Модуль 1. Общая характеристика теории государства и права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО

(Первый казачий университет)»

(ФГБОУ ВО «МГУТУ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО (ПКУ)»)

кафедра «Теории и истории государства и права»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая теория государства и права»

Направление подготовки:

030900.68 «Магистр юриспруденции»

Профиль: «Российское частное право»,

«Юрист в уголовном судопроизводстве и экономической безопасности»

Квалификация выпуска

Магистр

Одобрено на заседании кафедры «Теории и истории государства и права» Юридического института (протокол №1 от 03.09.2014)

Зав. кафедрой _______________

Москва — 2014

Рабочая учебная программа по дисциплине «Общая теория государства и права». – М.: Издательство

Рецензенты:

Глотов Сергей Александрович – доктор юридических наук, профессор.

Калашников Сергей Валерьевич – доктор юридических наук, профессор кафедры «Гражданского права и процесса» МГУТУ им. К.Г. Разумовского.

Рабочая учебная программа по дисциплине «Общая теория государства и права» предназначен для студентов всех форм обучения, обучающихся по направлению подготовки 030900.68 — юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр») по профилям: Российское частное право.,

Юрист в уголовном судопроизводстве и экономической безопасности.

Программа курса, планы практических занятий соответствуют требованиям, предъявляемым Министерством образования и науки Российской Федерации к программам курса «Общая теория государства и права».

Рабочая учебная программа дисциплины «Общая теория государства и права» составлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 — юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр») нового поколения (Требования утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.05.2010 г. N 464).

Авторы:

Пачулия Нато Нодаровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теории и истории государства и права» МГУТУ им. К.Г. Разумовского.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методического комплекса по дисциплине

«ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.. 4

1.1 Цели и задачи дисциплины.. 4

1.2 Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины.. 3

1.3 Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы.. 3

1.4 Содержание дисциплины.. 10

1.4.1 Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы.. 10

1.4.2 Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины 3

1.4.3 Содержание учебно-образовательных модулей. 3

1.4.4 Соответствие содержания дисциплины требуемым результатам обучения 30

1.4.5 Практические работы дисциплины.. 3

1.5 Самостоятельная работа. 3

Планы семинарских (практических) занятий. 3

1.6 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 48

1.7 Материально-техническое обеспчение дисциплины.. 52

1.8 Контроль и оценка результатов обучения. 62

1.8.1 Контроль знаний по дисциплине. 62

1.8.2 Рейтинговая оценка знаний по дисциплине. 63

1.9.Методические рекомендации к изучению курса. 66

1.10. Глоссарий основных терминов и определений. 67

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

1.1 Цели и задачи дисциплины

Учебная дисциплина «Общая теория государства и права» относится к числу дисциплин профессионального цикла части государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция, квалификация (степень) - магистр.

Цели курса:

· усвоить комплекс общих знаний о государственно-правовых явлениях;

· получить представление об основных категориях отражающих особые свойства государства и права;

· уяснить значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности.

Общая теория государства и права как наука исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Особое внимание уделяется анализу понятия права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности.

Основная задача курса заключается в раскрытии теоретически важных понятий Теории государства и права, получить системные знания, необходимые для успешного освоения других учебных юридических дисциплин.

Как учебная дисциплина, Общая теория государства и права призвана обеспечить эффективное усвоение студентами системы знаний о государстве и праве, их сущности, назначении, особых признаках, формах, закономерностях происхождения, функционирования и развития.

Место дисциплины в структуре ООП.Дисциплина относится к профессиональному циклу (базовая часть) профильных дисциплин Гражданско-правовой, Государственно-правовой и Уголовно-правовой специализации.

Общая теория государства и права тесно связана с другими юридическими дисциплинами.

1.2 Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен приобрести знания, умения, владения и профессиональные компетенции.

ЗНАТЬ:

основные понятия и категории юридической науки: государство, право, государственная власть, форма и функции государства, механизм государства, госаппарат, нормы права, нормативно-правовые акты, реализация права, правовые отношения, правонарушение и т.д.

УМЕТЬ:

применить полученные теоретические знания для обобщения и оценки практики и сделать правильные выводы относительно современной государственно-правовой действительности.

ВЛАДЕТЬ:

методами самостоятельной работы и приобретать навыки ознакомления с юридической практикой.

ИМЕТЬ:

опыт анализа научной и специальной литературы по дисциплине «Теория государства права».

БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМ:

с основными направлениями развития отечественной и зарубежной науки в области Теории государства и права.

В процессе изучения Теории государства и права студенты должны получить представление о закономерностях возникновения, развития и современного состояния государства и права, а также их связи с другими социальными явлениями и процессами. В процессе обучения студентам необходимо использовать в полном объеме не только учебную, но и рекомендованную дополнительную литературу, систематически читать статьи, опубликованные в специализированных юридических журналах, а также знакомиться с материалами юридической практики. Изучая курс общей теории государства и права, нужно постоянно учитывать ее фундаментальный характер, широкий диапазон связей не только с философскими, экономическими и политологическими, но и с отраслевыми юридическими науками.

Общекультурные компетенции

Выпускник по направлению подготовки «Юриспруденция» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы после изучения дисциплины Теории государства и права должен обладать следующими общекультурными компетенциями;

‑ осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3)

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

2.Профессиональные компетенции:

способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Высококвалифицированные, широко образованные специалисты, должны быть способны к участию в государственно-правовой жизни, обладать надлежащей политической и правовой культурой.

Юристам - специалистам надо хорошо знать то, что имеет значение для решения юридических дел, т.е. содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т.п. Нужно использовать глубокие научные знания о государстве и праве, необходимости верховенства закона во всех сверах жизни общества. Должен раскрывать мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.

Студент, овладевший дисциплиной Теории государства и права, переходит к изучению отраслевых юридических дисциплин и развивает абстрактное, аналитическое мышление формирует политическую и правовую культуру, т.е. обеспечивает надлежащую общетеоретическую подготовку.

Общая теория государства и права играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружает их правильным научным подходом к отдельным вопросам своей специальности, предохраняя их от опасности стать «узкими специалистами», активно помогает формированию высокообразованных и профессионально подготовленных юридических кадров.

Углубление обратной связи между Теорией государства и права с юридическими науками ведёт к возрастанию роли последних не только в специально-профессиональной, но и в общетеоретической подготовке студентов-юристов Общая теория государства и права эффективно воздействует на расширение кругозора и развитие интеллектуального потенциала студентов, активно прививая правовую культуру.

Предметная область дисциплины

Общая теория государства и права изучает государство и право в целом, исследует общие и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем.

Общая теория государства и права изучает общие и специфические закономерности государства и права в целом, которые вместе с тем распространяются и на их структурные части и стороны, служат теоретической основой их познания. Эти закономерности: возникновение государства и права; единство и соответствия типа государства и права, перехода одного типа государства и права к другому; сочетания в сущности государства и права общечеловеческих и классовых начал; соотношения типа и формы государства и права; формирования и функционирования государственного механизма и системы права; правотворческой и правоприменительной деятельности государства; соотношения нормы права и правоотношения; изучение политичекского режима и его видов,законности и правопорядка; формирования правового государства.

Круг вопросов, относящихся к предмету Теории государства и права, не ограничивается их закономерностями. Главное требование: отражать основные коренные вопросы, характеризующие и раскрывающие государство и право в целом, изучаемые и разрабатываемые Теорией государства и права для всей юриспруденции: сущность, типологию, типы, формы, функции, структуру и механизмы действия государства и права, правовую систему, обеспечивающую достижение поставленных целей, а также включает изучение понятия и признаки государства и права форму государства, политический режим (государственный), политическую систему общества, правовое и социальное государство, систему права, источники права, правоотношения и другие значимые явления.

Объектами изучения

Объект изучения теории государства и права - это целостное явление государства и права, изучаемое также, со стороны своего предмета иными науки.

Объектом изучения науки Теории государства и права выступают два общественных феномена – государство и право. Целостные явления государства и права а также изучение их структуры. Объект теории государства и права двуедин: с одной стороны, государство не может существовать без права, с другой стороны право не может существовать без государства.

Главные понятия дисциплины:

Государство – такая форма организации общества, которая обладает единством государственной власти, суверенитетом, аппаратом управления и принуждения, территорией и распространяет свою власть на всё население данной территории.

Право – это система правовых норм, установленная или санционируемая государственной власть, являющаяся регулятором общественных отношений и обеспеченная государственным принуждением.

Правоотношения – общественное отношение урегулированные нормами права, участники которых обладают субъективными правами и юридическими обязанностями.

Научное обоснование изучения учебной дисциплины:

Методология Теории государства и права включает в себя способы, приёмы, средства познания государства и права. Метод - совокупность приёмов, способов изучения общих и специфических закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права и получения на этой основе знаний о государстве и праве.

Принципами Теории государства и права являются:

- комплексность изучения государственно правовых явлений,

- принцип всесторонности рассмотрения с различных ракурсов, максимально полно, предметно и контрастно,

- принцип историзма. Использование Теорией государства и права конкретных фактов, исторических событий для анализа общих и специфических закономерностей возникновения, развития, функционирования государственно-правовых явлений.

Методами являются: всеобщий диалектико-материалистический метод; общие методы (используются не только в теории государства и права, но и в других науках) - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, моделирования, абстракционирования, прогнозирования; специальные методы - математический, социологический, статистический, исторический, диахронический и синхронический; а также частные методы познания государства и права.

При изучении дисциплины рассматриваются:

- понятие и признаки государства, его суверенитета обязательным признаком государства.

- понятие и признаки права;

- влияние политического режима на форму государства;

- место государства в политической системе общества;

- всякое ли отношение можно урегулировать нормами права;

- понятие и значение юридической (законодательной) техники;

- иные вопросы, имеющие основополагающее значение для юриста.

1.3 Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц. 1 зачетная единица равна ориентировочно 36 академическим часам. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы представлено в таблице 1.

Таблица 1. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы*

Форма обучения –заочная (сокращенная)

Вид учебной работы Зачетных единиц Академических часов
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции 0.05
Практические занятия (ПР) 0.16
Самостоятельная работа (всего) 2.7
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей 1.6
Изучение тем лекций 1.5
Подготовка к курсавой работе 0.33
Подготовка и презентация реферата 0.27
Подготовка к рубежному контролю 0.33
Подготовка к промежуточной аттестации (экзамену) 0.33
Контроль (всего) 0.22
В том числе    
Входной, текущий, рубежный 0.11
Промежуточная аттестация (экзамен)** 0,11

* В зависимости от технологии обучения вуз самостоятельно устанавливает распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы в соответствии с рекомендациями примерной программы

** Систему контроля степени освоения дисциплины и оценки приобретенных компетенций, знаний, умений и навыков, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой дисциплины, используя рекомендованную примерной программой систему диагностики.

1.4 Содержание дисциплины

1.4.1 Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость
и рекомендуемые виды учебной работы

Рабочая программа дисциплины должна быть построена по модульно-блочному принципу.

Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения. Каждый модуль состоит из двух частей:

- инвариантный блок –включает минимум (ядро) знаний и закономерностей, принципов, понятий, обладающих значительной временной стабильностью (трудоемкость блока не менее 50% общей трудоемкости дисциплины);

- вариативный (профильный) блок – под которым следует понимать укрупненную группу знаний по направлению. Дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовой части, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

В таблице 2 дано название базовых образовательных модулей дисциплины и рекомендованные виды учебной работы, которые в вузовской рабочей программе детализируются в зависимости от используемых технологий обучения. Трудоемкость модулей в зачетных единицах и видов учебной работы в пределах каждого модуля в учебных часах устанавливается вузом в зависмости от технологии обучения и определяется временными затратами на освоение регламентированного минимума результатов обучения в виде компетенций, знаний, умений и навыков.

Таблица 2. Базовые модули дисциплины, рекомендуемые трудоемкость в зачетных единицах и виды учебной работы для групп областей знаний*

№ пп/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ Зачетные единицы/ академические часы
Всего Лекции Лабораторые работы Самостоя -тельная работа Контроль (входной текущий, рубежный)
Модуль 1. Общая теория государства и права 0.7/25 0.27/10   0.69/25 0.05/2
Тема 1. Предмет теории государства и права 0,34/12.5   0.13/5   0.34/12.5 0.027/1
Тема 2. Методология теории государства и права 0,34/12.5   0.13/5   0.34/12.5 0.027/1
Тема 3. Современные подходы в гасударствоведении 0,33/12   0.03/1.4   0.18/6.72 0.007/0.28
Тема 4.Проблемы повышения эффективности функционирования государственного аппарата 0,33/12   0.03/1.4   0.18/6.72 0.007/0.28
Тема 5. Нормы права в системе социальных норм: принципы, формы (источники), социальная ценность права   0,33/12   0.03/1.4   0.18/6.72 0.007/0.28
Тема 6. Функции государства 0,33/12 0.03/1.4   0.18/6.72 0.007/0.28
Тема 7. Правовое сознание и правовая культура. 0,33/12 0.03/1.4   0.18/6.72 0.007/0.28
Тема 8. Теория правотворчества. Правовые и нормативно-правовые акты Проблемы повышения эффективности закона   0,33/12 0.03/1.4   0.18/6.72 0.007/0.28
Тема 9. Система права и систематизация законодательства 0,33/12 0.03/1.4   0.18/6.72 0.007/0.28
Тема 10. Правоотношение. Проблемы 0,33/12 0.027/1   0.18/6.72 0.004/0.16
Тема 11. Реализация права 0,33/12 0.027/1   0.18/6.72 0.004/0.16
Тема 12. Механизм правового регулирования на современном этапе 0,33/12 0.027/1   0.18/6.72 0.004/0.16
Тема 13. Правомерное поведение, правонарушения. Юридическая ответственность 0,33/12 0.027/1   0.18/6.72 0.004/0.16
Тема 14. Право и личность 0,33/12 0.027/1   0.18/6.72 0.004/0.16
Тема 15. Правовое государство и гражданское общество. 0,33/12 0.027/1   0.18/6.72 0.004/0.16
Промежуточная аттестация (экзамен)         0.22/8
Всего на дисциплину «Общая теория государства и права» 3/108 1.16/42   5/180 0.22/8

*Примечание: в знаменателе приведена трудоемкость в часах

1.4.2 Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины

Таблица 3. Обязательный дидактический минимум содержания дисциплины и ее учебно-образовательных модулей

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Модуль 1. Общая теории государства и права Тема1. Предмет теории государства и права Тема 2. Методология Теории государства и права Тема 3. Актуальные проблемы правопонимания Тема 4. Современные подходы в государствоведении Тема 5.Проблемы повышения эффективности функционирования государственного аппарата Тема 6. . Нормы права в системе социальных норм: принципы, формы (источники), социальная ценность права Тема 7. Правовое сознание и правовая культура. Проблемы Тема 8. Теория правотворчества. Правовые и нормативно-правовые акты Проблемы повышения эффективности закона Тема 9. Система права и систематизация законодательства Тема 10. Правоотношение. Проблемы Тема 11.Актуальные проблемы реализации права Тема 12. Механизм правового регулирования на современном этапе Тема 13. Правомерное поведение, правонарушения. Юридическая ответственность Тема 14. Право и личность Тема 15. Правовое государство и гражданское общество. Проблемы  

1.4.3 Содержание учебно-образовательных модулей

Задания и методические указания по проведению

Практических занятий

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.

Цели самостоятельной работы.

Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.

Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к практическим занятиям, к текущему модульному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – экзамену. Виды самостоятельной работы по каждому модулю с учетом трудоемкости представлены в табл. 5.

Таблица 5. Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоемкость СРС, зач.ед./ часы Виды самостоятельной работы студентов Зач. ед./ часы
Модуль 1. Общая а теории государства и права   1. Изучение тем лекций  
2. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение  
3. Подготовка и презентация рефератов  
4. Подготовка к тестированию по модулю  
5 Подготовка к практическим занятиям  
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену  
Итого      
           

В самостоятельную работу необходимо включать подготовку рефератов, доклада и презентации по теме реферата. В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из них студенты выбирают тему реферата, студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема реферата должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.

Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументированно отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы).

Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.

Содержание самостоятельной работы

Тематика самостоятельной работы определяется ВУЗом и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов с будущей профессиональной деятельностью выпускника. Тематическая направленность должна инициировать активную творческую работу студента. Возможная тематическая направленность рефератов для каждого учебно-образовательного модуля представлена в табл. 6.

Таблица 6. Тематика рефератов

№ п/п Учебно-образова-тельный модуль Тематика рефератов для самостоятельной работы  
 
Модуль 1 Предмет теории государства и права: понятие и особенности. Методология теории государства и права. Функции теории государства и права. Общая теория государства и права и ее соотношение с неюридическими науками (философией, социологией, политологией, экономикой). Общая теория государства и права и юридические науки: их соотношение.  
      1. Отличие государственной организации власти от организации власти в первобытно общинном строе. Понятие государства, его признаки 2. Правовое и социальное государство: понятие и признаки. 3. Особенности формирования правового государства в Российской Федерации. 4. Государство и общественные объединения: их соотношение. 5. Государство и церковь: их соотношение. 6. Государство и личность. 7. Средства массовой информации в политической системе общества. 8. Значение работы Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» для науки теории государства и права  
    1. Судебная практика как источник российского права. 2. Систематизация законодательства: понятие, виды. 3. Система права: понятие, основные структурные элементы. 4. Система права и система законодательства: понятие и их соотношение. 5. Система права в Российской Федерации. 6. Материальное и процессуальное право: понятие и их соотношение. 7. Частное и публичное право: понятие и их соотношение. 8. Соотношение международного и национального (внутригосударственного) права России. 9. Правотворчество (законотворчество): понятие, принципы, виды. 10. Правоотношение: понятие, виды, содержание. 11. Юридические факты: понятие, виды, юридический состав. 12. Механизм правового регулирования: понятие, структура. 13. Реализация права: понятие, формы. 14. Применение права: понятие, признаки, субъекты, стадии. 15. Пробелы и коллизии в праве: понятие, виды, способы их устранения. 16. Толкование права: понятие, виды. 17. Юридическая (законодательная) техника: понятие, виды, значение. 18. Правонарушение: понятие, виды, состав.  
    Идеи правовой государственности в истории политико-правовой мысли. Правовые формы ограничения государственной власти. Правовое государство и его принципы. О принципе «не запрещено законом, дозволено». Соблюдение и защита прав человека – обязанность государства. Влияние радикальных реформ 1990-х гг. на формирование гражданского общества в России. Роль государства во взаимодействии с гражданским обществом. Факторы становления гражданского общества в России. Соотношение между советским коллективизмом и гражданским обществом. Толерантность в развитии гражданского общества. Соотношение между гражданским обществом и государством.  

Темы рефератов выбираются студентами самостоятельно, ведущий преподаватель обеспечивает консультирование студента по данной теме и остальным видам самостоятельной работы.

Таблица 7. Тематика курсовых работ

№ п/п Учебно-образова-тельный модуль Тематика курсовых работ  
 
Модуль 1 Общая теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Предмет и методология теории государства и права. Власть и социальные нормы в первобытном обществе. Происхождение государства, понятие государства, признаки государства. Происхождение права, понятие права, признаки права. Понятие и виды социальных норм  
      Типология государства и права. Понятие исторических типов государства. Тоталитарное государство. Демократическое государство. Социальное государство. Государство и гражданское общество. Государство и политические партии. Представительная и прямая демократии. Государство в политической системе общества. Формирование правового государства в современной России: теория, практика, перспективы. Функции государства. Государство и церковь. Формы государства: исторический опыт и современность. Концепция правового государства. Разделение властей в государстве: теория и опыт. Государство и экономика. Государство и экология. Государство и бюрократия. Советская форма правления: теория и опыт. Политический плюрализм в условиях формирования правового государства.  
    Понятие права. Формы (источники) права. Право и политика. Право и моральные ценности. Право и национальные традиции. Правовые системы в современном мире. Система права и система законодательства. Юридическая техника. Международные правовые акты о правах и свободах человека и гражданина. Правонарушение и юридическая ответственность. Законность и правопорядок. Правовой нигилизм и пути его преодоления. Сообщества и содружества как новые формы интеграции государств. Власть и средства массовой информации. Правоотношение. Его содержание. Частное и публичное право. Коллизии в праве. Юридические факты. Правосознание и правовая культура. Норма права. Механизм государства. Понятие и виды политического (государственного) режима. Особенность политического (государственного) режима в современной России. Классовое и общесоциальное в праве. Правовая реформа в современной России.    
    Идеи правовой государственности в истории политико-правовой мысли. Правовое государство и его принципы. Соблюдение и защита прав человека – обязанность государства. Влияние радикальных реформ 1990-х гг. на формирование гражданского общества в России. Роль государства во взаимодействии с гражданским обществом. Факторы становления гражданского общества в России. Советское общество и гражданское общество: их соотношение.  

Примечание: Студентами могут быть выбрать другие темы из курса Теории государства и права.

Планы семинарских (практических) занятий

Заочнаяформаобучения

Семинар 1.

Семинар 2.

Семинар 3.

Формы (источники) права

1. Понятие формы (источника) права. Виды форм (источников) права.

2. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов.

3. Правовой обычай как форма права. Обычай делового оборота.

4. Судебный и административный прецеденты.

5. Нормативный договор.

6. Юридическая доктрина.

Литература:

Общая теория государства и права: Учебник / Под, ред. В.К. Бабаева. М., 2005.

Матузов Н.И., Малько А.В. Общая теория государства и права: Учебник. М., 2005.

Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. СПб., 1993.

Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. 1990. № 3.

Семинар 4.

Правовые отношения

1. Понятие правоотношений: их виды

2. Элементы (состав) правоотношений.

3. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность субъектов правоотношений.

4. Содержание правоотношения: субъективное право и субъективная юридическая обязанность.

5. Объекты правоотношений, виды объектов правоотношений.

6. Понятие и виды юридических фактов. Презумпции и фикции.

Литература:

Общая теория государства и права: Учебник / Под, ред. В.К. Бабаева. М., 2005.

Матузов Н.И., Малько А.В. Общая теория государства и права: Учебник. М., 2005.

Халфина Р.О. Общее учение о правоотношениях. М., 1974.

Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. Т. 2. М., 1982.

Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М.. 1984.

Дудин А.П. Объекты правоотношений (вопросы теории). Саратов, 1980.

Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995.

Наши рекомендации