Особенности современных конфликтов
Понятийный аппарат (по Кулагину):Война – масштабное, часто тотальное вооруженное противоборство между 2 или более государствами. Вооруженный конфликт делится на крупной и меньшей интенсивности. Крупный ВК – общее число погибших (как военных, так и среди гражд) не менее 1000 чел в теч хотя бы 1 года за время, на протяжении которого этот конфликт длится. Если меньше потерь – меньшей интенсивности. ВК делятся на межгос (Индия-Паки) и внутренние (Судан, Непал, Колумбия). В последнее время новая разновидность межгос конф, как международное воор вмешательства 1го гос-ва или коалиции в дела другого г-ва (Ирак, Югославия, Афганистан).
Динамика конфликтов
После окончания ХВ кол-во локал и регионал конфликтов в мире увеличилось, ряд исследователей стали выдвигать различ теории, связанные с нарастанием конфликтного потенциала в мир по (Хантингтон – столкновение цивилизаций).
Бол-во исследователей соглашаются, что после некого всплеска кол-ва конфликтов в конце 80-х,их число пошло на убыль в серед 90-х и с конца 90х продолжает держаться на одном и том же уровне.
Современные конфликты создают серьезную угрозу человечеству из-за возможного их расширения в свете глобализации, развития эколог катастроф, гуманит кризисов .Озабоченность вызывало появление конфликтов в Европе в конце 20 века. Перспектива крупномасштабных межгос войн уменьшается.
Характеристика конфликтов к20-н21в(по Лебедевой)-
1.внутригосударственный характер
2.международное звучание
3.потеря идентичности
4. множественность сторон, включенных в конфликт и его урегулирование
5.значительная иррациональность поведения сторон
6.плохая управляемость:Противником гос-ва становятся негос акторы-экстремист рел течения, преступные группировки, транснац преступ синдикаты. Конфликты становятся все более продолжительными, все труднее определить точку их начала и окончательного разрешения. Стирается разница между воен и гражд объектами.
Внутригос х-тер современных конфликтов часто связан с тем, что в него вовлекается сразу несколько участников со воими лидерами,организацией. Каждый из участников со своми требованиями. Это затрудняет регулирование кон-та. Т.к. по мере увеличения числа сторон, зона совпадения интересов сужается. Кроме внутр факторов, на конфликт влияет множество внешних-госуд и негосуд. Их влияние вносит элемент непредсказуемости. Из-за своей многоплановости конфликт приобретает х-тер «многоголовой гидры», и как следствие ведет к ослаблению гос контроля. В связи с этим ряд исследователей-Каплан,Минк,Бус стали сравнивать к 20 века со средневеков раздробленностью (новое средневековье). Регулярные войска зачастую плохо приспособлены к решению внутр конфлик силовыми методами.
7.высокая степень информационной неопределенности вовлечение в обсуждение ценностей (религ,этнических)
Совр конфликты возникают в развивающихся регионах или переход от авторитар режимов. Появление большого числа беженцев - усложняет ситуацию.
!11 Конфликты приобрели новый х-тер, исчезли классические межгосударственные конфликты, в 90 на смену им пришли внутренние конфликты: 3 группы-конфликты между централ властями и этнич религ группами, между различ этнич или религиоз группами, между гос-вами и неправит структурой. Внутренние конфликты 1990 получили название конфликтов идентичности, связаны с проблемой самоидентификации.
Кулагин Причины внутренних конфликтов:1. сепаратистские конфликты (Шри-Ланка, Грузия, Молдавия). 2. за обладание гос властью (Непал, Колумбия, Перу). 3. контроль над природными ресурсами, нелегальной торговлей, наркоитиками.
Причины соврем конфликтов:
1.проблемы распростр оружия
2.непростые отношения между индустриал и сырьевыми странами, разрыв в доходах между различными странами, урбанизация и миграция населения в города,
3.рост национализма и фундаментализма как реакции на развитие глобализации
4.после распада бипол системы регион и локал конфликты зажили своей жизнью также повлияла перестройка миров пол системы,ее отход от Вестфал модели.
+все чаще возникают эконом и финансов противоречия, обострение борьбы за рынки и ресурсы. В перспективе именно дефицит ресурсов превратится в одну из главных проблем. Новые конфликты связаны со снижением влияния гос власти, с ее эрозией.
Факторы, влияющие на развитие конфликта- структурные(независимые переменные)структура общества, уров эк развития и процедурные(зависимые) политика участников конф-та и третьей стороны, личностные особенности пол деятелей. При изучении процесса формирования конфликта нужно анализировать структур факторы, а при выявлении формы ее разрешения - процедурные.
Фазы к-в: (Прюитт и Рубин сравнивают цикл конфликта с развитием сюжета пьесы из 3 действий-в 1ом определяется сюжет,во 2 достигает своего макимума, пата или развяки, в 3 происходит спад конфликтности.
Ассиметричные конфликты (АК) (Дериглазова Л. Парадокс асимметрии в международном конфликте):Ассиметрия в МО - отсутствие тождественности между субъектами, а также между наличными у них ресурсами и статусами, тактиками и стратегиями международного поведения.
Черты АК: – непредсказуемость исхода при явной несоразмерности силовых возможностей и статусов противоборствующих сторон;
– использование слабым участником стратегии поиска «слабостей сильного»;
– обращение слабой стороны к запрещенным средствам ведения военных действий;
– тактика «непрямых» военных действий, применяемая слабой стороной;
– неспособность сильной стороны отстоять свои позиции и надежно подавить слабого.
Асимметрия характеризует парадоксальные конфликтные ситуации, в которых сильный противник не способен защитить себя и добиться победы над слабым.
Примеры АК: великих державы – колонии в 20в (неравенство сил, ассиметрия воли, интереса), иракская кампания, борьба с терроризм (логика борьбы слабых против сильных).
Стремление учесть специфику АВ было заметно в межд политике на протяжении всей 2п.20 в. Гос-ва старались модифицировать стратегию военных действий, учитывая особенности борьбы против относительно слабых противников. Тенденции: разработка сценариев прямых военных столкновений ограниченного масштаба (стратегии «локальных войн», «ограниченных войн», «конфликтов низкой интенсивности»); подготовка вооруженных сил к ведению боевых действий небольшими по численности контингентами специально подготовленных войск; ведение превентивных действий против нерегулярных формирований и использование данных разведки и агентурных сетей; осуществление мер для обеспечения контакта с местным населением, под лозунгами защиты которого выступает более слабый противник, а также оказание военной и материальной поддержки группам своих сторонников в местном обществе; ограничение масштабов боевых операций и переход к невоенным способам оказания давления на слабого противника.
+ ДОПОЛНЕНИЕ: урегулирование современных конфликтов.
Урегулирование.
В условиях снижения роли гос-нации наблюдается снижение эффективности дипломатических методов, растет роль эконом механизмов и фин средств. Все большую роль играют гуманитарные операции. Рост роли информационного элемента как в урегулировании так и в обострении конфликтов + правовой элемент претерпевает изменения, снижение роли ООН, пренебрежение нормами мп в действиях НАТО.
Миротворческие операции включают в себя- 1.миротворчесво,2.поддержание мира,3.принуждение к миру,4.построение мира.
Большое значение процедурам урегулирования конфликтов придает ООН. В статье 33 устава говорится, что стороны конфликта д стараться разрешить спор путем переговоров, примирения, обследования, арбитража, судебного разбирательства, обращения к регионал органам или соглашениям и иным мирным средствам. В н 90 активность ООН в области урег и предотв открыт форм конфликтов усилилась, а численность миссий по поддержанию мира возросла. В 92 Бутрос Гали(генсек ООН)предложил развернуть Повестку дня для мира(agenda for peace), изложены различ процедуры мирного урегулирования и предотвращения конфликтов. Во 2пол 90 и в н2000 ООН уделяла бол внимание миротвор проблемам.
Урегулир конфликтов занимаются многие регион межправ организации (ОБСЕ)+неправ орган (Врачи без границ). Деятельность по урегул конфл включает целый спектр мероприятий- от посредничества и наблюдений за выполнением соглашений до военных операций.
Воздействие на конфликт осуществляется за счет:
1.превентивной дипломатии- не дать ко-ту перейти в вооруженную стадию. Деятельность по восстановлению доверия, работа миссий гражд наблюдателей по установлению фактов нарушения мира, обмен инфой. Направлена на предотвращение конфликта.
2.поддержания мира- меры, направленные на прекращение огня. Развертывание миссий военных наблюдателей, миротвор сил, создание буферных зон, зон свободных от полетов. Направлена на снижение остроты конфликта
3.сохранения мира –организация переговорного процесса и осуществление посреднических усилий третьей стороны.
4.восстановления мира- активное вовлечение 3ей стороны в постконфликтное урегулирование (деятельность направленная на подготовку выборов, управление территориями до полного восстановления мирной жизни).Мероприятия по примирению конфл сторон.
Наряду с вышеперечисленными понятиями есть и другие-«операции или миссий по поддержанию мира» (peacekeeping operations), операц или миссии в поддержку мира(peace support operations), операции в пользу мира(peace operations).Близки хотя и не совпадают.
К к.20 века появился термин «миротворческие операции второго поколения»-более широкое использование третьей стороной различ средств , в т.ч. ВМС и авиации. При этом воен операции стали осуществляться и без согласия гос-в , в кот возник конфликт (Югославия) - практика «принуждения к миру»(peace enforcement).
В науч литературе также распространены терминыconflict prevention, conflict management, conflict resolution.
Проблема связанная с гуманитарным воздействием на конфликт. В совр кон-тах страдает в основ гражданс население .Возникает вопрос о гуманит катастрофе, необходимость гуманит помощи. Зачастую без согласия гос-в , в кот возник конфликт.
Важно, что к процессу урег подключается множество участников. В традиционной дипломатии урегулированием занимались гос-ва и МПО - официал дипломатия(первое напрвление).В урег кон-тов принимают участие НПО, отдел лица- неофиц дипломатия (2 направление дипломатии).Множественное воздействие отвечает современным реалиям- многоплановости конфликтов, разнородности их участников, активизация негос акторов.
Деятельность НПО разнообразна: доставка гум помощи, сбор инфы о реал положении дел, внедрение образовательных программ. ориентируются на оказание воздействия на массовом уровне.
Новое направление- многонаправленная дипломатия (сотруд-во представителей офиц и неоф дипломатии + подключение деловых структур, частных лиц, исследов центров, религиоз деятелей, местных активистов, представителей СМИ).
Урегулирование конфликтов (Цыганков).
Политические методы урегулирования: традиционные и институциональные методы.
Традиционные (Лебедева, Мерль) - наибол распространенные методы урег (переговоры, использование услуг третьей стороны и посредничества).Со времен 2МВ- метод примирения-элементы спора становятся предметом разбирательства смешанной комиссии под прелседат 3ей стороны (беспристрастна).
Институционал методы.Возникновение и развитие универсал МПО(ООН) –продвижение в урегулир межгос конфликтов. Страны ООН должны до применения силы использовать т мир ср-ва урег. Использование институц механизмов - придание таким механизмам коллективный характер. Теперь развести противников пытается не 3е гос-во, а межправ орг.
Классификация к-в:крупные (общее число погибших не менее 1000 человек за год)/меньшей интенсивности
межгосударственные (Индия-Пакистан)/ внутригосударственные (Судан, Непал, Колумбия).
3)международное вооруженное вмешательство (США и Ирак, Югославия, Афганистан). С санкции ООН или в обход.
2 тенденции в н 90 – процесс урегулирования старых конфликтов США и СССР, с другой распад СССР инициировал новые вооруженные конфликты. В целом возросло число конфликтов. Но затем их число снизилось. В 2003 19 конфликтов, плюс потери тоже снижаются.
Актуальность: 1. даже локальные конфликты в результате Г оказывают огромное влияние в масштабе всего мира. 2. вооруж конфликты – источники распространения терроризма и ОМУ