Первый этап становления этики.

Этика как наука о морали.

Этика возникла на рубеже 5-6 вв. до н.э. Слово этика происходит от слова «этос» - дом, очаг. (во времена Гомера)Позднее этика стала обозначать нрав, обычай, характер. Как обозначение особой области исследования термин этика впервые был употреблен Аристотелем. Явление, которое изучает этика примерно с 1 века до н.э. стали называть «моралью». От лат.Morales – нравственность. Этика – наука о морали. В россии этика = нравственность. Слово нравственность в 1789 году использовалось впервые в словаре Российской академии наук.
«Нравственность в русском языке – это то, что способствует позитивному развитию морали»

Мораль -это один из основных способов нормативной регуляции поведения и деятельности людей. В то же время мораль представляет собой вид отношений людей , составляющий предмет специального изучения этики.Как вид сознания и способ поведения мораль возникла из необходимости совместной жизни людей. Она обусловлена природой человека, уникального по своему характеру.Человек способен осознавать свое существование и отличать хорошее от дурного, т.е. быть нравственным существом. В то же время нравственность может реализоваться только в конкретной деятельности человека, его отношении с др. людьми. Без этого невозможно существование морали.

Структура и функции морали.

Основная функция морали – общественная. Регулятор отношений в обществе, в котором люди
живут по некоторым общим правилам, следующим общим принципам и нормы поведения.

Мораль состоит из формы сознания (моральное сознание) и видом отношений между людьми (моральные отношения).

Функции морали:
1.Общественно регулятивная – выступает регулятором отношений в обществе, в котором люди живут по некоторым общим правилам, следуют общим принципам и нормам поведения.

2.Воспитательная – обеспечивает передачу нравственного опыта из поколения в поколение, формирует определенный тип личности.

3.Ценностно-ориентирующая – заключается в выработке норм, принципов и правил поведения, обеспеч. становление личности с твердыми нравственными учреждениями и постановками

4.Познавательная – помогает человеку приобрести знания в вопросах морали, расширять и укреплять свои связи в обществе, совершенствовать себя как личность.

Первоначально ученые описывали только сложившиеся обычаи и правила, но уже к 6 веку нашей эры этого стало недостаточно. И в русле философии появляются попытки понять природу и основные механизмы поведения человека. На основе этого формировались этические учения.

Традиционно мораль рассматривалась как мера господства человека над самим собой, показательно того, насколько человек способен отвечать за все, что он делает. Именно так мы понимаем совесть, как наиболее совершенную форму самоконтроля.

3. Формирование предмета этики с течением времени.
Античная эпоха поведение человека и его качества, характеризующие отношение человека к
миру,к окружающим. Средние векаизучение внешних объективированных форм и проявлений нравственности.Новое время изучение общеобязательных норм морального поведения, а также на изучение форм сочетания индивидуальных личностных качеств индивида с общепринятыми нормами и правилами поведения.XIX век изучение психологических мотивов человеческого поведения.Начало XX века:Метаэтика: логический анализ языка морали.Предмет этики смещается на рассмотрение роли моральных фактов в реальных социальных процессах.Экзистенциализм-Особенностью экзистенциализма было обращение к внутреннему миру человека, возвращение к «вечным» проблемам человеческого существования.Конец XX века: Прикладная этика:отвечает практическим потребностям развития современного общества и имеет большое практическое поле применения.(Генная инженерия,суррогатное материнство,этика бизнеса,этика ученого,этика делового общения итд)

Категории этики.

1.Понятие добро и зло.

Общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, польза, зло – это вред.

2.Совесть, честь и достоинство.

Категории индивидуального морального сознания:

-Совесть – в индивидуальном сознании сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека

-Достоинство – собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности

-Честь – границы, которые устанавливают себе сами люди, в рамках которых они считают, что не теряют свои достоинства.

3.Долг и ответственность.

Категории, описывающие личные поступки:

-Долг – социальный заказ от общества человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода

-Ответственность – та часть требований долга, которую человек принимает на себя и за отступлением от которых готов нести ответственность.

Этические позиции Конфуция.

Конфуций предлагает людям не столько политическое или духовное учение, сколько чисто этическую систему. Важно сначала исправить людей, очистить их, вернуть к нормам поведения, а все остальное – и государство в том числе – постепенно само придет в равновесие. Надо больше интересоваться состоянием души человека. Таким образом, Конфуций смотрит на решение государственных проблем через призму человека. Время показало, что это наиболее удачный вариант "жизненной философии": с одной стороны, он признавал мир "тонких" материй, мир духов, общение с Небом, с другой – призывал больше обращать внимание на соблюдение простейших этических норм в повседневной жизни. Даже если очень подробно и доступно объяснить человеку, как он должен себя вести, то вряд ли стоит ожидать, что он тотчас изменится. Нужен был особый подход к душе человека, и Конфуций нашел его. Великий учитель воспользовался одним из самых древних культов Китая – культом предков. Пример этих людей, их светлые и одновременно окутанные мифами образы стали для конфуцианцев более значимыми, чем поклонение далекому абстрактному Небу. Легендарные предки в Китае занимают место неких образцов для подражания, являются мерилом человеческих поступков, превращаются в символ китайской нации. Таким символом позже стал и сам Конфуций. Ритуал – священный закон Конфуция. Ритуал по Конфуцию – это не правила поведения человека, придуманные им самим же, а правила высшие, осмысленные человеком и переведенные им на язык слов и жестов. Это человеколюбие, долг, преданность, искренность, почтительность, забота о младших. Вот на этих качествах и основывалось этическое учение Конфуция, которое переросло в мощную социальную и политическую доктрину.

Пять постоянств праведного человека:

Жэнь— «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом.

И— «правда», «справедливость».

Ли— буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества.

Чжи— здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе.

Синь— искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность.

Античная этика.

Развитие этики в Древней Греции значительно отличалось от этого процесса на Древнем Востоке. Причины этого носят социально-экономический и политический характер. В Древней Греции разложение общинно-родового строя и смена его классовым происходили значительно быстрее, появилась частная собственность, возникло разделение труда, происходили острые столкновения родоплеменной аристократии и демоса, в результате которых победу одержал последний. Это значительно оживило развитие политической и духовной жизни, в том числе и этики.

Именно развитие демократии выдвинуло на первый план проблемы соотношения индивидуальной воли и всеобщего блага, интересов и целей одного индивида с интересами и целями других.

Центральными фигурами в истории античной этики можно считать софистов (Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура), стоиков, скептиков. Здесь важно отметить отличие этической мысли Древнего Востока и Древней Греции. В Греции процесс развития этической мысли носил поступательный характер, школы и ученые развивались не параллельно в один временной отрезок, а последовательно. Это стало причиной того, что древнегреческая этическая мысль отличается глубиной и содержательностью.

Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродетельной личности. Эта этика оптимистична, в ней утверждаются нравственная самоценность и суверенность человека. Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. По мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан, совершенного обнаружения ими свойств разумной сущности. Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение индивидуального всеобщему, страстей – разуму, живых личностей – абстрактным нормам, а того, что есть, – тому, что должно быть.

Необходимо отметить и значительный прогресс античной этики: переход от мифологических воззрений к натуралистической и идеалистической концепциям. В основе натуралистической концепции лежит ориентация на человека как на естественное существо. Идеалистическая концепция, значительная роль в разработке которой принадлежит Платону, ориентируется на идеальный сверхъестественный мир.

Гуманизм Ренессанса.

Гуманизм, как зародилось это понятие, отнюдь не моральное, а прежде всего и по преимуществу эстетическое и философское, с выделением человека, вместо Бога, как центрального образа в миросозерцании новой эпохи. Возникло во Флоренции в середине XIV века.

Но гуманизм вскоре смыкается с гуманностью. Ярчайший расцвет искусств и мысли, с блистательными именами гениальных поэтов, художников, мыслителей, ученых и мореплавателей, имел свои первопричины и источники, порою парадоксальные.Философской основой ренессансного миросозерцания, как и средневекового, был античный неоплатонизм, учение Платона об идеях. Средневековые мыслители с их монотеизмом заговорили об абсолютной личности, связав с нею и благо, и красоту. Фома Аквинский через неоплатонизм и теологию приходит к эстетике, как Данте христианское вероучение превращает в поэзию в «Божественной комедии», как Гомер в свое время старинную веру греков воссоздал в «Илиаде» в эпос, драму и эпическую поэзию. Средневековый неоплатонизм, как мы видим, теологичен. Но личность в нем уже проступила как живая, конкретная, воплощение блага и красоты. Человек сознает себя близким к ангелам и даже к Богу и с упоением открывает в себе человека с его достоинством и свободой. Это и есть возрожденческий неоплатонизм с его антропоцентризмом. Это и есть гуманизм, обогащенный всей греческой премудростью, классической древностью в ее высших достижениях и образцах.

Христианская религия обрела свою сущность, она превратилась в мифологию, художественно воспроизводимую, как некогда религия греков - в художественную религию и мифологию. И в этом человек ощущал свободу и радость, словно юность вернулась, с восприятием земной красоты во всех ее проявлениях.

Но эта беззаботность и приволье человека Возрождения продлятся недолго, ибо при остроте восприятия жизни, всех ее благ и радостей, усиливается ощущение ее скоротечности и смертности человека, с тем приходит углубленный психологизм, с трепетом личных переживаний, глубина личностного самораскрытия. Стихия привольной беззаботности накладывается на трагическое восприятие жизни.

Этика Просвещения.

Сторонники Просвещения верили в счастливое будущее человечества, что наука и технический прогресс обеспечат благоденствие на земле. На таких принципах ведущие мыслители-просветители обосновывали систему этических принципов. В эту когорту принадлежал и французский философ Поль-Анри Гольбах (1723-1789). Он, как и К.-А. Гельвеций, считал себялюбие, стремление к удовлетворению личного интереса существенной качеством человеческой природы. Однако он выступал против крайнего эгоизма, защищал идею согласования личного интереса индивида и интересов общества. По его мнению, социальная среда играет определяющую роль в формировании личности. Человек, по П.-А. Гольбахом, является частью природы, а потому подчиняется ее законам. Он отрицал наличие у человека свободы воли, считая ее поведение обусловленной определенными причинами. Развитие общества Гольбах объяснял деятельностью правительства, выдающихся личностей, развитием образования. Мыслителем, представил Просвещение и в каком созрел протест против его идейных основ, ставшего духовным предтечей французской революции, был Ж.-Ж. Руссо. Его этическая концепция основывается на идее равенства людей и свободы личности. Ж.-Ж. Руссо мечтал об обществе, в котором каждый гражданин будет владеть равной долей собственности. Мораль, утверждал Руссо, взаимосвязана с политикой, общественным строем. По его мнению, с прогрессом культуры упадок нравственности, а разнообразные заблудись, заглушают голос природы и разума. Неприемлемым для Руссо был принцип самолюбия. При этом он различал самолюбие и любовь к себе как различные по природе и действию страсти. Любовь к себе, по его мнению, является естественным чувством. А себялюбие - это производное, искусственное явление, возникающее только в обществе, заставляя каждого индивида оказывать себе большее значение, чем всему остальному. Оно побуждает людей поступать друг другу всяческое зло.
Критикуя господствующий религиозное мировоззрение, Руссо находился одновременно под влиянием религии и пантеизма. По его словам, на душу человека влияют климат, время года, стихии, звуки, цвета, еда, движение и покой, шум и тишина, темнота и свет, учитывая которые, можно управлять своими чувствами.

Этика Нового времени.

Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов. Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. На пути разрешения этого и других противоречий этика в Новое время приходит к пониманию социальной природы морали. Это во многом определило характер этического мышления Нового времени. Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом.

Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют наивной веры античности во всесилие нравственных возможностей личности. Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм. Над разработкой таких методов-рекомендаций работали великие мыслители Д. Дидро, К.Гельвеций и П. Гольбах. Они наставляли человека избегать излишеств и вожделений и уважать чужие интересы, ибо стремление к удовлетворению «неразумного» интереса рано, или поздно обратится вредом для совершившего его. Одним из главных достижений этики Нового времени стала попытка примирить интересы отдельного индивида и общества в целом на основании невозможности существования их друг без друга.

Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти имена таких знаменитых философов, как И. Кант и Г. Гегель. Среди достижений Канта необходимо отметить его вклад в разработку проблем нравственности, изменение зависимости морали и религии, разграничение понятий «мораль» и «счастье».

Центральным же достижением Канта является его определение морали как надприродного долженствования, которое связывает ее с душой человека. Среди достижений Гегеля необходимо отметить то, что он придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, обнаружил объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаимодействии со всеми сторонами жизни общества.

Этика Канта и Гегеля истолковывала нравственное совершенствование личности как ее духовное самопринуждение, самообуздание, результат ограничения ее непосредственных склонностей, интересов, выход за социально-природные границы живого человека.

Ф.Ницше: генеалогия морали.

1. «Генеалогия морали» – термин специальный. Более всего ассоциируется с Ницше как тем, кто ввел этот термин в философский оборот. Так называется одно из его наиболее фундаментальных и академически-философских произведений – «К генеалогии морали» (1887)
1.1.1. Что такое генеалогия у Ницше, хорошо известно. Ницше сам говорит об этом в предисловии: аналитическое рассмотрение «происхождения наших моральных предрассудков». Ницше рассматривает мораль как собрание предрассудков, которые изобрел человек. "Великую войну" объявляет Ницше не только христианству, но и морали. Согласно Ницше , прежде всего, мораль - это механизм господства над себе подобными. Во-вторых, недопустимо смешение аристократической морали сильных с моралью рабов, неудачников. Народная мудрость гласит: тот, кто не умеет дать дурных примеров, дает хорошие советы. Слабому невыносимо сознавать себя слабым перед лицом сильного, поэтому уничтожить сильного - цель его самосохранения.
1.1.2. Ницше демонстрирует генеалогию в трех рассмотрениях – «добра и зла», «вины» и «совести», «аскетических идеалов», разными способами раскрывая внеморальные и антиморальные истоки, предпосылки или подтексты моральных понятий, которые в свете этого и предстают предрассудками, т.е. формами неподлинных, ложных представлений. К.А. Свасьян в своих комментариях к «К генеалогии морали» заметил, что
Ницше не рассуждает о генеалогии, он осуществляет ее. Генеалогия морали (моральных предрассудков) была для Ницше важным
средством расшифровки, демистификации ценностей, их переоценки. Разоблачение моральных ценностей, моральных предрассудков, по его собственному признанию, было для него высшей целью. У Ницше мораль - не врожденная характеристика, и тем более не вложенная Божеством. Она присуща только социально взрослому человеку. При этом она не является чем-то застывшим и неизменным - она может пересматриваться, меняться и формироваться по желанию индивида. При этом Ницше не столько вводит абсолютный релятивизм в понятие морали и ценностей, сколько пытается вывести новую мораль - мораль сверхчеловека. Где ценности выстраиваются вокруг ключевой идеи: стремление к власти и полноте жизни.

Этика православия.

Православная этика - разновидность христианского нравственного учения, разделяющая его основные идеалы, принципы и установки с другими направлениями христианства, но имеющая специфические характерные отличия. Спецификой христианского нравственного учения является теснейшая связь всего ценностного содержания моральной концепции христианства с его основными вероучительными догматами о троичной сущности Творца, его отношении к миру и человеку, о греховной природе человека и необходимости спасения через веру в Бога, принесшего себя в искупительную жертву за грехи людей. Источником нравственности, праведного пути человека от греха и погибели, добродетельного образа жизни, является Творец всего сущего и его добрая воля. Всякая вина требует своего искупления, прощения, жертвы, принимающей в христианстве совершенно необычайный вид. Бог, чтобы доказать людям свою величайшую любовь, совершает подвиг самопожертвования.Христианская этика формулирует нравственные нормы, принципы, ценности, моральные добродетели и нравственный идеал христианства, черпая их содержание из вероучения. Любовь как выражение сущности самого Бога и всего нравственного миропорядка лежит в основе всех ценностей христианской морали. Православная этика пронизана призывами к добросердечию и душевности, незлобивости, к милосердию, любви и отзывчивости человека. Моральные поучения православия включают идеи смирения. Земная жизнь рассматривается как подготовление к жизни небесной, а её целью объявляется духовное спасение "от греха и зла", которое невозможно без помощи Бога и церкви как его посредника. Для православия характерен упор на эмоционально-чувственное переживание человеком своего нравственного долга в отличие от рационалистического восприятия христианской веры. Важнейшими ценностями здесь являются жалостливость и сердечность в отношениях между людьми, братская любовь и великодушие, широта души и бескорыстие, а не расчетливость и выгода, присущие западному человеку. Отсюда отстраненность православия от самостоятельного участия в политической и экономической жизни, от властолюбивых устремлений. Обращение к совести и сердечности, к искренней глубокой вере в божественную справедливость добра выгодно отличают православное нравственное учение от западных христианских учений с их расчетливостью и предусмотрительностью, стремлением к подчинению воли верующего мотивам выгоды, с присущим ему прозелитизмом.

Ислам и нравственность.

Нравственность (ахляк) в Исламе имеет большую ценность и значимость. Одна из целей Ислама - воспитать высоконравственных людей. Пророк Мухаммед сказал: 'я ниспослан к вам для совершенствования нравственности. Мусульманин оценивается по его нравственности. В сущности, целью Ислама является отдаление людей от плохих деяний и воспитание в них высокой нравственности. Если человек совершал добрые деяния, то получит за это вознаграждение, а если совершал плохие деяния, то будет наказан за это, если Аллаh не простит его. Сказал Аллаh Всевышний в Коране:Значение: 'Кто совершил на вес пылинки добра, тот увидит его в свитке своих деяний, и Аллаh воздаст ему за него. Кто совершил зла на вес пылинки, тот также увидит его, и ему воздастся за него. Это вероубеждение удерживает человека от совершения зла и направляет на совершение добра. Тот, у кого нет такого вероубеждения, не несет в себе чувства ответственности, и пока не будет для него от кого-либо пользы, не стоит ожидать от него добра; и при удобном случае он может сделать разного рода зло. Труд является повелением нашей религии. Каждый мусульманин обязан трудиться для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь и не зависеть от кого-либо. Труд и заработки людей бывают разные. Правдивость в Исламе - один из принципов нравственности. Мусульманин должен избегать лжи, зависти, мусульманин должен зарабатывать чистым и разрешенным путем. Обязанности работника и подчиненного - выполнять порученную им работу полноценно, без изъянов. На этот свет ребенок рождается чистым. Если родители воспитают его прилежным и научат хорошим манерам, то он вырастет высоконравственным. Если ему не дадут воспитания и осквернят его душу черным пятном плохого характера, то трудно ожидать от него высокой нравственности и доброты. Наша обязанность - быть внимательными и осмотрительными при выборе друга. Следует дружить с хорошими и знающими людьми, извлекать уроки из общения с ними и избегать плохих людей. А если и сближаться с плохим человеком, то лишь с целью отдалить его от проявлений плохих качеств и приблизить к высокой морали, помочь ему стать лучше.

Этика материализма.

Одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное.Самым главным, определяющим моментом этики материализма является уверенность в отсутствии изначального смысла в мире. В этической сфере материализм стремиться к осознанию цели жизни только как продление существования. Состояние сознательной одухотворенной любви не является прямым следствием основных ценностей материализма. Бытие определяет сознание - таков его лозунг; вначале вещи, потом любовь. Критика материализма, по этой причине, не ущемляет нравственных отношений людей. В материальном мире имеет место принцип симметрии, которому в философии соответствует диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон можно разложить на две составляющие:(1)Всякому началу соответствует противоположное начало.(2)Действие имеет противодействие. Первую составляющую назовем потенциальной противоположностью, вторую - актуальной. Здравый скептицизм – нормальное состояние убежденного материалиста.Центральной составляющей мировоззрения является осознание реальности. Поиск ответа на вопрос "какова реальность?" осуществляется практикой, а значимость области практики определяется ценностями.

Этика экзистенциализма.

Экзистенциализм -направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Применительно к бытию человека это означает, что существование человека не является разверткой какой-то его предзаданной сущности; напротив, человек в ходе своего существования обретает сущность, которая никогда не является завершенной. Для Алъбера Камю, французского писателя и философа, исходной стала тема абсурдности человеческого бытия. Абсурдны катастрофы этого мира, но не менее абсурдно наше повседневное обыденное существование. При таких обстоятельствах человек закономерно должен задаться вопросом о том, не следует ли покончить с собой. Ответ Камю на этот вопрос отрицательный: самоубийство только увеличивает абсурдность происходящего. Наше положение в мире подобно положению Сизифа, катающего тяжелый камень жизни без надежды когда-либо достичь результата. Пока Сизиф проклинает богов, принудивших его к этому бессмысленному труду, и надеется, что ситуация изменится, боги смеются над ним. Надо достичь абсолютной ясности в понимании своей участи и перестать надеяться, тогда катание камня станет делом самого Сизифа, он изменит ориентацию своего сознания, а ситуация благодаря его усилию наполнится смыслом. Судьба человека, как и Сизифа, трагична, он должен мужественно ее принять и вопреки всему лично настаивать на том, что моральные ценности возможны.

Ж,П.Сартр полагал, что человек в принципе ведет неподлинное существование, он «заброшен в мир», чуждый его сокровенным чаяниям. В неподлинном мире подлинность существования человек обретает лишь, совершая выбор. Однако все традиционные опоры морального выбора (семья, религия, общество) утратили свое значение, индивид оказался «брошенным в свободу». Именно «граничные ситуации» (ситуации на грани жизни и смерти) наиболее ясно выявляют наше подлинное «я». Выбор в них совершается абсолютно индивидуально, на свой страх и риск, без гарантий морального одобрения. Абсолютно свободный человек несет всю ответственность за свои поступки и их последствия. Такая глобальная ответственность делает человеческое существование полным Заботы, Тревоги, Отчаяния. Совершая поступки, избранные в качестве нравственных, человек не может надеяться на успех, но все-таки должен их совершать, чтобы обрести подлинность существования.

Метаэтика.

Метаэтика - раздел этики, в котором разрабатываются проблемы гносеологической и логической природы морального языка. Термин введен в этику логическими позитивистами, согласно которым метаэтика - это специфически философская дисциплина, в противоположность нормативной этике исследующая лишь моральный язык, «нейтральная» к различным нравственным позициям. Сам по себе вопрос об исследовании логики моральных высказываний и о возможности выделения методологических и логических проблем этики в особую область вполне правомерен. Но позитивисты мыслят: метаэтика - как чисто формальное исследование нравственных суждений, безотносительно к их содержанию. Такое исследование не затрагивает вопросов о том, в чем состоит добро и зло, каким образом мораль зависит от социально-исторических условий, какое значение имеет нравственность в жизнедеятельности человека. Однако без решения этих вопросов метаэтика не может быть философской теорией и превращается в разновидность логики. Столь же неправомерна претензия позитивистов на создание этики как внепартийной, «нейтральной» науки (Логический позитивизм). Социологические, исторические и философские проблемы этики органически связаны о нормативными вопросами, имеющими непосредственное отношение к выбору человеком своей нравственной позиции и практической линии поведения. Яркий представитель Джордж Мур.

Административная этика.

Административная этика -это вид профессиональной этики, который представляет собой совокупность принципов, норм правил, стандартов, обусловленных социальным и публично-правовым характером деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентирующих деятельность и поведение должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Предмет административной этики - моральные нормы, принципы, стандарты, которыми должен руководствоваться государственный и муниципальный служащий в практической деятельности по реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью осуществления общественной сущности государства.

Цель административной этики - создание нравственного фундамента деятельности государственных и муниципальных служащих, отражающего специфику их профессиональной служебной деятельности.

Задачи административной этики:

  1. выявить, проанализировать место и роль морали в государственно-служебных отношениях;
  2. проанализировать и охарактеризовать нравственное состояние персонала государственной и муниципальной службы;
  3. теоретически раскрыть и обосновать содержание нравственных требований, принципов, норм, стандартов, предъявляемых к деятельности и поведению государственных и муниципальных служащих;
  4. рассмотреть и проанализировать наиболее типичные кризисные нравственные ситуации, происходящие в системе государственной службы и на муниципальной службе, проанализировать возможные конфликты интересов;
  5. Разработать конкретные административно-процессуальные механизмы соблюдения нравственных норм, а также форм и процедур контроля над их выполнением.

Функции административной этики - Основные социальные функции морали могут быть спроецированы на функции административной этики.

Регулятивная функция – упорядочивающее воздействие на нормы профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, нацеленном на повышение ее социальной эффективности.

Ценностно-ориентирующая функция – обеспечивает государственных и муниципальных служащих необходимыми нравственными ценностями, подчеркивающими социальное предназначение их профессиональной служебной деятельности.

Воспитательная функция – формирование и развитие нравственных качеств у государственных и муниципальных служащих, необходимых для замещения должностей в органах государственной власти и органах МСУ.

Познавательная функция – связана с восприятием, анализом, отбором и обобщением информации, с приобретением служащим социального знания в процессе профессиональной служебной деятельности.

Полученные знания формируют представления о содержании моральных отношений, обогащают нравственный потенциал государственных и муниципальных служащих, способствуют развитию этических основ их профессиональной деятельности.

Соотношение права и морали.

Право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами или принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения.Мораль – это один из способов регулирования поведения людей вобществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющиххарактер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данномобществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойноми недостойном.

Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: 1) единство, 2) различие, 3) взаимодействие, 4) противоречие.

1. Единство права и морали выражается в следующих чертах:

• право и мораль представляют собой разновидности социальных норм, т. е. у них одна и та же нормативная основа;

• и право, и мораль преследуют одни и те же цели и задачи: социализация общества;

• и право, и мораль имеют один и тот же объект регулирования — общественные отношения; требования права и морали к общественным отношениям совпадают.

• право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов общественных отношений;

• право и мораль как философские категории представляют собой надстроечные явления, что делает их социально однотипными в данном обществе;

• и право, и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.

2. Различие права и морали состоит в следующих характеристиках:

• у права и морали различные способы установления, формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются, отменяются, изменяются либо дополняются только государством, т. к. право выражает государственную волю общества. Нормы морали в свою очередь возникают и развиваются спонтанно, в процессе практической деятельности людей. При этом мораль носит неофициальный (негосударственный) характер;

• у права и морали различные методы их обеспечения. За правовыми нормами стоит аппарат государственного принуждения, потенциального и возможного. При этом юридические нормы, закрепленные в законах, носят общеобязательный характер. Мораль же опирается на силу общественного мнения. Нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства карательных государственных органов;

• у права и морали различные формы внешнего выражения, фиксации.

• у права и морали различные характер и способ их воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций моральных ценностей;

• у права и морали различные характер и порядок ответственности за нарушение соответственно правовых и моральных норм. Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер. К нарушителю же моральных норм применяются меры ответственности в форме общественного воздействия.

Этика как наука о морали.

Этика возникла на рубеже 5-6 вв. до н.э. Слово этика происходит от слова «этос» - дом, очаг. (во времена Гомера)Позднее этика стала обозначать нрав, обычай, характер. Как обозначение особой области исследования термин этика впервые был употреблен Аристотелем. Явление, которое изучает этика примерно с 1 века до н.э. стали называть «моралью». От лат.Morales – нравственность. Этика – наука о морали. В россии этика = нравственность. Слово нравственность в 1789 году использовалось впервые в словаре Российской академии наук.
«Нравственность в русском языке – это то, что способствует позитивному развитию морали»

Мораль -это один из основных способов н

Наши рекомендации