Основные направления и итоги внутренней политики Александра I.

В результате государственного переворота 12 марта 1801 г. на престол взошёл Александр I. Он собрал вокруг себя кружок «молодых друзей» - Негласный комитет. В него вошли Чарторыйский, Строганов, Новосильцев и Кочубей. Организуя комитет, император пытался собрать не только «свою команду», но и как бы организовать штаб, который должен был разработать проекты реформ.

Вступив на престол, Александр I (1801-1825 гг.) отменил наиболее одиозные указы отца, Павла I: восстановил жалованные грамоты дворянству и городам, отменил запрет на выезды за границу, на ввоз европейской литературы, освободил из ссылки офицеров и чиновников (около 12 тыс. человек), пострадавших при Павле I.

За 1,5 года работы комитет наметил главные принципы будущих перемен, в основном по двум направлениям: 1) отмена или смягчение крепостного права и 2) изменение формы правления. Практические результаты были незначительны, хотя о двух указах надо сказать особо.

В 1801 году разрешение покупать незаселенные свободные земли получили все недворяне, за исключением крепостных крестьян. Тем самым была нарушена монополия дворянства на землю, и были несколько расширены возможности для предпринимательства.

В 1803 году был подписан Указ «О вольных хлебопашцах», который разрешил дворянам отпускать крестьян на волю с обязательным наделением их землёй. По этому Указу было освобождено за первую четверть XIX в. 47 тыс. крестьян.

В 1802 г. началась министерская реформа. Вместо коллегий были созданы министерства (вначале 8, потом 12), которые управлялись по принципу единоначалия, а министры были ответственны перед императором. Для обсуждения совместных дел был учреждён Комитет министров. В 1810 г. для подготовки законопроектов был создан Государственный совет, куда входили министры и высшие чиновники, назначавшиеся царём.

В 1803 г. была реорганизована вся система учебных заведений, основными следствиями чего явились преемственность и бессословность образования. К 1806 г. было уже 6 университетов. С 1811 г. открываются лицеи. 1804 г. был принят университетский устав, предоставлявший этим заведениям автономию.

По поручению Александра I М.М. Сперанский представил ему проект кардинальной политической реформы. Он предусматривал введение политических и гражданских свобод (при неравенстве сословий). Стержнем проекта явилась реформа государственных органов, основанная на принципе разделения властей. Проект, который составил Сперанский, означал, по сути дела, превращение самодержавной монархии в конституционную (с Конституцией, выборной думой и т.д.). Император одобрил этот проект, но осуществить его не решился. М.М. Сперанский попал в опалу и был сослан в Нижний Новгород. На этом либеральные заигрывания Александром I были завершены.

На втором этапе проведения внутренней политики после окончания Отечественной войны 1812 г. (1812-1825 г.) на первый план выдвигается крайний реакционер А.А. Аракчеев.

Эпопея 1812 г. и заграничный поход (1813-1815 гг.) глубоко потрясли всё русское общество. Патриотизм, проявленный всеми слоями общества, показал, что у дворян нет никакого морального права держать в крепостной зависимости массы крестьян. Но после победы всё оказалось по-прежнему. Большинство дворян-консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению были не только не нужны, но и опасны.

Проект по освобождению крестьян был разработан А.А. Аракчеевым.

(+) 1. Освобождение крестьян и наделение их землёй.

2. Освобождение за счёт казны, что выгодно помещикам и не затрагивало их сословные интересы.

3. Крестьяне освобождаются помещиками добровольно, без принуждения.

(-)1. Низкие темпы освобождения крестьян (могло растянуться на 200 лет) вследствие отсутствия в казне достаточного количества денег (5 млн. р. в год) и нежелание помещиков освобождать крестьян.

2. Обеспечение крестьян всего 2-мя десятинами земли. Это очень мало и заставило бы их арендовать землю у помещика.

В послевоенное время особенно остро встал вопрос о введении в России конституции. Это было связано с дарованием Царству Польскому и с тем, что на открытии польского Сейма в марте 1818 г. Александр заявил о намерении дать конституционное устройство России. В 1818 г. Александр I поручил министру юстиции Н.Н. Новосильцеву секретно подготовить проект конституции для России. При разработке ориентировались на польскую конституцию и на проект Сперанского. К 1821 г. текст документа был готов и одобрен царём. Он был назван «Государственная уставная грамота».

Россия становится федерацией и делится на 12 наместничеств;

Формируется представительская система на местах и в центре. Центральный представительный орган состоит из 2-х палат;

Монарх имеет право законодательной инициативы, внося законопроекты в «парламент»;

Без согласия «парламента» закон не может быть принят;

царь назначает сенаторов и утверждает депутатов нижней палаты, избираемых местными собраниями;

Гражданские свободы: неприкосновенность личности, свобода печати, вероисповедания, равенство всех перед законом и прочее.

Проект не был реализован, так как произошли революции в Испании и Италии. Встревоженный событиями царь, предпочёл отложить реализацию проекта.

В 1817-1818 гг. начали массово вводиться военные поселения. Начиная с Петра Великого, армия формировалась на основе рекрутских наборов. Нашествие французов показало медленность и неэффективность старой системы комплектования армии. Она не позволяла быстро увеличивать численность армии. Кроме того, после разорительного нашествия содержание армии за государственный счёт стало чувствительно сказываться на государственных финансах. Ввести принцип всеобщей воинской повинности в России было невозможно, поскольку большая часть населения являлись крепостными крестьянами и рабочими – они не могли быть отняты государством у их владельцев. Выход был предложен. С целью сокращения расходов на армию в экономически тяжёлое время было предложено перевести армию на «самоокупаемость» путём создания военных поселений. Смысл её был в том, что армия в мирное время может сама содержать себя, занимаясь производительным трудом. Разработка идеи была поручена Александром своему фавориту Аракчееву. Первые опыты были предприняты ещё до войны 1812 г. Было предложено следующее: в крестьянские поселения вводились воинские части, и все жители переводились на военное положение, приравниваясь к солдатам. Они должны были жить по армейским законам, но одновременно продолжали заниматься сельским хозяйством. Вся жизнь военных поселян строго регламентировалась: по команде военные поселяне должны были вставать, зажигать огонь, топить печь, выходить на работу, что коренным образом ломало их прежний привычный быт. Отрицательно это сказалось и на ведении хозяйства: торговля в этих поселениях замирала, урожаи падали. Введение военных поселений воспринималось обществом как тяжёлая, реакционная мера и приводило к сопротивлению крестьян и казаков (восстание военных поселян в 1819 г. в Чугуеве). Эта система была упразднена только в 1857 г.

Всё царствование Александра I было наполнено попытками реформ, однако практически все они остались нереализованными. Ввиду внешних условий, но преимущественно из-за сопротивления подавляющей части дворянства царь отказался от освобождения крестьян, от введения в России Конституции и формирования представительной системы.

Наши рекомендации