Общение с соц.окружение клиента.
Такое общение организуется специалистом по мере необходимости с согласия клиента, поэтому инициатива должна исходить от клиента. Специалист должен сообщить о своем статусе,роли и целях взаимодействия. Для первой встречи уместно пригласить близких клиента в учреждение(кафе). При каждой встрече целесообразно обмениваться информацией и координировать планы на будущее. По итогам сотрудничества следует выразить слова благодарности.
31. Работа с представителями учреждений и организаций. Социальному работнику в силу его должностных обязанностей приходится контактировать со множеством учреждений и организаций.
При необходимости встречи с представителями сторонних организаций время и место встречи должны оговариваться заранее, так же как и перечень вопросов для обсуждения, и круг лиц, чье присутствие желательно и необходимо. Не рекомендуется даже самую короткую встречу проводить на улице.
На встречу следует являться без опозданий. К деловой части беседы переходить сразу после короткого приветствия – это является признаком уважения к партнеру, знаком того, что вы цените его время.
В ходе совещания следует выслушать мнение каждого из участников встречи и в случае несогласия с ним аргументировано возразить. Даже уверенность в собственной правоте и заблуждениях партнеров не дает социальному работнику право повышать голос или игнорировать чужое мнение.
Итоговый документ должен отражать коллективно выработанное мнение и быть доступным для ознакомления всем заинтересованным лицам. В случае, если итоговый документ представлен в виде плана совместных действий, следует заранее оговорить формы, порядок контроля отдельных пунктов плана и участие в контрольных мероприятиях представителей заинтересованных организаций. При выделении ответственных за выполнение конкретных мероприятий плана следует учитывать возможности каждого из партнеров и по итогам контроля с каждого спрашивать только в пределах его ответственности - неэтично возлагать ответственность за неудачу на того, кто объективно не в состоянии был выполнить данное поручение или не являлся ответственным за него.
32. Этические основы взаимодействия со спонсорами. Основные требования к проведению телефонных разговоров.
Поскольку социальные работники заинтересованы в контактах больше, чем спонсоры, следует при назначении времени и места встречи учитывать интересы и возможности в первую очередь потенциальных спонсоров. Поскольку при контактах со спонсорами прежде всего преследуются цели решения материальных проблем клиентов следует четко объяснить, какого рода требуется помощь и в каком объеме. Спонсоры избегают давать социальным службам деньги, предпочитая оплачивать счета или предоставлять товары или услуги. Поэтому, готовясь к встрече, необходимо подготовить предварительный расчет затрат и пояснительную записку, из которой спонсор мог бы почерпнуть необходимую информацию о предполагаемом использовании предоставленных им средств, товаров или услуг. Проводя работу со спонсорами, социальный работник должен помнить, что выделение средств социальной службе на ее нужды или нужды клиентов для спонсоров является добровольным делом, актом милосердия. Это требует от социального работника проявления особого достоинства и такта, находчивости, а также знания проблем клиентов и их нужд, умения убеждать собеседника. Особо сердечно следует благодарить спонсоров за оказанную помощь не только от своего имени, но и от имени клиентов.
Телефонный разговор. Правила этикета рекомендуют не звонить рано утром или поздно вечером, ожидать ответа на вызов в продолжение 5 – 7 гудков (если это не пожилой или больной клиент). Разговор всегда следует начинать с приветствия. Представьтесь или назовите свое учреждение. Этикет рекомендует соблюдать определенные временные рамки телефонного разговора – не больше 5 минут. При телефонном общении не употребляйте труднопроизносимых слов, говорите отчетливо, не торопясь, делайте паузы для внимательного выслушивания собеседника. Будьте осторожны при передаче информации по телефону, подумайте, не является ли она конфиденциальной. Никогда не снимайте телефонную трубку, если вы заняты. В противном случае вы вынуждены будете сказать клиенту что-то вроде: “Подождите минуту”, а это создаст впечатление, что его проблемы безразличны фирме. Правильнее будет извиниться и предложить перезвонить в удобное для клиента и вас время. Во время делового разговора не следует затрагивать здоровье родных и близких, выяснять погоду, вообще касаться тем, не имеющих отношения к решаемой проблеме. Первым должен положить телефонную трубку клиент.
33. Стиль профессиональной деятельности специалиста. Выполняя различные профессиональные роли и функции, специалист формирует систему собственной уникальной деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки клиенту. В результате возникает особый стиль деятельности социального работника, который выражает совокупность его личностных качеств, изменяющихся под влиянием профессиональных и иных ориентаций. Стиль профессиональной деятельности социального работника включает: а) проявление специалистом себя как личности специалиста-профессионала. б) нравственный идеал специалиста в профессиональной деятельности, определяет сформировавшееся у него отношение к социальной работе. Каждый специалист в своей профессиональной деятельности выражает определенное отношение и образ действий, которые характеризуют его как личность и сформировавшуюся установку в социальной работе. Изменение стиля действий может иметь место при профессиональной деформации его личности;в) отношение специалиста к самому себе, клиенту, своей работе с ним; г) своеобразие реализации (проявления) мастерства в процессе профессиональной деятельности социального работника через: — реализацию технологий, методов и методик, средств и приемов профессиональной деятельности. Проф.подготовка способствует наиболее полному проявлению аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста социальной работы и оказывает существенное влияние на ее результативность; д) такт и этика в процессе социальной работы — выполнение специалистом этических норм и правил в процессе профессиональной деятельности; е) достигаемые результаты в работе специалиста.
34. Коммуникативнаяпрофессиограмма социального работника. Одним из главных направлений деятельности социального работника является работа с клиентом, в основе которой лежит общение прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение. В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника. Характеристики, составляющие профессиональный портрет социального работника с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой социального работника. Социальный работник должен:— знать речевой этикет и уметь его использовать;— уметь формулировать цели и задачи делового общения;— организовывать общение и управлять им;— анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;— владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;— уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги;— иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;— владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;— уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.
Таким образом, задача социального работника — помочь клиенту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе.
35. Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология. Значительное место в профессионально-этической системе занимает система профессионально значимых ценностей. Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Система ценностей профессиональной социальной работы приходит во взаимодействие с ценностными системами других видов деятельности, в первую очередь профессиональной, а также с индивидуальными ценностными системами людей, в той или иной мере причастных к социальной работе. Ценности, при всем их многообразии, могут быть типологизированы. В соответствии с любой из общепринятых их типологий могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей:
- абсолютные – безусловные и безотносительные, а значит, неизменяемые и ни от чего не зависящие, и относительные, изменяемые и зависящие от некоторых факторов;
- истинные, представляющие собой в действительности ценность, и мнимые (ложные), не являющиеся таковыми;
- позитивные, отвечающие истинным потребностям и интересам человека и негативные, реализация которых принесет человеку вред;
- условные, получающие статус ценности при некоторых условиях и безусловные, признаваемые ценностями независимо от условий;
- признанные – являющиеся ценностями и осознаваемые и признаваемые человеком как ценности (интитуциализированные) и непризнанные – в действительности являющиеся ценностями, но не признаваемые таковыми;
- «непреходящие» («вечные») и ситуативные, становящиеся ценностями в конкретной ситуации;
- субъективные – представляющиеся (кажущиеся) ценностями в силу некоторых обстоятельств и объективные – объективно являющиеся ценностями;
- реальные – имеющие место в действительности и идеальные – имеющие место в теории;
- обыденные – признаваемые и реализуемые в обыденной жизнедеятельности и профессиональные (праксиологические) – признаваемые и реализуемые в профессиональной деятельности;
- индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие – признаваемые и реализуемые соответственно индивидом, группой, этнонациональной общностью или человечеством;
- действительные (актуальные) – являющиеся ценностями здесь и сейчас и потенциальные – могущие стать таковыми;
- терминальные (конечные) – ценности - цели и инструментальные, представляющие собой ценности – средства и условия достижения цели;
- практические – ценности выживания и духовные – ценности развития и совершенствования личности;
-эгоистические – направленные на себя, на свое благо, и альтруистические – направленные на других;
-высшие (возвышенные) – свидетельствующие о высоком уровне духовного развития личности и низменные, соответствующие низменным потребностям и инстинктам человека;
- простейшие (отвечающие физиологическим потребностям человека), интеракционистские (ценности деятельности), социализационные (ценности развития и становления личности) и смысложизненные, детерминирующие жизненный путь личности, смысл ее жизни и деятельности;
-материально-вещные (предметные), духовно-интеллектуальные (ценности сознания), этические (определяемые ценностями с точки зрения блага, добра и зла), эстетические (определяемые ценностями с точки зрения красоты), религиозные (определяемые ценностями с точки зрения религии) и т.п.
Иерархия ценностей:
- человек и общество;
- свобода;
- защищенность;
- справедливость;
- труд;
- коллективизм;
- равенство.
36. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом. Профессионально-этические основы социальной работы, как и сама социальная работа, прошли длительный путь формирования, становления и развития начиная с единичных, разрозненных актов помощи и взаимопомощи до настоящего времени.
1. Инстинктивно – практицистский подход. Человек изначально, еще будучи homoerectus, жил в сообществе себе подобных, поскольку отдельный индивид не может удовлетворять свои потребности, не вступая в определенные отношения с другими людьми именно по поводу совместного удовлетворения основных насущных потребностей. Очевидно, что в этот начальный период истории человечества должны были существовать определенные регуляторы поведения индивида в коллективе себе подобных, т.к. даже в самом примитивном обществе должны существовать единые поведенческие нормы, являющиеся основой и условием совместного существования. Такие нормы должны в первую очередь гарантировать сохранение и выживание человека как биологического вида, невозможность уничтожения человеческого сообщества как извне, так и изнутри. Безусловно, о ценностях или морали в их современном понимании применительно к данному периоду человеческой истории говорить нельзя, поскольку мозг предка человека, не будучи еще достаточно развитым, не мог обеспечить осмысления этого сложного феномена. Однако на уровне примитивных полуживотных ощущений и инстинктов человек, безусловно, мог дифференцировать полезное и вредное для себя и для сообщества. Этот период мог продолжаться вплоть до 4 тысячелетия до Новой эры
2.Традиционно-прагматиеский подход. Позднее человек начинает осознавать, а не просто ощущать социальную ценность альтруизма и коллективизма. Первыми формами помощи стали предоставление приюта и кормление тех сородичей, кто в этом нуждался. Именно в этот период началось первичное формирование собственно моральных и ценностных отношений, регулирующих взаимодействие и совместное существование людей. Существовали различные табу на действия, вызывающие вражду и рознь. В значительно большей степени ценностные основания развивались с появлением семьи и собственности. Этот период продолжался примерно до 6-7 веков нашей эры, ценность сообщества по-прежнему была выше ценности отдельного индивида.
3. Античная этика. Человек должен быть добродетелен, т.е. внутренне устремлен к добру, соблюдать общественно необходимые обычаи и традиции. Нуждающемуся человеку должна быть оказана помощь. Русичи познакомились с трудами античных философов сравнительно поздно, однако уклад их жизни говорил о том, что эти идеи были им присущи. К середине 1 тыс н.э. у восточных славян складывались устойчивые представления об этических основах помощи ближнему. В этот период российской истории широко развивалась общинная помощь. Человек, как член общины всегда мог рассчитывать на помощь соплеменников.
4. Социально- идеологический подход. Его границы могут быть определены приблизительно серединой первого тысячелетия н.э. и серединой ХХ в. Помощь человеку может оказываться на том основании, что господствующая идеология требует от человека определенных взглядов и поступков, оказывая влияние на формирование его личности в соответствии со своим смыслом и содержанием. В отличие от первобытного альтруизма, новые доктрины помощи ближнему основаны на иных ценностных ориентациях. Если в период язычества помощь нуждающимся оказывали в основном с целью сохранения целостности, жизнеспособности рода и обеспечения его выживания, то мировые религии требуют оказывать помощь страждущим потому, что это наиболее надежный способ обрести Царствие Небесное лично для себя. Сам человек должен был позаботиться о собственном благополучии, в том числе и посмертном. Целью религиозной морали являлось воспитание человека добродетельного, милосердного, смиренного, заботящегося о совершенствовании своей души. Именно забота о собственной душе требует от верующего помощи ближнему, заботы о нем. Безусловно, помощь нуждающимся оказывалась не только на основании религиозных заповедей и догматов. Например, в России значительную роль в отношении к нуждающимся играли обычаи и традиции, сложившиеся в течение длительного периода истории, еще со времен языческой Руси. Человек оказывал помощь, не ожидая в результате этого прибыли или воздаяния, а в силу природного альтруизма и коллективизма, опредмеченного в обычаях и традициях.
5. Большую роль в становлении теории и практики помощи человеку сыграло гуманистическое учение, начавшее распространяться с конца XIV века в Европе. Это учение признавало человека высшей ценностью, его права – естественными и неотъемлемыми. С точки зрения гуманизма, оказание помощи преследует цель сделать добро в первую очередь нуждающемуся, и только во вторую – самому помогающему. Однако в отличие от российских светских философов, философы европейских стран в большей степени возлагали ответственность за благополучие человека на него самого. Таким образом, этико-аксиологические традиции помощи человеку имеют своими источниками воззрения древних племен и народов, которые легли в основу трудов религиозных и светских философов, причем в сущностной основе своей подходы и тех, и других не противоречат друг другу.
6. Иной подход к человеку и заботе о нем прослеживается в марксистской идеологии. Человек признается высшей ценностью, и для реализации этой ценности должны быть усилиями всего общества созданы максимально благоприятные условия. Ценность человека может быть реализована только в обществе, в условиях свободы, равенства, справедливости. Самореализация человека возможна преимущественно в трудовой деятельности, направленной на благо всего общества, и именно результаты такой деятельности должны лечь в основу благополучия личности. Одно из важнейших прав человека – право на справедливое к нему отношение, справедливая оценка заслуг человека. Забота о человеке, с точки зрения марксизма, должна проявляться не столько по отношению к конкретному человеку, сколько к человеку вообще. Это значит, что основные усилия государства должны быть направлены на то, чтобы всем людям создать благоприятные для жизнедеятельности условия, изменяя наличную действительность, только в отношении граждан с особыми нуждами должны быть на уровне государства предусмотрены специальные меры.
7. Частично марксистская идеология в отношении заботы о человеке была реализована в Советском государстве, особенно в 70-80 гг. 20 века. Считалось, что в государстве, ставящем своей целью достижение блага каждого человека. Благотворительная деятельность с точки зрения официальных органов власти считалась излишней и унижающей достоинство личности - каждый человек имел право на внимание к себе и заботу со стороны государства, в связи с чем в период 1917-1918гг. были постепенно упразднены благотворительные организации, а соответствующие учреждения переданы в ведение народных комиссариатов как государственных органов власти. Вместе с тем, несмотря на официальное прекращение деятельности многочисленных благотворительных фондов и организаций, нельзя считать, что благотворительность как явление исчезла полностью - в основном она приняла другие формы. Широко распространилась шефская помощь, оказываемая главным образом небольшим организациям и учреждениям - детским садам, школам, лечебным учреждениям и т.д. Существовала в эти годы и частная благотворительность: так, например, считалось нормальным помогать престарелым соседям, инвалидам, больным людям. Имела место в советском государстве и подача милостыни нищим, хотя она не была распространена широко.
8. Создание в России 90-х годов современной системы социального обслуживания активизировало исследования проблем социальной работы в отношении к социально слабым слоям населения и ее профессионально-этической системы. Государство, являясь главным субъектом социальной работы, берет на себя основную ответственность за благополучие каждого гражданина, наделяя его определенными правами и декларируя их осуществление, но вместе с тем оно поощряет и благотворительную деятельность граждан и организаций, направленную на оказание всесторонней помощи нуждающимся, поскольку благо каждого человека - это забота и государства, и самого человека, и его окружения. Ценность человека признается в качестве высшей ценности вне зависимости от статуса человека. В этом случае правомерно использовать социально-философский подход. Система общечеловеческих ценностей содержит в себе в качестве высших ценностей человека, его честь, достоинство и права. Социальная работа представляет собой деятельность, направленную на реализацию прав человека, поддержание его чести и достоинства, создание политических, экономических, культурных, социальных условий, благоприятных для его самореализации, и, соответственно, является одним из важнейших механизмов реализации общечеловеческих ценностей.