Развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию государственной молодёжной политики
Анализ нормативного правового обеспечения реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации показывает, что понятие «инфраструктура» является для молодёжной политики относительно новым.Следовательно, не имеет содержательного наполнения, которое отражало бы современные тенденции в институциональном становлении политики в отношении российской молодёжи как самостоятельного направления в деятельности органов государственной власти.
Следует подчеркнуть, что только в 2014 году на федеральном уровне был установлен правовой статус субъектов инфраструктуры молодёжной политики.
В утвержденных Основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года инфраструктура для молодёжиопределенакак «система государственных, муниципальных организаций и общественных объединений, а также иных организаций всех форм собственности,обеспечивающих возможность для оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на развитие молодёжи»[23].
В современном российском обществе инфраструктуру молодёжной политики рассматривают в первую очередь как компонент молодёжной политики,который представляет собой организационно-управленческую составляющую политики государства в отношении молодёжи и её проблем.
Сегодняшний управленческий ресурс молодёжной политики реализуется в соответствии со спецификой её функционирования на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и в рамках органов местного самоуправления.
В соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами, полномочиями по реализации государственной молодёжной политики наделено Министерство образования и науки Российской Федерации. В ведении этого Министерства находитсяФедеральное агентство по делам молодёжи (далее - Росмолодёжь), на которое возложена функция по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики.
В целях реализации полномочий Федерального агентства по делам молодёжи по приоритетным направлениям деятельности в структуре Федерального агентства по делам молодёжи создано три федеральных государственных бюджетных учреждения:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (далее - Роспатриотцентр);
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр содействия молодёжному предпринимательству»;
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Международный молодёжный центр» (далее - ММЦ).
На уровнесубъектов Российской Федерации созданы государственные органы по делам молодёжи, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции, одновременно выступая основными координирующими органами в сфере реализации региональной молодёжной политики.Данные мониторинга Росмолодёжи позволяют говорить о различном статусе и структуре органов государственной власти субъектов Российской Федерации, реализующих государственную молодёжную политику.
Региональные органы по делам молодёжи, выделенные в отдельные ведомственные структуры, представлены только в 23 субъектах Российской Федерации, из них – в виде министерств (3), агентств (3), комитетов (7), департаментов (4), управлений (6).
При этом следует отметить, что наибольшее количество ведомственных структур, реализующих государственную молодёжную политику, распределено в Центральном федеральном округе – 6, Приволжском федеральном округе – 5, Северо-Кавказском федеральном округе – 4.
Вместе с тем, в Сибирском и Уральском федеральных округах отдельные ведомственные структуры, реализующие государственную молодёжную политику, отсутствуют.
В остальных 62 субъектах Российской Федерации ведомственные структуры, курирующие молодёжную политику, входят в состав региональных органов управления: образования и науки – 22 структуры; министерства спорта и молодёжной политики – 25; министерства культуры – 2; министерства экономического развития – 1; других – 12.
Сопоставляя численность сотрудников и значимость направлений государственной молодёжной политики, можно констатировать, что численность управленческого персонала для реализации государственной молодёжной политики явно недостаточна.
Особенно это касается регионов со значительной численностью населения, огромной территорией и/или большим перечнем проблем – например, Северный Кавказ, российский Север, Дальний Восток.
В следующую очередь инфраструктуру молодёжной политики следует рассматривать как составную часть социальной инфраструктуры, которая представляет собой совокупность учреждений, выполняющих социальные функции.
Они,ориентируясь на целевые установки молодёжной политики, создают условия для социальной адаптации и социальной интеграции разных групп и категорий молодых людей в соответствии с их интересами и потребностями в саморазвитии и самореализации (профессионально-трудовой направленностью, досуговыми предпочтениями, семейным устройством, жизненными и общественными ориентирами и др.).
Инфраструктура региональной государственной молодёжной политики, представляя собойсистему обеспечения работы с молодёжью, складывается в виде сети государственных и муниципальных учреждений,которые предоставляют услуги различным группам и категориям юношей и девушек по всему спектру вопросов их функционирования в современном обществе.
Согласно данным мониторинга Росмолодёжи (2012–2014 годы) с 2012 года в субъектах Российской Федерации функционируетболее 1 тыс. центров поддержки молодой семьи, 293 региональных и 2 764 муниципальных учреждений, подведомственных органам по делам молодёжисубъектов Российской Федерации, в которых осуществляют профессиональную деятельность около 34 тыс. специалистов по работе с молодёжью (Рис 5).
Рисунок 5. Распределение учреждений органов по делам молодёжипо федеральным округам Российской Федерации
Большое количество региональных учреждений органов по делам молодёжи сосредоточены в трёх субъектах Российской Федерации: в Приволжском федеральном округе – 67(23%), Южном федеральном округе – 60(21%) и Центральном федеральном округе – 58(20%), наименьшее количество – в Дальневосточном федеральном округе и Уральском федеральном округе – 12(4%).
Наибольшее количество муниципальных учреждений органов по делам молодёжи также функционирует в Приволжском федеральном округе – 774(28%) иЦентральном федеральном округе – 715(26%), а наименьшее в Северо-Кавказском федеральном округе – 20 и Дальневосточном федеральном округе – 50 (2%).
Следует отметить, что муниципальные учреждения имеют огромное значение в работе с молодёжью, так как, безусловно, основная часть услуг социальной защиты и поддержки молодёжи приходитсяименно на местный (муниципальный) уровень.
Это оправдано тем, что местные органы власти работают в непосредственном контакте с населением, они знают более детально проблемы молодёжи, специфику данной территории. Однако, как показывает практика, местные органы власти имеют достаточно ограниченные средства на реализацию мер молодёжной политики.
Кроме того, в настоящее время в некоторых российских регионах сохраняется ситуация неполного охвата молодёжи учреждениями органов по делам молодёжи и их услугами; наблюдается снижение активности формирования эффективных механизмов управления и финансирования данных учреждений.
Можно предположить, что обозначенные проблемы связаны, в том числе, и с неукомплектованностью учреждений органов по делам молодёжи квалифицированными специалистами.
Необходимо отметить, что повышение эффективности деятельности учреждений органов по делам молодёжи и расширение спектра предоставляемых ими услуг способствует повышению качества человеческого капитала в России, что является важнейшейзадачей ОГМП-2025.
Исходя из вышеизложенного, для решения обозначенных проблем и достижения конкретных результатов повышения эффективности и качества услуг, предоставляемых учреждениями органов по делам молодёжи субъектов Российской Федерации, а также в целях реализации ОГМП-2025 возникла необходимость разработки и реализации комплекса мер повышения эффективности и качества услуг, предоставляемых учреждениями органов по делам молодёжи субъектов Российской Федерации.
Необходимым условием эффективности реализации обозначенного Комплекса мер является организация межведомственного взаимодействия органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, координации деятельности всех заинтересованных государственных и общественных структур, в первую очередь органов по делам молодёжи субъектов Российской Федерации.