Типология современных конфликтов

Наряду с методологическим плюрализмом в исследовании роли информационно-психологического фактора в конфликтных ситуациях отмечаются, во-первых, серьезные различия между типами конфликтов, во-вторых, применение в каждом типе конфликта своих технологий. Если методологические подходы в большей степени отражают мировоззрение исследователя, то типология и классификация конфликтов и применяемых технологий психологического воздействия означают инструментарий, приемы и методы, при помощи которых аналитики и практики достигают искомого результата. Технологии – не что иное, как сумма приемов, средств и процедур, учитывающих состояние изучаемого объекта и направленных на достижение поставленной цели.

Первоначально требуется определить природу и характер самого конфликта. Общая конфликтология исходит из двух посылов о природе конфликтов, происходящих в обществе:

· теории «исходного конфликта» (М. Вебер, Р. Дарендорф), полагающей, что конфликты присущи, неизбежны, имманентны обществу, их нельзя предотвратить, можно лишь смягчить их негативные последствия;

· теории «производного конфликта» (Т. Парсонс, Э. Дюркгейм) сторонников системного подхода, полагающих, что конфликты в обществе, в том числе в международном сообществе, возникают в результате несогласованных действий его участников.

Не включаясь в дискуссию по этому поводу, отметим, что оба подхода предполагают необходимость применения соответствующих технологий как в теории «исходного конфликта» – для минимизации ущерба, так и в теории «производного конфликта» – для разрешения конфликтной ситуации. В обоих случаях технологии воздействия на течение конфликта признаются как необходимое условие, которое рекомендуется сторонниками различных методологических подходов.

В конфликтологии существует также большое разнообразие в способах классификации конфликтов. В данной проблематике выбор классификации определяется той сферой общественных отношений, которой занимается исследователь. Поскольку конфликтология – междисциплинарный предмет, включающий направления и элементы политологии, социологии, психологии, философии, права, экономики и других наук, то классификация и типология конфликтов определяются специализацией исследователя, интересующегося политической, правовой, психологической или какой-либо другой составляющей конфликтной ситуации.

Типология и классификация современных конфликтов весьма разнообразны. Так, в общей конфликтологии конфликты подразделяются на внутриличностные, межличностные, групповые, конфликты в организациях, конфликты между большими социальными группами [30, с. 28–29].

В трудах по социологии особое внимание уделяется социальным и политическим конфликтам [31, с. 93], а в работах юристов-междуна­род­ников – анализу международных и немеждународных (внутренних) конфликтов [32, с. 42–43].

В политологии классификация конфликтов осуществляется по числу участников, интенсивности и характеру столкновения интересов и ценностей, предмету спора [3].

Таким образом, типология современных конфликтов не является универсальной, она осуществляется по избранным исследователем критериям в рамках представляемой им дисциплины. В контексте исследования информационно-психологического воздействия на разрешение конфликтов несомненный интерес представляют политические конфликты международного и немеждународ­ного (внутреннего) плана. Следует заметить наличие и здесь расхождений между учеными и политиками во взглядах на то, какие конфликты считать международными, а какие – внутренними.

Если ряд юристов-международников считают, что в международном конфликте противоборствующие стороны – субъекты международного права, а в немеждународном конфликте только одна из сторон – суверенное государство [32, c. 45], то политологи небезосновательно полагают, что существует тесная взаимосвязь международных и внутренних конфликтов.

Внутренние конфликты имеют элементы международных, перерастают в международные в силу слияния «миров» внешних и внутренних политик. Более того, во всех этих конфликтных ситуациях задействованы международные организации, объектом международных переговоров стала внутренняя политика. По мнению некоторых политологов, происходит слияние сфер внутренней и внешней политики [33, c. 205].

В итоге можно констатировать разнообразие типологий современных конфликтов и, соответственно, разнообразие технологического инструментария их разрешения. Информационно-психоло­гичес­кий инструментарий воздействия на разрешение конфликтов не является исключением, он также разнообразен, в нем отмечаются различные технологии, приемы, методы, диктуемые конкретными условиями и спецификой конфликтной ситуации.

1.3. Классификация технологий информационно-психологического воздействия в массовых
политических процессах

В современных социальных и социально-политических системах функции управления осуществляются с помощью оказания информационно-психологического воздействия на объект управления [34–37].

Психологическое воздействие – это способ оказания влияния на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения с использованием различных способов явного и скрытого психологического принуждения. Психологическое воздействие часто применяется в форме технологий тайного принуждения личности. Комплексное использование различных способов скрытого психологического принуждения людей в виде системы психологических операций, разнообразных пропагандистских акций и рекламных кампаний выступает как распространенное средство политической борьбы не только во внешнеполитической деятельности и в условиях международных конфликтов, но и как средство, присущее внутриполитической деятельности. Процесс тайного принуждения личности выступает как вид деятельности, осуществляемый с использованием разнообразных специфических способов и средств, скоординированных во времени, пространстве и реализуемых как отдельными лицами, так и различными социальными организациями в широком смысле понимания данного термина. Технология тайного принуждения личности включает как сам процесс скрытого психологического принуждения людей, так и процедуры, комплексы применяемых способов и средств психологического воздействия.

Выделяют 3 основных этапа психологического воздействия.

1. Операционный, когда осуществляется деятельность его субъекта.

2. Процессуальный, когда имеет место принятие (одобрение) или неприятие (неодобрение) данного воздействия его объектом.

3. Заключительный, когда проявляются ответные реакции как следствие перестройки психики объекта воздействия.

Перестройка психики под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте, так и по временной устойчивости. По первому критерию различают парциальные изменения, т. е. изменения какого-нибудь одного психологического качества (например, мнения человека о конкретном явлении), и более общие изменения психики, т. е. изменения ряда психологических качеств индивида (или группы). По второму критерию изменения могут быть кратковременными и длительными.

Психологическое воздействие может осуществляться различными методами и основными инструментами, с помощью которых оказывается влияние на сознание и подсознание людей:

1) собственно психологическими методами (убеждением, вну­шением, информированием, поощрением, принуждением, наказанием, ме­тодом примера);

2) с использованием военных средств;

3) может использоваться система торговых и финансовых санкций, направленных на экономический подрыв потенциального противника;

4) с использованием чисто политических средств.

Психологическое воздействие подразделяется на следующие виды: информационно-психологическое, психогенное, психоаналитическое, нейролингвистическое, психотронное (психофизическое) и психотропное.

Выделяют следующие формы психологического воздействия:

· вербальными средствами;

· печатными и изобразительными средствами;

· с помощью радио, телевидения и компьютерной техники (Интернета).

При выборе форм психологического воздействия необходимо учитывать их специфические особенности. Устное (вербальное) воздействие очень продуктивно, но не всегда возможно. Воздействие с помощью радио, телевидения и Интернета обеспечивает одновременный охват большой аудитории, но требует специальной аппаратуры для приема информации и обеспечения возможностей для ее прослушивания (просмотра). Печатные и изобразительные материалы проигрывают в оперативности, не воспринимаются неграмотными людьми и требуют специальных средств доставки к объекту. Однако их можно изучать неоднократно, передавать из рук в руки, хранить длительное время [37].

Психологическое воздействие оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом:

· потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);

· интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);

· эмоционально-волевую (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);

· коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).

Психологическое воздействие имеет свои механизмы – наиболее общие закономерности, по которым оно осуществляется. Обычно различают механизмы трансформации:

· убеждений;

· стереотипов;

· установок людей.

Психологическое воздействие дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания.

Психологическое воздействие осуществляется на основе определенных принципов (основных концептуальных положений).

Различают следующие принципы психологического воздействия:

· индивидуального и дифференцированного подхода;

· воздействия в группе и через коллектив;

· воздействия в процессе деятельности;

· сочетания высокой интенсивности влияния с учетом специфических характеристик его объекта;

· опоры на положительные или отрицательные характеристики личности и группы;

· единства, согласованности, преемственности в психологическом воздействии.

Индивидуальный и дифференцированный подходы в психологическом воздействии предполагают:

· глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологи­ческих особенностей объектов воздействия;

· определение конкретных задач влияния на конкретных людей и группы (сообщества) с учетом их личностных и групповых характеристик;

· постоянный анализ итогов психологического воздействия; своевременное внесение корректив в методику его осуществления с учетом особенностей каждого конкретного человека.

Принцип психологического воздействия в группе и через коллектив требует:

· определять приоритеты во влиянии на неформальных лидеров и руководителей группы (сообщества);

· определять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех ее членов, и именно на них сосредоточивать основное влияние субъекта воздействия;

· умело использовать силу группового мнения в интересах повышения эффективности воздействия;

· заставлять всех членов группы подчинять личные интересы общим;

· обеспечивать единство и сплоченность активных людей в действиях, способствующих воплощению целей осуществляемого на группу психологического воздействия.

Психологическое воздействие в процессе деятельности предполагает, что влияние на людей может осуществляться менее заметно и более продуктивно.

Принцип сочетания высокой интенсивности влияния с учетом специфических характеристик его объекта предполагает непрерывное достижение целей психологического воздействия, временная приостановка которого возможна лишь в том случае, когда необходима его корректировка исходя из специфического проявления конкретных психологических особенностей людей, осмыслить которые заранее не представлялось возможным.

Опора на положительное или отрицательное в личности и группе ориентирует на изучение и учет прежде всего того, что может способствовать или препятствовать психологическому воздействию. Те или иные положительные или отрицательные характеристики личности или группы могут как затруднять, так и повышать его эффективность, что необходимо заранее принимать во внимание.

Принцип единства, согласованности и преемственности в психологическом воздействии требует:

· наличия единства взглядов всех субъектов психологического воздействия на его задачи;

· достижения единства во всех элементах и во всем содержании психологического воздействия; использования достижений современной науки в интересах повышения эффективности общего воздействия на различных людей и их группы;

· согласования линии психологического воздействия по отношению к отдельным людям; обобщения опыта в достижении согласованности и преемственности в психологическом воздействии в различных социальных условиях.

Закономерности психологического воздействия:

· если оно направлено, в первую очередь, на потребностно-мотива­цион­ную сферу людей, то его результаты сказываются, в первую очередь, на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;

· когда под прицелом оказывается эмоциональная сфера психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях;

· сочетание воздействий на обе названные сферы позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;

· влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения) позволяет создавать социально-психологи­ческий комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими;

· в результате психологического воздействия на интеллектуально-позна­вательную сферу человека изменяются в нужную сторону его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и в итоге его картина мира.

Метод психологического воздействия – совокупность психологических приемов и операций по осуществлению воздействия на сознание и подсознание человека или групп лиц. Выделяют такие методы психологического воздействия, как убеждение, внушение, принуждение, подражание и др.

Различают прямые и косвенные методы воздействия на сознание [38, 39]. Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной работы, обращенной к разуму людей, является учет реальной обстановки. При этом важно понимать расстановку сил, реальные интересы людей, проводить научный анализ. Вместе с тем необходимо учитывать состояние общественного сознания, т. е. дать четкие, броские, понятные лозунги; бороться за людей, за их сознание повседневно.

Наряду с рациональными способами воздействия на сознание существуют иррациональные способы. Они могут оказывать разрушительное воздействие, подавлять рациональное начало и заставлять людей служить своим целям. Один из эффективных методов – метод большой лжи. В основе этого метода лежит использование довольно ограниченного характера восприимчивости масс наряду с учетом присущей массам забывчивости. Используется неготовность людей к «большой лжи», основанная на привычке к мелкому бытовому обману наряду с наличием социальных и внутренних запретов на существенный по масштабу обман.

Метод закрепления установок (положений). В основе метода лежит ограниченность восприятия людей. Человек не успевает перерабатывать массив данных и его оперативная память ограничена, избыточную информацию он воспринимает как шум. Поэтому действительно важную роль играют простые формулировки, повторение, закрепление определенного набора положений.

Метод синхронизации личности с группой. Метод основан на том, что в подсознании человека заложено определенное, коррелирующее поступки отдельных лиц «стадное» чувство принадлежности к определенной общественной группе, которое стимулирует моду, синхронизацию поступков, подчинение лидерам. На его основе можно успешно пропагандировать расовую и религиозную исключительность, преимущества определенного «образа жизни» и т. п.

Метод рекламы. Применяется при нецелесообразности посылки заведомо ложной информации. Суть метода: «Всегда говорите правду, говорите много правды, говорите гораздо больше правды, чем от вас ожидают, но никогда не говорите всю правду».

Метод опосредованного воздействия средств массовой информации на общественное сознание через межличностные неформальные каналы информации. Основан на подаче нужного материала с вопросительным знаком и предложении обсудить, позвонить, прокомментировать и т. д.

Косвенные методы связаны с воздействием на условия функционирования мозга людей. К этим методам относится инициализация нарушений мозговой деятельности путем повышения потребления алкоголя и организации наркосбыта в стане противника, также используется влияние на сознание людей электромагнитных и акустических полей.

Принуждение – один из методов психологического воздействия. Применяется к объектам психологического воздействия, которые начинают выполнять какие-либо действия вопреки собственной воле (желанию).

В информационном противоборстве применяются различные, многочисленные тайные (скрытые) способы и формы (технологии) принуждения личности [39]. Среди них: аферы, махинации, мошенничество, блеф, стратагемы, политические игры и мистификации, манипулятивное воздействие, провокации, психологические и тайные операции, пропаганда, политические игры и рекламные кампании, политическая и коммерческая реклама, дезинформация и оперативные игры – это далеко не полный перечень понятий, используемых для обозначения способов проявления тайного принуждения человека.

Политические и оперативные игры, специальные и тайные операции, психологические операции и психологическая война, пропагандистские и рекламные кампании являются понятиями, отражающими устойчивые организационные формы целенаправленного комплексного применения различных способов и средств скрытого принуждения людей [40], включающих:

· сокрытие истинных целей действий, суть которых заключается, как правило, в получении односторонней или большей выгоды для инициатора этих действий;

· использование приемов, маскирующих истинные цели и побуждающих совершать действия, выгодные для инициатора их применения.

Основные источники информационно-психологического воздействия на человека включают (в обобщенном виде) [39]:

· государство (в том числе иностранные государства), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения;

· общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные);

· различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые, по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и проведению досуга и т. д.);

· отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т. п.).

Информационно-психологическое воздействие состоит из двух основных видов: побуждение и принуждение.

Побуждение объекта информационно-психологического воздействия к совершению каких-либо действий (изменения жизненной активности) – такое открытое (для сознания объекта) воздействие на сознание объекта, в результате которого в сознании происходит формирование мотивации к совершению определенных поступков.

Основные способы формирования мотивации в результате открытого (явного для объекта воздействия) информационно-пси­хологического воздействия: убеждение, разъяснение, информирование, обсуждение, согласование, сравнение, воспитание, содействие, поддержка, изменение настроения (психологического состояния), формирование психологического фона и др.

Побуждение реализуется как в процессе субъект-субъектного, так и в процессе объект-субъектного взаимодействия и является основной движущей силой процесса коммуникации. Побуждение является основным открытым методом управления как в межличностном взаимодействии, так и в процессах взаимодействия личности и общества, личности и государства, государства и общественных организаций и т. д.

Принуждение – такое воздействие на сознание объекта, в результате которого в сознании объекта происходит формирование мотивации к обязательному совершению определенных поступков вопреки собственной воле или желанию.

По отношению к сознанию объекта информационно-психоло­гичес­кого воздействия принуждение может быть открытым и скрытым. К формам открытого принуждения относятся такие виды принуждения, как государственное принуждение и принуждение общественное, основанное на действии норм социального поведения – морали и нравственности, а также юридически оформленных отношений между социальными субъектами. К формам тайного принуждения относятся: психологические манипуляции, дезинформирование, агрессивная пропаганда, лоббирование, шантаж, технологии антикризисного управления, широко используемые в современных операциях информационно-психологичес­кой войны.

В исследование манипулятивных технологий как социального явления и определение форм противодействия манипуляциям огромный вклад внесли видные ученые Г. В. Грачев и И. К. Мельник [39], В. Г. Красько [36].

Манипуляция – это способ психологического воздействия, цель которого – изменение направленности активности (психической и иной) других людей, осуществляемое незаметно для них.

Манипуляция может рассматриваться как вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которого от них ожидает.

Манипуляция сознанием – это управление путем навязывания людям идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия.

Выделяют 3 уровня манипулирования:

· первый уровень – усиление существующих в сознании людей нужных идей, установок, мотивов, ценностей, норм;

· второй уровень связан с частными, малыми изменениями взглядов на то или иное событие, процесс, факт, что также оказывает воздействие на эмоциональное и практическое отношение к конкретному явлению;

· третий уровень – коренное, кардинальное изменение жизненных установок путем сообщения объекту новых, сенсационных, необычных, драматических, необычайно важных для него сведений (данных).

С помощью манипулирования можно добиться изменения жизненных установок на первых двух уровнях воздействия. Кардинальные изменения взглядов отдельного человека, группы людей или социальной общности требуют комплексного воздействия на сознание человека всеми имеющимися методами и способами в течение длительного времени.

Основной механизм манипулирования сознанием состоит в сле­дующем. Практикой установлено, что чем более осведомленными будут люди, тем труднее манипулировать ими, поэтому объектов психологического воздействия нужно снабжать суррогатом информации – урезанной и усеченной, т. е. такой, которая отвечает целям психологического воздействия. Сначала людям пытаются навязать такие стереотипы, которые способны вызывать нужные реакции, поступки и поведение. При этом особо ориентируются (или специально выбирают) на тех, кто как бы против своей воли верит в мифы, штампы, слухи. Затем используется ряд приемов, позволяющих повышать эффективность воздействия:

· преподнесение «нужной» в данный момент зачастую грубо сфабрикованной информации;

· преднамеренное утаивание истинных, соответствующих действительности сведений;

· обеспечение информационной перегрузки, затрудняющей возможность объекту воздействия разобраться в истинном существе дела.

Если обман раскрывается, то предполагается, что с течением времени острота ситуации спадает, и многое воспринимается уже как нечто естественное, необходимое или, в крайнем случае, вынужденное.

Манипулирование информацией включает ряд приемов.

1. Информационная перегрузка. Сообщается гигантское количество информации, основную часть которой составляют абстрактные рассуждения, ненужные подробности, различные пустяки и т. п. «мусор». В результате объект не может разобраться в истинной сути проблемы.

2. Дозирование информации. Сообщается только часть сведений, а остальные тщательно скрываются. Это приводит к тому, что картина реальности искажается в ту или иную сторону либо вообще становится непонятной.

3. Большая ложь. Прием министра пропаганды нацистской Германии Геббельса. Он утверждал, что чем наглее и неправдоподобнее ложь, тем скорее в нее поверят, главное – подавать ее максимально серьезно.

4. Смешивание истинных фактов со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами. В результате становится невозможным отличить правду от вымысла.

5. Затягивание времени. Этот способ сводится к тому, чтобы под различными предлогами оттягивать обнародование действительно важных сведений до того момента, когда будет уже поздно что-то изменить.

6. Возвратный удар. Суть этого способа в том, что вымышленную (естественно, выгодную для себя) версию тех или иных событий через подставных лиц распространяют в органах СМИ, нейтральных по отношению к обеим конфликтующим сторонам. Пресса конкурирующей стороны (противника) обычно повторяет эту версию, ибо она считается более «объективной», чем мнения прямых участников конфликта.

7. Своевременная ложь. Способ заключается в сообщении совершенно лживой, но чрезвычайно ожидаемой в данный момент («горячей») информации. Чем больше содержание сообщения отвечает настроениям объекта, тем эффективнее его результат. Потом обман раскрывается, но за это время острота ситуации спадает, либо определенный процесс принимает необратимый характер.

Манипулятивное воздействие на психику людей как объектов пропагандистских акций осуществляется, как правило, в виде двух относительно самостоятельных этапов, дополняющих или сменяющих друг друга. Это обусловлено общей закономерностью внушающего воздействия, на основе которого, прежде всего, базируются манипулятивные стратегии и тактики и для которого характерно использование в процессе внушения двух основных этапов – подготовительного и основного. В соответствии с выделенными закономерностями и соответствующими механизмами информационного воздействия функции первого подготовительного этапа заключаются в облегчении восприятия последующих затем пропагандистских материалов. Его основное назначение – создание атмосферы доверия между коммуникатором (источником информации) и аудиторией воздействия. В связи с тем, что информация воспринимается легче, если для этого создана благоприятная почва, в задачи первого этапа входит разрушение у адресата (объекта воздействия) имеющихся психологических установок, барьеров к восприятию последующей информации, независимо от того, покажется она адресату неприятной или даже чудовищной.

На втором этапе осуществляется привлечение внимания и возбуждение интереса к передаваемым сообщениям на основании некритического восприятия и усвоения аудиторией (слушателями, читателями, зрителями) получаемой информации, что позволяет в значительной степени увеличить внушающий эффект воздействия информации в ущерб ее рациональной оценке. На этом этапе также активно используются техника и специальные приемы манипулятивного воздействия.

Деление на указанные выше этапы является относительно условным, и не следует это рассматривать так, что сначала идет серия информационных сообщений, решающих лишь задачи первого этапа, а затем следуют пропагандистские материалы в соответствии со вторым этапом манипулятивного воздействия. Задачи первого и второго этапов психологического воздействия решаются постоянно в процессе практически всех осуществляемых пропагандистских акций. В определенные периоды времени могут лишь преобладать сообщения материалов, свойственных для одного из данных этапов, что соответствует решаемым задачам в конкретный период времени (например, укрепление доверия к источнику или доведение нужной информации в соответствующей форме).

В современных условиях в информационно-коммуникативных процессах используются не просто отдельные приемы, а специальные манипулятивные технологии.

Технология – совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей, в частности как способ осуществления деятельности на основе рационального ее расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

Манипулятивная технология представляет собой совокупность приемов, методов и средств манипуляции сознанием и информационно-психо­логического воздействия, используемых для достижения целей манипулятора [39].

Манипулятивные технологии складываются из определенных сочетаний конкретных структурных элементов по своим специфическим закономерностям. Могут быть различные сочетания этих элементов, оригинальные решения последовательности и частоты их применения в конкретных информационно-коммуникативных ситуациях.

Применение манипулятивных технологий в качестве способа управления поведением людей и влияния на их индивидуальное и массовое сознание осуществляется на нескольких уровнях.

1. Организованное влияние и психологические операции, осуществляемые в ходе реализации межгосударственной политики.

2. Использование различных средств и технологий манипулятивного характера во внутриполитической борьбе и между­народ­ных отношениях, экономической конкуренции и деятельности организаций, находящихся в состоянии конфликтного противоборства.

3. Манипулирование людьми в процессе межличностного взаимодействия.

Дезинформирование базируется на таком понятии, как дезинформация. Дезинформация – это способ маскировки, заключающийся в преднамеренном распространении ложных сведений об объектах, их составе и деятельности, а также имитации их деятельности [39].

Согласно Г. В. Грачеву, И. К. Мельнику, моделями дезинформации являются:

· выбор отрицательного действия;

· гиперболизация отрицательного действия;

· имплантация результата в реальность;

· акцент на введенном сообщении;

· порождение следствий.

Дезинформирование – это способ психологического воздействия, заключающийся в намеренном предоставлении противнику такой информации, которая вводит его в заблуждение относительно истинного положения дел.

Дезинформирование может рассматриваться следующим образом.

1. Мероприятие, рассчитанное на введение в заблуждение лиц или организаций путем подтасовки и подделки документальных доказательств с тем, чтобы вызвать ответное действие со стороны лиц или организаций, компрометирующее ее.

2. Сообщение неверных сведений, введение в заблуждение ложной информацией.

Дезинформирование включает использование заведомо ложных данных и сведений, становясь, по сути, разновидностью обмана. Грани между дезинформированием и обманом могут быть трудноразличимы.

Мероприятия по дезинформированию проводятся одновременно в политической, экономической и военной областях путем организации регулярных «утечек» закрытых (секретных) сведений и распространения «личных мнений» информированных высокопоставленных представителей власти.

Видами дезинформирования являются:

· распространение ложной информации, слухов, формирование иллюзий;

· организация «утечки» конфиденциальных сведений;

· преувеличение тех или иных событий и фактов, распространение противоречивых сообщений.

Мероприятия по дезинформированию осуществляются:

· по единому замыслу, с согласованием мероприятий;

· с тщательным согласованием пропорций правды и лжи (при максимальном использовании правдоподобной информации);

· с обязательным и умелым сокрытием истинных намерений, целей и задач, решаемых собственными силами (сторонниками).

Дезинформирование широко применяется во всех видах психологических операций. Основным инструментом дезинформирования в психологических операциях обычно являются средства массовой информации – печать, радио, телевидение.

Нюансы в применении дезинформации, правды и обмана были разъяснены в частности, в Британской энциклопедии (1922 г., т. 2): «Правда ценна только тогда, когда она действенна. Полная правда вообще излишня и почти всегда способна привести к заблуждениям. Использовать правду возможно лишь частично. Хотя правда не является необходимой для успеха пропаганды, но из этого, однако, не должно вытекать, что те лица, которые занимаются пропагандой, являются сознательно бесчестными людьми. Безусловно, в работе по воздействию на общественное мнение принимают участие люди, которые порой безразлично относятся ко всяким доказательствам или считают, что цель оправдывает средства. Но чем больше делается призывов к чувствам, пусть это будет пат­риотизм или алчность, гордость или жалость, тем более заглушается чувство критики. Подозрительность, кото­рую возбуждает всякая явная пропаганда, уменьшает ее эффективность; из этого следует сделать вывод, что большая часть работы должна проводиться незаметно».

Лоббирование (лобби, лоббизм) – комплекс различных приемов и методов (прямых и косвенных) воздействия на властные (в основном) структуры с целью достижения определенной цели. Технология лоббизма имеет достаточно сложную структуру, в которую включены не только традиционные мероприятия информационно-психологического воздействия, но и ряд обеспечивающих действий.

Лоббизм – естественная форма достижения поставленных целей, присущая об­ществу на определенном уровне развития (в экономической, политической и культурной сферах). Лоббизм, будучи наиболее полно выявленным в США (где с 1946 г. он регистрируется и находится под финансовым контро­лем в соответствии с законом), характерен практически для всех социально-поли­тических структур.

Понятия «лобби», «лоббизм», «лоббирование» и другие его производные заимствованы из англоязычной политической терминологии (от англ. lobby – крытая прогулочная площадка, коридор). В 1553 г. это понятие употреблялось для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя также начали называть помещение для прогулок в Палате общин Англии. Политический оттенок значение этого слова приобрело в Америке, когда в 1864 г. термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах Конгресса.

Политика лоббирования может проводиться в пользу:

· отдельных социальных и политических сил;

· отдельных стран и регионов;

· стратегий решения частных социальных или глобальных проблем.

Пропаганда – деятельность (устная или с помощью средств массовой информации), осуществляющая популяризацию и распространение идей в массовом сознании.

Понятие «пропаганда» было введено в 1662 г. Ватиканом, образовавшим особую конгрегацию, задачей которой было распространение веры с помощью миссионерской деятельности.

Под политической пропагандой понимаются систематически осуществляемые усилия повлиять на сознание индивидов, групп, общества для достижения определенного, заранее намеченного результата в области политического действия.

Наши рекомендации