом нет, т.к. подобные деяния осуществлялись еще во время Х.В. (Вьетнам, Камбоджа). Но в 90-е годы, во-первых, они участились, во-вторых, впервые появились попытки легитимации и легитимизации гуманитарных интервенций. То есть если раньше они считались чем-то из ряда вон выходящим, исключительными случаями, то теперь их пытаются превратить в практику, подкрепив, прямо или косвенно, решениями ООН.
Доклад «Ответственность по защите» - 2001 год (это не 90-е годы, но он концептуализирует и легитимизирует интервенции). Понятие суверенитета как ответственности:
· Власти несут ответственность за осуществление функций защиты безопасности и жизни граждан и содействия их благополучию
· Внутри страны власти несут ответственность перед гражданами, на международной арене – перед ООН.
· Следовательно, представителей власти можно привлечь к ответу, как за действия, так и за бездействие.
Если государство не справляется со своими функциями обеспечения защиты, то они переходят к международному сообществу, которое имеет право вмешиваться. То есть имеют право на осуществить интервенцию.
Примеры интервенций:
1992 год, Сомали – интервенция американцев и пакистанцев. Неудачно.
1995 год, Босния и Герцеговина по мандату ООН, разрешающему бомбежку для предотвращения геноцида
1999 год, Косово – без мандата ООН. Но потом – фактическое одобрение резолюцией 1244 СБ ООН.