Власть и общество в России 1907 – 1914 гг.
Личность Столыпина: -представитель старинного дворянского рода. Окончил физико-математический факультет Петербургского университета, затем служил в Министерствегосударственных имуществ. Важным этапом в карьере П.А. Столыпина оказалось губернаторство в Саратове. В 1905 г. Столыпин принял личное участие в подавлении крестьянских бунтов. В сопровождении казаков он разъезжал по мятежным деревням, производил повальные обыски, аресты и порки зачинщиков, выступая перед сельскими сходами, хотя такие выступления бывали весьма небезопасными. За проявленное мужество и решимость, Столыпин получил личную благодарность императора.
26 апреля 1906 г. был назначен на пост министра внутренних дел, а 8 июля, после роспуска I Государственной Думы, стал Председателем Совета министров. Выступая на заседаниях Думы, Столыпин говорил твёрдо, но достаточно корректно, хладнокровно отвечая на выпады в адрес правительства, уверенно чувствуя себя в условиях ожесточённой полемики. С первых же дней на посту премьера зарекомендовал себя как жёсткий политик.
Первую свою задачу он видел в подавлении антиправительственного движения. Для борьбы с революционерами он продолжал совершенствовать систему репрессивно-карательных мер. Жестоким стало судопроизводство по политическим делам. 19 августа 1906 г. был принят указ о введении военно-полевых судов. Большое значение Столыпин придавал подавлению оппозиции со стороны Думы. 10 мая 1907 г. в речи во II Государственной Думе Столыпин произнёс в адрес радикалов ставшей знаменитой фразу: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия»
Третьиюньская монархия.
3 июня 1907 г. был совершен так называемый «третьиюньский переворот». Установившийся в стране режим известен под названием «третьиюньской монархии». Суть третьиюньской политической системы, сложившейся после 3 июня, - лавирование царизма между помещиками и крупной буржуазией, разделение между ними экономических и политических привилегий. Феодальная монархия уже не могла держаться только на штыках – она нуждалась в расширении социальной базы.
Новый избирательный закон, сохранив прежнее число избирателей, резко изменил отношение между куриями в пользу помещиков и крупной буржуазии. Эти классы, составляющие не > 1% населения страны, избирали 2/3 всех выборщиков. Положение о выборах значительно уменьшило представительство от национальных окраин.
Характерная черта этого режима – опора на двойное большинство в III и IV Государственной думе: правооктябристское и октябристско-кадетское. Благодаря этому правительство, сохраняя парламентскую систему, могло принять практически любой законопроект – как консервативной (правооктябристское большинство), так и либеральной (октябристско-кадетское большинство) направленности. В результате складывалась видимость парламентаризма и законности, что несколько успокаивало либеральное общественное мнение, хотя на деле правительство подчинялось только императору. Государственная дума никакого влияния на него не оказывала.
Главное направление внутренней политики данного периода – это сочетание карательных мер против революционеров (военно-полевые суды и т.д.) с попыткой решить наиболее острые вопросы, прежде всего аграрный.
Столыпинская аграрная реформа.
Революции 1905-1907 гг. показала правительству, что социальной опоры в деревне у царизма нет. Аграрная реформа П.А. Столыпина преследовала цель создать в деревне прочную социальную базу царизма. Столыпин видел ее в «крепком единоличном собственнике».Чтобы он появился, нужно было разрушить общину, сделать возможным выход из нее. Поэтому главным в реформе было насильственное разрушение общины и насаждение частной собственности на землю. Указ от 9 ноября 1906 г. устанавливал, что каждый хозяин, владеющий землей в общине, может требовать выделение своего надела в личную собственность, и каждый вправе закрепить собственность на землю, превышающую норму душевого надела. Он имеет возможность получить вместо разрозненных полос цельный равнозначный участок (отруб) или вообще отселиться и завести хуторское хозяйство.
Важным звеном реформы стала деятельность Крестьянского банка, который поощрял создание отрубных и хуторских хозяйств. Существенной мерой было переселение крестьян за Урал. Этим решались две задачи: во-первых, ослаблялся земельный голод; во-вторых, удалялись малоземельные, нищие и потому самые политически ненадежные крестьяне. Однако переселенческая политика себя не оправдала: за Урал переселилось примерно 3 млн. человек, из них 17% вернулись обратно.
Итоги реформы крайне противоречивы. С одной стороны, она привела к увеличению почти в два раза экспорта пшеницы, стала одной из причин промышленного подъема 1909-1913 гг. Однако политические и социальные цели не были достигнуты. Из 14,6 млн. крестьянских хозяйств отруба составили 9,1% (по переписи 1916г.), хутора-2,3%. Выделившиеся из общины продолжали жить в деревне, их участки оставались в чересполосном владении с общинной землей.
Реформа не смогла создать массовый тип «крепкого единоличника» (не была создана массовая социальная опора), не создала внутренний рынок для промышленности и не устранила базу социальной войны между крестьянами и помещиками – малоземелье.
Основное значение реформы заключается в том, что она, разрушив общину, открыла «последний клапан» для развития капитализма в России при сохранении крупного землевладения и самодержавия.
Кроме того, реформа ускорила расслоение крестьянства – необходимое условие для создания рынка наемной рабочей силы.
Основной причиной неудачи реформы была невозможность создать многочисленный класс новых собственников, обеспечить их необходимым количеством земли для появления высокопродуктивного фермерского хозяйства, оставив при этом неприкосновенным помещичье землевладение.
Таким образом, крестьяне озлоблялись, попытка уберечь Россию от назревавшей революции не удалась, и это объяснялось, прежде всего, нерешенностью аграрного вопроса.
Политический кризис 1912 – 1914 гг. (стр. 49 по учебнику)