Вопрос 42. Роль ЕС в современной мировой политике

Троицкий «ЕС в мировой политике», Юрьева «Внешнеполитическое измерение ЕС: парадоксы и дилеммы», В.Г. Барановский «Меняющаяся Европа».

Краткая история ЕС:

Европе́йский Сою́з — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество.

1992 — Маастрихтский договор и создание на основе Сообществ Европейского союза

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

2004 — подписание Конституции ЕС (в силу не вступила)

3 опоры европейской интеграции:
1. Экономика (только здесь есть наднациональные органы – Комиссия европейских сообществ)

2. общая внешняя политика и политика безопасности

3. внутренняя политика, полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам.

По Лиссабонскому договору эта система должна быть устранена и установлен единый статус ЕС как субъекта МП.

Евроинституты:

Европейский совет – высший политический орган, состоит из глав государств и правительств. На полгода избирается председатель.
Еврокомиссия – исполнительный орган, по одному человеку от каждого члена.

Совет Министров.

Европейский парламент. Его решения носят рекомендательный характер

Европейский суд.

Европейский центральный банк и т.д. + саммиты ЕС.

Т.е. система дезорганизована, с ЕС трудно взаимодействовать.

Факторы:

· Демография. Оценочно – 493-499 млн. человек, больше, чем в США. Хотя и спад.

· Экономика

o ВВП – 18 триллионов долл. $ – первый в мире.

o ЕС расширился, есть надежда, что освоение новых рынков, демократических, экономических, пространственных ресурсов принесет долгосрочные выгоды и укрепит позиции ЕС как мощнейшего союза.

o Возрастающая роль Евро, хотя есть и трудности в среднесрочной перспективе. В том числе и кризис сейчас.

· Культурное и культурно-политическое влияние

o Европейские ценности – мирные переговоры для решения споров, гражданские и политические права человека, права меньшинств. Обеспечение экономической и политической стабильности на основе общественной солидарности и повышении благосостояния европейцев, поддержание безопасного и дружественного внешнего окружения.

o Воздействие на международные отношения с помощью мягкой силы, в отличие от США. Традиции морали и борьбы за справедливость. В Европе размещены судебные органы – Международный уголовный суд, Международны трибунал по бывшей Югославии, Европейский суд по правам человека, Международный суд ООН и др.

o Удачный интеграционный опыт.

o Юрьева – value-based policy (вэлюу бэисд полиси). 1) ставка на международное право и многополярность; 2) защитить европейские ценности внутри ЕС и распространить их за пределы ЕС; 3) окружить ЕС кольцом дружественных государств. Более жесткий вариант values based policy – conditionality (кондишёнэлити) (принцип политической обусловленности) – предложение соседям своих правовых достижений.

· Военно-политическое измерение

o Три ипостаси: национальные государства, ЕС, НАТО

o Нац. государства

§ Франция, Британия – Ядерные державы

§ Германия, Италия, Испания – приличные Вооруженные силы (ВС)

§ Другие – небольшие, но хорошо оснащенные ВС.

§ Но ни одно нац. гос-во не претендует на глобальное лидерство

§ низкие военные расходы.

o ЕС – низкий потенциал. Реформа – Европейские Силы Быстрого Реагирования. 100 тыс. военнослужащих, для быстрой переброски в конфликтные зоны. Но пока не осуществлен.

§ Может использовать ресурсы НАТО (Берлин +). Но одновременно уменьшается независимость ЕС от НАТО.

o 1) гражданские операции спасения и реагирования на катастрофы; 2) кризисное реагирование; 3) военное антикризисное вмешательство. Новая задача – контртерроризм (между 2 и 3 задачей)

· Организационное измерение.

o Встречи лидеров ЕС с лидерами ведущих мировых держав

o Участие в работе международных органов – Восьмерка, Двадцатка, НАТО, АСЕАН (ассоциация государств юго-восточной Азии) и проч.

o Двусторонние договоры со странами всех континентов, договоры в области безопасности и борьбы с терроризмом.

o Влияние в ВТО

o Используют влияние для побуждения других стран принимать правила игры ЕС, подкупая, тормозя одни и побуждая другие процессы.

o Если ЕС ратифицирует Лиссабонский договор, его организационный ресурс еще больше возрастет – появится единый официальный представитель. Пока есть от Еврокомиссии комиссар по внешним делами, и Президентство ЕС меняется каждые полгода, и так далее).

Проблемы:

· противоречия между странами-членами.

o Двигатели интеграции – Франция, Германия, против Британии, Дании, Нидерландов – скептиков

o Боязнь нанести удар по альянсу с США, опять же – старая Европа (Франция, Германия) против проамериканской (Британия плюс Восточная Европа)

· Противоречия между странами и наднациональными органами. Часто страны, особенно крупные, ведут свою независимую национальную политику, и наднациональные органы не авторитет. У Высокого представителя по общей внешней политике и политике безопасности нет власти, только координационные функции, есть комиссар Еврокомиссии по внешней политике, есть Президентство ЕС в Европейском Совете. Пока Лиссабонского договора нет, этого не будет.

· Демография. Много мигрантов, в том числе и мусульман, плохо ассимилирующихся. Это также фактор давления, может быть, и терроризма.

Структура ЕС: Европейская комиссия (высший орган исполнительной власти ЕС – 27 членов), Совет ЕС, Европейский парламент, Европейский суд, Палата аудиторов, Европейский Центробанк, Европейский инвестиционный банк, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов (консультативный орган, обеспечивает представительство региональных и местных администраций в работе ЕС), Институт Европейского омбудсмена, 15 специализированных агентств и органов.


43. Международно-политические процессы в АТР

План:

1. Понятие региона АТР.

2. Общее описание тенденций.

3. Стабильность в регионе.

4. Крупные государства (КНР, США, Россия, Япония)

Авторы – Воскресенский «Восточная Азия и АТР: региональное измерение мо», учебник Торкунова.

Статистика Всемирного банка, МВФ. Системная история Богатурова.

1) в 21 в – локомотив роста мир эк, решающая роль в полит и эк развитии.

2) население – больше 3 млрд. чел., ископаемые – все, темпы роста больше развитых. Китай в последнее десятилетие - на 9 %. К 2015 году 5 самых крупных экономик региона будут давать около 45% мирового ВВП.

3) АТР – характерна однонаправленность векторов развития. Входит ли туда Центральная и Южная Азия? Входит ли туда Латинская Америка? Входят ли туда США? Другой подход – выделение региона Восточная Азия (Китай, Япония, Кореи, Монголия, Тайвань). Более широкое понимание (геоэкономическое) ВА - + Малайзия, Сингапур, Таиланд, Индонезия, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Дальний Восток РФ, Австралия, Новая Зеландия, НО без КНДР.

К региону Восточной Азии относятся Дальний Восток России, Китай , Тайвань, Япония, КНДР, Республика Корея и Монголия. Южная Азия включает следующие государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Мальдивы. По определению ЮНЕСКО, регион Центр.Азии включает Монголию, Западный Китай, Пенджаб, северную Индию и северный Пакистан, северо-восточный Иран, Афганистан, районы азиатской России южнее таёжной зоны и пять бывших советских республик Средней Азии.

Также можно спорить и включать в регион США, Канаду, ЛА. Или включать ЛА, но исключать Канаду, т.к. она себя не позиционирует как азиатско-тихоокеанское государство. Можно также включать даже ЕС в качестве фактора влияния, «внешней составляющей». Важный фактор принадлежности – вовлеченность в региональное развитие.

Тенденции процессов.

- фрагментирован

- характерно развитие двусторонних отношений. Ограниченность региональных интеграционных процессов экономической интеграцией.

- Китай: динамика его развития и отношения с ключевыми игроками будут определять позиции региона в ближайшее время.

- Региональные интеграционные процессы развиваются в качестве ответа на процессы глобализации и интеграционные процессы в странах Запада.

Двусторонние договоры.

Отношения в сфере безопасности регулируются двусторонними соглашениями.

Договоры: США-Япония. Сан-Франциско, 1951г. Д-р о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности. Нет четкого срока действия. США оказывают помощь Японии в случае возникновения угрозы миру и стабильности на Дальнем Востоке.

США-Южная Корея. 1953 год, договор о взаимной обороне. Размещение военных баз на территории ЮК.

США-Филиппины. 1953 год, договор о взаимной обороне. Размещение военных баз на территории Ф. С 1970-х по 1992 год военные базы были выведены, сохранилось право на коммерческое использование ремонтной базы.

США-Сингапур. 1990 – размещение в С. Службы снабжения ВМС.

США-Малайзия, Индонезия, Бруней – предоставление портов для ремонта американских военных кораблей.

США-Таиланд. США рассматривают Т. В качестве одного из ключевых союзников в сфере безопасности в регионе. Рамки отношений задаются уже не действующим договором СЕАТО (манильский пакт 1954 года), на который тем не менее ссылаются США. Таиланд участвует в коалиции в войне с терроризмом в Афганистане. В 2003 году США назвали Т. Очень важным союзником вне НАТО, что означает возможности масштабных закупок американских вооружений, сотрудничества спецслужб. И проч.

США-Тайвань. Страны не имеют официальных дипломатических отношений, но в США есть закон об отношениях с Тайванем. И фактически США гарантируют ему суверенитет.

Австралия-Индонезия – 1995. Договор о проведении консультаций в случае опасных вызовов.

Россия в 1990-е 2000-е годы с одной стороны снижает уровень военного присутствия, а с другой переподписывает со странами региона договоры о сотрудничестве, в том числе и в военной сфере. Так Р. Прекратила аренду баз во Вьетнаме, сохранив действие договора от 1978 года. В 2000 году был подписан модифицированный договор с Северной Кореей (без статей военно-политического сотрудничества).

Многосторонние соглашения.

АНЗЮС. (Австралия, Новая Зеландия, США). 1951 год – военно-политический блок, созданный по инициативе США. А. и НЗ отказывались подписать мирные договора с Японией и получили в лице АНЗЮС гарантии защиты США. С 1978 года в сферу его действия включен Индийский океан, а с 1985 года США и НЗ разорвали прямое военное сотрудничество в связи с отказом НЗ пускать в свои порты яо на кораблях США, и теперь Австралия является связующим звеном в блоке. Блок принимал участие в ходе операций в Афганистане, в Восточном Тиморе. В случае нападения КНР на Тайвань, (поскольку США будут защищать Тайвань), договор АНЗЮС вступит в действие, но Австралия лишь будет проводить консультации с США.

Формально действует уже упомянутый Манильский договор о создании СЕАТО (организации договора Юго-Восточной Азии), однако с 1976 года ее организационные структуры были распущены. В него входили Австралия, Франция, США, НЗ, Пакистан, Филиппины, Таиланд, Великобритания, США.

В 1995 году в рамках АСЕАН был создан форум АРФ– региональный форум по вопросам безопасности, в который вошли страны АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Малайзия, Филиппины, Мьянма, Камбоджа, Сингапур, Таиланд), партнеры АСЕАН (США, Япония, Австралия, НЗ, Канада, ЮК, Россия, КНР), представители ЕС, КНДР. В задачи АРФ входит поддержание многостороннего диалога и мониторинг военно-стратегической ситуации в регионе.

Наши рекомендации