Понятие власти. Современные концепции, классификации власти
“...Политическая власть, — пишут Ф. М. Бурлацкий и А. А. Галкин, — как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, а также отражающих их интересы индивидов проводить свою волю посредством политики и правовых норм”.
Концепции власти занимают в политической науке место, по своему значению и глубине подобное, например, месту в физической науке теории относительности или квантовой механики. Разгадка и постижение сути властного общения составляют заветную мечту каждого политолога, так же как обретение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования составляет едва ли не самую главную задачу фундаментальной политологии, общей теории политики. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в древний период политической истории Индии, Китая и Греции.
И, вероятно, не случайно, что древнегреческое слово 'архе' - 'власть' или 'главенство' - имело и другое значение - первоначала или первопричины.
До сих пор в острых научных и политических дискуссиях постоянно всплывает вопрос о том, кому принадлежала, да и реально принадлежит власть в нашей стране: народу или господствующему классу, номенклатуре или мафии, экономической элите или кучке честолюбцев-олигархов.
власть играет двойственную, амбивалентную роль, бывая то необходимым и целесообразным механизмом общения людей, управления обществом, то выступая в качестве злой и дегуманизированной силы, как это было два десятилетия назад в Кампучии, где 'революционный режим' от имени народной власти уничтожил едва ли не треть или четверть населения страны.
Но уже в ранние периоды истории политической мысли была замечена и вторая сторона феномена власти, а именно ее отчуждающая и отчужденная природа.Тот же Аристотель (а позднее Монтескье) отмечает опасность злоупотребления властью, отчуждения ее от рядовых граждан, когда обладающие властью используют ее для своей частной пользы вместо общего блага. Рецепты преодоления властного отчуждения предлагались самые разные: от идеи 'смешанной' власти (Полибий, Макиавелли) и разделения властей (Локк, Монтескье, Гегель) до полной ликвидации государственной власти вместе с государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин).
Генезис власти как механизма, регулирующего социальное общение, интересен для анализа природы и феноменологии властных отношений. Ведь политической этнографии известны примеры, когда общественные структуры, хотя и довольно примитивные, управлялись на началах относительно симметричного равенства, избегая при этом резкой асимметрии и отчуждения, присущих современным отношениям власти. Встречаются и такие случаи, когда общины и вовсе обходились без власти старейшины, существуя как бы на основе полного самоуправления (и в этом, смысле самовластия), а также саморегулирования коллективной жизни при помощи традиций и обычаев, правил и норм.
Первоначально отношения власти и влияния локализуются в рамках кровно-родственных связей, основываясь на половозрастном разделении труда. Значительная часть управленческих функций осуществляется еще самим семейно-родовым коллективом, представляющим еще во многом и субъект, и объект управления.
Симметричность отношений между руководителями, вождями и рядовыми общинниками особенно наглядна в такой форме формирующихся властных отношений как потестарная структура 'военной демократии'. В этой племенной форме, изученной еще Л. Морганом и описанной в работе 'Древнее общество' на примере лиги ирокезов, власть и влияние находятся в достаточно сбалансированном состоянии, когда еще отсутствуют присущие государственным формам общения асимметричное неравенство и отчужденное противостояние управляющих и управляемых. Процесс принятия решений в совете лиги по процедуре и традиции должен учитывать волю как 'властвующих' (совета старейшин и военного вождя), так и 'подвластных' (народного собрания общинников), влияние которых в ряде важных вопросов было примерно равным по своему значению.
Но уже в первых ранних государствах асимметрия в отношениях между властью управляющих и влиянием управляемых начинает резко усиливаться. Это ярко видно на примере государственной истории Древнего Египта, когда вчерашний вождь племени постепенно становится князем-номархом, а затем и фараоном, 'живым богом', отношения которого с рядовым крестьянином образно можно выразить как отношения 'между небом и землей'. В результате процесса политогенеза формируется государственная власть, как асимметричное и амбивалентное отношение между управляющими и управляемыми, сразу поставившее государство и его подданных в разные 'весовые категории' с точки зрения их силы. Политическое общение близких по крови, еще относительно равных по потестарному статусу и влиянию людей, сменяется отчужденными отношениями господства и подчинения, опирающимися на административный аппарат принуждения и насилия.
Три основных пути политогенеза
В современных разработках по потестарной этнографии и политической антропологии обосновывается положение о существовании всего лишь трех основных форм становления этой властной асимметрии и отчуждения, другими словами, определяются три главных пути политогенеза в развитии человеческой цивилизации. Во-первых, это военный путь, когда институционализация публичной власти происходит за счет возвышения и обособления института 'военного вождя', а также его вооруженной дружины и административного аппарата, состоящих из его родни и приближенных (Древний Шумер). Во-вторых, существует аристократический путь, когда носителями публичной власти постепенно становятся представители родо-племенной аристократии ('великие' воины, старейшины, охотники, жрецы и т. д.), которые концентрируют в своих руках военное, религиозное и административно-хозяйственное руководство. И наконец, третий, плутократический, путь был связан с накоплением отдельными общинниками материальных богатств (ресурсов), формированием вокруг патронов многочисленных клиентел (группировок сторонников), постепенной трансформацией авторитета и престижа богатого и сильного лидера (феномен 'бигмена') в силу административной власти. Все эти три дороги приводят к одному и тому же пункту - формированию обособленного и отчужденного от общины административного аппарата управления, а также асимметричной и амбивалентной структуры отношений публичной власти.
Анализ феноменологии и генезиса политической власти позволяет сделать вывод, что наиболее обоснованным выявляется подход, согласно которому власть в социуме представляет собой скорее регулятор общественных отношений ('отношение отношений', по М. Фуко), механизм тотального социального общения, своего рода 'синергетический способ' человеческой самоорганизации и принцип коллективного саморегулирования, чем 'вещь' или 'свойство', кому-либо принадлежащие, как это трактуется в некоторых волевых и силовых концепциях.
Политическая власть- социальное явление. Авторитет, сила, традиция
Приобретает разные формы:
· Догосударственные (родители, вожди, авто)
· Государственные (Верховная Рада, лидерство, элиты, СМИ)
· Надгосударственная полит.власть- интернет за границами национальных суверинететов,
Кратология - отрасль полит.науки, которая изучает особенности власти («кратос»- власть)
Кратологи понимають власть в трех значениях:
§ Как система взаимоотношений командования и подчинения в определенной социальной общности (студенчество- старостат, партии, движения)
§ Как волевой элемент, который выражается в способности одних субъектов навязывать свою волю другим
§ Совокупность институтов, которая способна обеспечить общественный порядок и целостность государства. Государственная, аппарат принуждения (наказания)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ- способность и возможность осуществлять решающее влияние на деятельность и поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия, что не всегда оформлено в виде управленческого механизма политики.
Классическое определение категории 'власть' дает М. Вебер, который понимает ее, как 'любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основывается'
такое определение власти при желании можно интерпретировать и как 'волевое отношение', но акценты у М. Вебера, так же как и у Г. Гегеля или у К. Маркса, все же смещаются на трактовку се как некоего потенциала политического субъекта, обладающего особыми субстанциальными качествами носителя власти.
РАЗНИЦА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТЬЮ
1. Политическая власть не всегда государственная, но государственная всегда политическая (международные…)
2. Государственная власть специфична потому, что только у неё есть монополия принуждения (монополию на насилие) и право издавать законы, но политическая власть часто имеет большую силу благодаря своему скрытому влиянию. Государственная изменяется, политическая остается. Политическая меняется- обязательно меняется государственная.
Государственная власть- высшая форма политической власти, которая опирается на специальный властно-управленческий аппарат.
В Западной науке 4 подхода (концепции) для изучения и понимания власти как общественного явления